Урок мужества: Роль знания физики в годы ВОВ

Урок мужества посвящен 70-летию Победы Великой Отечественной войне. Целью урока является используя нетрадиционные обучения развивать инициативу учащихся.Научить делать самоанализ своей деятельности, критически осмысливать свои ошибки и достижения. Развивать умения и навыки самостоятельной работы. С целью военно-патриотического воспитания познакомиться с использованием ТД в годы Великой Отечественной войны, с ролью знания физики в годы испытания.                                                   ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок- мужества: «Использование тепловых двигателей и знаний по физике в годы Великой Отечественной войны».

Б.Ф Оразаева, преподаватель физики

колледжа сервиса. г.Семей.

Цели урока; Используя нетрадиционные методы обучения развивать инициативу учащихся. Научить делать самоанализ своей деятельности, критически осмысливать свои ошибки и достижения. Развивать умения и навыки самостоятельной работы. С целью военно-патриотического воспитания познакомиться с использованием ТД в годы Великой Отечественной войны, с ролью знания физики в годы испытания.

  1. Наглядность: Плакаты, рисунки (видео проектор).

  2. Вид урока: Урок - мужества.

V. Межпредметная связь: с военным делом, историей

VI. Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Вступительное слово преподавателя:

События Великой Отечественной войны все дальше уходят в прошлое. В учебниках истории им уделяется все меньше места. С другой стороны - это привело к тому, что вы мало знаете о героическом прошлом своего народа, своих прадедов. А это недопустимо! Поэтому на сегодняшнем уроке, чтобы как-то изменить ситуацию, вызвать интерес к событиям тех героических лет, чтобы доказать насколько важны знания человека в трудные минуты, использую тактико-технические характеристики вооружения, в годы Великой Отечественной войны мы проведем урок- мужества.

План урока:

  1. Сообщение «Танк -Т- 34». (Использование тепловых двигателей)

2. Сообщение «Ленинград, город-герой».

  1. Сообщение «Дорога жизни» (Использование водорода для заправки автомобилей, строительство трубопровода через дно Ладожского озера).

  2. Сообщение «Использование радиомин в годы Великой Отечественной войны.»

  3. Сообщение «Памятник Родине Матери» (Использование закона Гука).

  4. Сообщение «Воздушный таран» (Использование третьего закона Ньютона).

  5. Сообщение «Неравный бой» (Использование движения в жидкости).

  6. Решение логических, качественных задач на военную тематику связанную с использованием военной техники.

  7. Подведение итогов руководителя групп, оценивание работы учащихся.

  8. Обобщение урока преподавателем (Обзор предлагаемой литературы, подведение итогов урока, работы каждой группы)

1.Сообщение «Танк Т-34» (Тепловые двигатели)

Ученик группы «Танкисты» представил интересное сообщение о двигателе танка Т-34, по очерку «Огонь скорости, броня- вот такое Т-34» из книги Г.Смирнова «Рассказы об оружии».

Работы над созданием этого мотора начались в 1932 году, группой специалистов, в которую входили Т.Чупахин, И.Трашутин и другие. Им было предложено спроектировать V-образный 12 цилиндровый быстроходный двигатель- дизель. Первый образец мотора был испытан через год в 1933 году, он имел мощность 294 кВт (400 л.с). Затем мотор с большой тщательностью дорабатывался и к 1939 году уже мог развивать Мощность 368 кВт (500 л.с). И танк Т-34 был принят на вооружение постановлением правительства 19 декабря 1939 года.

Двигатель танка запущен в серийное производство и ему присвоена марка В-2. Конструкцию отличали прекрасные технические характеристики, так его масса в расчете на единицу мощности была 0,002 кг/кВт. (1,7 кг/мс)потребление горючего не велико.

Благодаря этому двигателю танк Т-34 обладал рекордной удельной мощностью 14кВт ( 19 л.с), которая позволила гармонично совместить мощное вооружение и хорошую броню с высокой скоростью хода с большим радиусом действия. В-2 был самым мощным таковым двигателем в мире тех лет, а Советский Союз Единственной страной, создавшей такой экономичный и надежный специально танковый дизель. По признанию фашистского полковника Эссера, сделанному им в докладе военно-технической секции союза германских инженеров 3 декабря 1942 года, этот мотор представлял собой «как смысле конструкции, так и по качеству обработки... безусловно, высокую ступень развития» и еще одно признание наших врагов об этом двигателе: когда гитлеровцы хотели скопировать для себя наш танк Т-34, то их «конструкторов как вспоминал фашистский генерал Гудерман,- смущало... не отвращение к подражанию, а невозможность выпуска требуемой важнейших деталей Т-34, особенно алюминиевого дизельного мотора».

