- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по математике 6 класс
Рабочая программа по математике 6 класс
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ширко М.В. |
Дата | 15.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Основой данной рабочей программы по математике для 6 класса является авторская программа И. И. Зубаревой и А. Г. Мордковича для 6 класса общеобразовательной школы . Программа соответствует Государственному стандарту основного общего образования по математике и реализуется на основе УМК «Математика. 6 класс»/ И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович - М., Мнемозина, 2012 г. Резервные часы использованы для выполнения работы над ошибками к контрольным работам.
Целевой ориентир в уровне сформированности ключевых компетенций соответствует целям изучения математики в основной школе, заложенным в программе И. И. Зубаревой и А. Г. Мордковича:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Содержание тем учебного курса 6 класса.
Арифметика.
Рациональные числа (40 ч.)
Целые числа: положительные , отрицательные и нуль. Модуль (абсолютная величина) числа. Сравнение рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами.
Числовые выражения, порядок, действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.
Проценты. Нахождение процента от величины, величины по ее проценту, процентного отношения. Задачи с разными процентными базами.
Отношение, выражение отношения в процентах. Пропорция. Пропорциональные и обратно пропорциональные величины.
Натуральные числа (20 ч.)
Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2,3,5,9,10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное.
Дроби (40ч.)
Арифметические действия с обыкновенными дробями: сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (случаи, требующие применения алгоритма отыскания НОК), умножение и деление обыкновенных дробей. Нахождение части от целого и целого по его части в один прием.
Начальные сведения курса алгебры.
Алгебраические выражения . Уравнения (44ч.)
Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение подстановки в буквенные выражения. . Равенство буквенных выражений. Упрощение выражений, раскрытие скобок (простейшие случаи). Алгоритм решения уравнения переносом слагаемых из одной части уравнения в другую.
Решение текстовых задач алгебраическим методом (выделение трех этапов математического моделирования).
Отношения. Пропорциональность величин.
Координаты (8 ч.)
Координатная прямая. Изображение чисел точками координатной прямой. Геометрический смысл модуля числа. Числовые промежутки : интервал, отрезок, луч. Формула расстояния между точками координатной прямой.
Декартовы координаты на плоскости; координаты точки.
Начальные понятия и факты курса геометрии.
Геометрические фигуры и тела, симметрия на плоскости (12ч.).
Центральная и осевая симметрия. Параллельность прямых. Окружность и круг. Число п. Длина окружности. Площадь круга.
Наглядные представления о шаре, о сфере. Формулы площади поверхности сфера и объема шара.
Элементы теории вероятностей.
Первые представления о вероятности (6ч.)
Число всех возможных исходов, правило произведения. Благоприятные и неблагоприятные исходы. Подсчет вероятности события в простейших случаях.
Всего 170 часов, 5 часов в неделю
Тематическое планирование.
5 часов в неделю, 170 часов.
№ урока
Изучаемый материал
Кол-во часов
Примечание
1-2
Повторение материала, изученного в 5 классе.
2
3
Стартовый контроль.
1
Глава1. Положительные и отрицательные числа.
4-9
1.Поворот и центральная симметрия
6
10-13
2. Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая.
4
14-17
3.Противоположные числа. Модуль числа.
4
18-21
4.Сравнение чисел.
4
22-24
5.Параллельность прямых.
3
25
Контрольная работа №1.
1
26-29
РНО.6.Числовые выражения , содержащие знаки +, -
3
30-33
7.Алгебраическая сумма и ее свойства
4
34-36
8.Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел
3
37-39
9.Расстояние между точками координатной прямой
3
40-42
10.Осевая симметрия
3
43-45
11.Числовые промежутки
3
46
Контрольная работа №2
1
47-49
РНО.12.Умножение и деление положительных и отрицательных чисел
3
50
13.Координаты
1
51-55
14.Координатная плоскость
5
56-59
15.Умножение и деление обыкновенных дробей
4
60-62
16.Правило умножения для комбинаторных задач
3
63
Контрольная работа №3
1
64.
Работа над ошибками
1
Глава2. Преобразование буквенных выражений
65-68
17.Раскрытие скобок
4
69-74
18.Упрощение выражений
6
75-78
19.Решение уравнений
4
79-80
20.Решение задач на составление уравнений
2
81-86
19.Решение уравнений. 20.Решение задач на составление уравнений(продолжение)
6
87
Контрольная работа №4
1
88
Работа над ошибками
1
89-91
21.Две основные задачи на дроби
3
92-94
22.Окружность.Длина окружности.
3
95-97
23.Круг. Площадь круга.
3
98-99
24.Шар