Один из заводов Народного Комиссариата танковой промышленности СССР осенью 1941 году был эвакуирован на Урал. Спустя некоторое время после начала работы на новом месте с его конвейра сошли первые средние танки Т-34. Конструктор танка Т-34 был М.И. Кошкин. Этот танк, бесспорно, был подлинным шедевром в истории развития военной техники. К началу войны Советский Союз превзошел другие страны в танкостроении. От немецкого танка Т-Ш советский танк Т-34 выгодно отличался высокой подвижностью, проходимостью и мощностью двигателя. При полном боевом весе 28Т танк был вооружен 76-мм пушкой и двумя пулеметами. Запас хода по шоссе составлял 300 км, скорости- 55км/час. Наклон броневых листов существенно повышал снарядостойкость. Лобовые детали корпуса не пробивались даже 75-мм снарядами. При отсутствии боеприпасов Т-34 мог таранить средний немецкий танк Т-Ш, что часто происходило в танковых боях 1941 года. В ходе войны в связи появлением новых видов противотанкового оружия со стороны противника наши конструкторы снова взялись за расчеты. В 1943 году Т-34 претерпел изменения. Вместо короткоствольной 76 мм пушки с небольшой начальной скоростью снаряда были поставлена 85 мм длинноствольная- с большой начальной скоростью снаряда. Прежняя сварная башня из катанных листов была заменена шестигранной литой башней более простой конструкции. Толщина брони в лобовой части увеличилась с 45 до 90 мм. В годы войны танк Т-34 был признан лучшим средним танком мира. Таким Т-34 и завешал свое победное шествие на фронтах Великой Отечественной войне. Говоря о роли танков в современных условиях, надо подчеркнуть, что и в наши дни сухопутные войска, оснащенные мощными танками и артиллерией, при тесном взаимодействии с авиацией, всегда, в любых условиях будут играть важнейшую роль в достижении победы над врагом. Броневой щит нашей Родины надежно оберегает мирный труд советских людей. «Танк Т-34 произвел сенсацию, -пишет генерал Э. Шнейдер- русские, создав исключительно удачный и совершенно новый тип танка, совершили большой скачок вперед в области танкостроения... Попытка создать танк по образцу русского Т-34 после его тщательной проверки немецкими конструкторами оказались неосуществимой».

Значительный рост выпуска наиболее современных и мощных машин (усовершенственных Т-34 и ИС) дал Советской Армии возможность непрерывно наращивать свою ударную силу. Советская промышленность в 1942-44 годах ежемесячно производила свыше 2 тыс. танков, промышленность Германии только в мае 1944 года достигла максимума-1450 танков. За годы войны Советская Танковая промышленность фашистской Германии с января 1941 года по май 1945 года -43,4 тыс. танков.

2.Сообщение «Ленинград, город-герой».

Ленинград, город-герой, один из крупнейших политических, экономических, научных и культурных центров СССР. В годы Великой Отечественной войны

Ленинград являлся одним из важнейших объектов, намеченных для захвата гитлеровской Германией. На защиту города поднялись все жители: около 500 тыс. ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тыс. ушли добровольцами в народное ополчение, в ряды Советской Армии и партизанские

отряды. Было сформировано 10 ополченских дивизий и 16 отдельных пулеметно-артиллерийских батальонов общей численностью свыше 130 тыс человек, 20 тыс влилось в батальоны МПВО, 17 тыс-в истребительные батальоны. Не сумев овладеть Ленинградом с ходу, враг перешел к длительной осаде. Блокада города и варварские обстрелы продолжались 900 дней. За это время фашисты обрушили на Ленинград свыше 100тысяч фугасных и зажигательных авиабомб, выпустили около 150 тысяч снарядов. Зимой 1942/42 г по льду Ладожского озера была проложена военно-автомобильная дорога, летом 1942 года по дну озера - Ладожский трубопровод, осенью- энергетический кабель. В феврале 1943 года, после прорыва блокады Ленинграда в город пришли поезда с продовольствием, боеприпасами, сырьем. В результате Ленинградско-Новгородской операции 1944 в январе-феврале войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов при поддержке Краснознаменного Балтийского флота сняли блокаду окончательно.

3.Сообщение. «Дорога жизни» (Использование водорода для заправки
автомобилей, строительство трубопровода через дно Ладожского
озера).

Листая книги о Великой Отечественной войне я много узнал о «Дороги жизни» и хочу с этим поделится.

«Дорога жизни», единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, проходящая через Ладожское озеро (в период навигации по воде, зимой по льду) и связывавшая с сентября 1941 года по март 1942 года блокированный немецко-фашистскими войсками Ленинград с тыловыми районами страны. «Дорога жизни» сыграла большую роль в обороне Ленинграда (эвакуация населения, оборудование заводов и фабрик, подвоз продовольствия, топлива, подкреплений, вооружений).

Всего по «Дороге жизни» в Ленинград было перевезено 1615 тыс. тонн грузов, эвакуировано около 1376 тыс. человек. Автомашины перевозившие в блокадный Ленинград продовольствия, топлива, оружия и людей заправлялись водородом, чтобы враг не услышал гула моторов. Прорыв блокады Ленинграда 1943 году, наступательная операция с кодовым названием «Искра», войск Ленинградского и Вольховского фронтов во взаимодействии с Краснознаменным Балтийским флотом проведенная с 12-30 января. Наступая навстречу друг другу, войска фронтов 18 января соединились в районе №1 и №5. Был пробит коридор вдоль берега Ладожского озера шириной 8-11 км, который восстановил прямую сухопутную связь Ленинграда со страной. В течении 17 суток по берегу были проложены железные и автомобильные дороги. Вражеская блокада была прервана.

Ладожский трубопровод, магистральный трубопровод, проложенный по дну Ладожского озера в мае-июне 1942 года для обеспечения горючим войск Ленинградского фронта и Ленинграда в период его блокады. Общая протяженность 35 км, глубина прокладки подводной части местами достигла 12м. С июня 1942 года по март 1943 года по Ладожскому трубопроводу поступило свыше 40000 тонн горючего.

(Демонстрируется Мемориал на площади Победы в Ленинграде.)

4.Памятники Великой Отечественной войны, сооружены в память выдающихся военных событий, деятелей, героев фронта и тыла. Сегодня хочется остановиться на одном из огромных ансамблей героям Сталинградской битвы.

Мамаев Курган, возвышенность в центральной части Волгограда, район ожесточенных боев советских войск против немецко-фашистских захватчиков

В сентябре 1942- январе 1943 во время Сталинградской битвы 1942-1943.

В 1967 на Мамаевом Кургане открыт архитектурно- скульптурный мемориальный ансамбль.(демонстрируется Памятник Родине- Матери).

5.Сообщение «Памятник Родине Матери» (Использование закона Гука).

Ансамбль героям Сталинградской битвы (показываются диапозитивы), автором которого является Герой Социалистического Труда Е.В.Вучетич. Завершает этот ансамбль величественная скульптура Матери-Родины, в гневе поднявшей на врагов Отчизны карающий меч. Она видна со всех концов города. Прежде чем делать эту громадную фигуру- высота скульптуры вместе с фундаментом 101 м, длина меча 29 м, вес сооружения-8 тыс. т, нужно было рассчитать прочность и устойчивость статуи, учтя сильные ветры, дующие в той местности. Это оказалось делом непростым. Используя Закон Гука (величина деформации прямо пропорциональна силе упругости), вычислили возможные , а затем и допустимые напряжения в статуе. На основание этого решили скульптуру выполнить из прочного железобетона с толщиной 25-30 см, снаружи покрыть ее специальным гидрофобным составом, который впивается в поры бетона и предохраняет его от проникновения влаги, а меч сделать из стали. Для погашения действия силы вихрей в скульптуре предусмотрели сквозные отверстия-шлюзы. Кроме того, для придания большей устойчивости при ветровых нагрузках в торсе статуи решили натянуть 77 прочных канатов, такие же канаты пропустить внутри рук: 12 в правой и 10 в левой; сила натяжения каждого каната -650 кН.За канатами ведутся наблюдение, при надобности они подтягиваются специальными устройствами. Особая группа научно-исследовательского института следит за креном и осадкой скульптуры, её колебаниям, силой ветра. Для этого внутри статуи оборудована лаборатория, в которой имеется пульт с различными приборами: сейсмографами и др. ежегодно проводится профилактически осмотр памятника, во время которого проверяется внутренняя и наружная поверхности: в этой работе участвуют инженеры-специалисты, верхолазы и даже альпинисты. Люди, которые восхищенно смотрят на замечательный мемориальный комплекс, часто и не подозревают что кроме скульпторов и художников в его созданий и функционировании принимали участие и инженеры.

6. «Кто с мечем к нам придет, тот от меча и погибнет»- не раз подтверждала история миролюбивого советского народа этот афоризм Александра Невского.И грозным предупреждением о том, что ждет любого врага, посягнувшего на державу, на мир, служит тот меч, что вознесен ввысь рукой гигантской скульптуры Матери - Родины на сталинградском Мамаевом кургане.И другой меч, вложенный в руку бронзового солдата-освободителя, высоко поднявшего спасенную им немецкую девочку и рассекающего у ног своих фашистскую свастику в берлинском Трептов- парке.

7.Сообщение «Военно-морской флот».

Военно - морской флот СССР, к началу Великой Отечественной войны насчитывал около 1000 боевых кораблей (в том числе 3 линкора,7 крейсеров,54 эсминца и лидера,212 ПЛ и другие),свыше 2,5 тыс самолетов морской авиации и 260 батарей береговой артиллерии.

В ходе Великой Отечественной войны Советский военно - морской флот вел активные боевые действия, участвуя вместе с приморскими группировками Советской Армии в наступательных и оборонительных операциях, уничтожая корабли противника и нарушая его морские коммуникации, защищая свои морские, речные и озерные перевозки, а Северный флот в контакте с Военно- морскими силами Великобритании и США обеспечивал и внешние коммуникации. Свыше 400тыс моряков сражались на сухопутных фронтах, обороняли Одессу, Ставрополь, Керчь, Москву, Ленинград. За годы войны было высажено более 100 морских оперативных и тактических десантов. Более 350тыс моряков награждены орденами и медалями, свыше 500 присвоено звание Героя Советского Союза. Немаловажную роль сыграли и торпедные катера. Разработка проекта 123бис,являющегося корректировкой проекта 123 (ТКА «Комсомолец»)была выполнена конструкторским бюро завода № 639 в Тюмени (главный конструктор Ф.Л.Ливенцев)в 1943году. Корректированным проектом предусматривалась установка торпедных аппаратов трубчатого типа с обогревом торпед, усиление пулеметного вооружения, повышение мореходных качеств путем увеличения развала носовых шпангоутов и длины катера.

Серийное строительство катеров проекта 123 бис велось в Тюмени. Головной катер проекта флот получил 31 октября 1944 года. Всего в период с 1944 по 1948 год было построено 120 катеров этого проекта. Серийные катера вооружались четыремя 12,7-мм пулеметами в двух спаренных установках УК-2 (вместо 2 пулеметов на головном катере). При нормальном водоизмещении 19,2 т катера развивали скорость 48 уз. В ходе эксплуатации катеров этого проекта выявилась недостаточная прочность подмоторных фундаментов и днища под гребными валами, что привело к необходимости их подкрепления

8.Сообщение «Неравный бой» (Использование движения в жидкости).

Есть замечательная книга, которая называется, «По отцовскому следу», написанная двумя авторами: Леонидом Гуманенко и Владиславом

Муштаевым. Авторы книги - наши современники. В этой книге они рассказывают о своих отцах, отдавая тем самым не только дань сыновей, но и сверяя жизнь послевоенных поколений с теми критериями доблести, гражданственности, которые оставлены нам творцами Победы.

Леонид Гуманенко - сын Героя Советского Союза Владимира Гуманенко, катерника, воевавшего в Прибалтийском флоте.

Владимир Муштаев - сын летчика-испытателя Петра Фомича Муштаева.

Для наших воинов погодные условия, того боя не имели никакого значения. В любой момент, в любую погоду, не смотря на голод и 45-градусный мороз, они были готовы выйти на защиту своей Родины - будь то в море, в воздухе..

Впервые в истории, в бою 13 июля 1941 года, балтийцы атаковали с неслыханной дерзостью 4 против 48.

Спустя 10-летия, бывший командующий Балтийским флотом, доктор исторических наук, адмирал В.Ф. Трибуц, даст анализ этому легендарному бою: «Впервые в истории военно-морского флота торпедные катера самостоятельно, без поддержки и наведения, в условиях хорошей видимости, атаковали врага, во много раз превосходящего по силам, и нанесли ему значительный урон».

Этот первый мощный удар, которым Краснознаменный Балтийский флот разгромил караван фашистских транспортеров, имел широкие отклики в печати многих зарубежных стран.

9.Сообщение «Авиация».

Военно-воздушные силы совместно с другими видами Вооруженных сил и самостоятельно выполняли следующие задачи : борьба за господство в воздухе, удары по группировкам сухопутных войск и Военно-Морских сил, разрушение военно-промышленных объектов, дезорганизация управления войсками и оружием; авиационная поддержка войск и сил флота и их прикрытие с воздуха; нарушение перевозок, десантирование и воздушные перевозки войск и различных материальных средств; воздушная разведка. К середине 1941 военно-воздушные силы имели в своем составе 53,4% самолетов истребителей,41,4% бомбардировщиков и штурмовиков,3,2 % разведчиков. К началу Великой Отечественной войны было сформировано 19 авиационных полков, перевооружение частей новой техникой и реорганизация авиационного тыла не были завершены. В первый день войны немецко-фашистская авиация нанесла внезапные удары по советским аэродромам, на которых базировалось 65% авиации западных пограничных войск. Авиация противника на ряде направлений советско-германского фронта захватила господство в воздухе. В тяжелых условиях начавшейся войны, советское правительство принимали меры, направленные на укрепление военно-воздушных сил, перестройку авиационной промышленности, подготовку и воспитание авиационных кадров в соответствии с требованиями военного времени. К середине лета 1943 советские военно-воздушные силы прочно завоевали господство в воздухе. За годы Великой Отечественной войны советские летчики совершили около 3млн.125 тыс. самолето-вылетов и нанесли противнику большой урон в живой силе и технике Только в воздушных боях и на аэродромах уничтожено 57 тысяч боевых самолетов противника. Советские военно-воздушные силы оказали большую помощь партизанам. Совершив 110 тысяч самолето-вылетов, перевезли свыше 83 тысяч партизан, доставили 17 тысяч тонн вооружения, боеприпасов, продовольствия и медикаментов. За успешное выполнение боевых заданий, мужество и отвагу свыше 200тысяч воинов-авиаторов награждены орденами и медалями,2332 - присвоено звание героя Советского союза,65 летчиков удостоены его дважды, а А.И. Покрышкин и И.Н. Кожедуб - трижды. Советские летчики в первый, наиболее трудный период войны применили свыше 200 таранов, сотни авиаторов повторили подвиг Н.Ф. Гастелло.

С каждым днем, побед над фашистами, становилось больше.

И, благодаря патриотизму ученых и военных, энтузиазму, любви к Родине, мы победили.Все новейшие разработки внедрялись мгновенно, благодаря любви к Родине и жажде Победы.

10. Сообщение «Воздушный таран» (Использование третьего закона
Ньютона).

Прием, применявшийся в воздушном бою в исключительных случаях, когда не было возможности уничтожить самолет противника огнем стрелково-пушечного вооружения самолета. Заключался в нанесении удара фюзеляжем, крылом или лопастями винта самолета по самолету противника. В начальный, наиболее трудный период войны советские летчики применили более 200 воздушных тарана. Первыми в годы войны 8 июля звание героя Советского союза удостоены летчики М.П. Жуков, С.И. Здоровцев, П.Т. Харитонов, таранившие фашистские самолеты на подступах к Ленинграду. Летчик Б.И. Ковзан совершил 4 воздушных тарана. Всего за годы войны совершено было более 450 воздушных тарана.

11.Сообщение «Использование радиомин в годы Великой Отечественной войны.»

Советская радиотехника внесла свою достойную лепту и в укреплении обороны страны. Во время Великой Отечественной войны в нашей стране построена самая мощная в мире 1200-киловаттная средневолновая радиовещательная станция. Советская армия и партизанские соединения располагали такими средствами радиосвязи, которые в немалой мере способствовали победе над фашистскими захватчиками. Советская армия использовала радио не только как средство связи. С помощью радио в тылу врага приводили в действие на больших расстояниях от фронта взрывные устройства радиомины, первые образцы которые были созданы еще в 1925 году. С помощью радиомин был уничтожен вместе с офицерами и охраной в своей резиденции гитлеровский комендант Харькова, взлетели на воздух во время важного совещания около 200 старших офицеров вермахта в Одессе, в ответственный момент боев под Москвой рухнул вместе с идущими по нему вражеским составом , мост через Истру и т.д.

«Подобного оружия не было в немецкой армии ни перед войной, не во время войны. Лишь осенью 1942 года немецким сапером удалось обнаружить одну такую мину. Ее отвезли в Германию и потратили больше года, чтобы скопировать советский образец. Несмотря на грозные приказы самого Гитлера, наладить производство радиофугасов фашистам не удалось.

12. Решение логических, качественных задач на военную тематику связанную с использованием военной техники.

1.Будет ли обыкновенный компас давать правильные показания в кабине бронетранспортера, танка, в салоне самолета?

Ответ:Нет, так как в указанных машинах он будет окружен ферромагнитным материалом.

  1. В кинофильме «Освобождение» показано, как во время Великой Отечественной войны при наступлении наших войск в Белорусских лесах для проезда по заболоченным местам солдаты делали настил из хвороста, бревен, досок и другого подручного материала. С какой целью это делалось?

Ответ: Чтобы увеличить площадь опоры транспорта и тем самым уменьшить давление ,производимое на грунт, это позволяло проезжать по заболоченным местам.

  1. Почему стальные корпуса кораблей, танков, бронетранспортеров оказываются намагниченными?

Ответ: Намагниченность этих и других стальных сооружений объясняется действием магнитного поля Земли.

  1. Почему военным радистам не рекомендуют в грозу работать с переносной радиостанцией при незаземленной антенне?

Ответ :Металлическая антенна во время грозы электризуется на ней скапливаются заряды ,противоположные по знаку тем, которые находятся в туче, поэтому между антенной и тучей может возникнуть разряд. Если антенна не заземлена ,радиостанция может быть повреждена, а радист подвергается опасности.

5.Летчик утверждал, что, пролетев S км от некоторого пункта Земли точно на север, затем столько же километров на восток, а потом столько же километров на юг, он оказался над тем же самым пунктом Земли. Может ли так быть?

Ответ:Может. Этот пункт - Южный полюс.

6.Какая из чаек находится выше над уровнем моря: сидящая на шпиле Исаакиевского собора, высота которого 101м,или плавающая в Днепре в районе г. Смоленска?

Ответ:Ленинград расположен выше уровня моря примерно на 2 м ,а Смоленск - на 160м. Значит, чайка была выше в г. Смоленске.

7.Как выгоднее взлететь самолету: по ветру или против ветра?

Ответ: Выгоднее взлететь против ветра. Подъемная сила тем больше, .чем больше скорость самолета по отношению к окружающему воздуху .При взлете по ветру скорость самолета относительно воздуха равна разности скоростей относительно Земли и скорости ветра ,а при взлете против ветра скорость самолета относительно воздуха сумме этих скоростей. Поэтому при взлете против ветра самолет отделится от Земли при меньшей скорости относительно Земли, а это выгоднее и безопаснее.

8.Пуля пролетает в первую секунду 340м.Выстрел производится с танка вдоль дороги в тот момент, когда расстояние до цели составляет 340м.Безветрие. Что раньше достигнет цели: пуля или звук выстрела. Ответ дайте в случаях, когда танк: 1) приближается к цели; 2) стоит на месте; 3) удаляется от цели. Скорость звука 340 м/с.

Ответ: Скорость звука (как и скорость света)не зависит от скорости источника. Поэтому раньше достигнет цели:1)пуля;2)одновременно; 3)звук.

9.Стальной корпус морских судов намагничивается в магнитном поле Земли. Плавающие в море мины взрываются при приближении такого судна. Чтобы уберечь корабль от мин, корпус судна обвивают кабелем с электрическим током. В чем суть такого способа защиты судна?

Ответ: Магнитное поле корабля компенсируется магнитным полем тока, и взрыватель морской мины не срабатывает.

13. Обобщение урока преподавателем (Обзор предлагаемой литературы, подведение итогов урока).

14.Домашнее задание. Повторить п.ЗО . Физика- 10 класс.

Используемая литература.

1.Великая Отечественная война. 1941-1945г словарь-справочник М.М. Курьян

2.Рассказы об оружии Г. Смирнов.

3.Колебания и волны в курсе физики средней школы.

4. Блокадная книга. А.Адамович, Д.Гранин.

5.По отцовскому следу. Л Гуманенко, В Мустафаев.

  1. Дорога Победы осажденного Ленинграда. В.М.Ковальчук.

  2. Великая Отечественная война 1941-1945 (в фотографиях и кинодоку-

ментах).

© 2010-2022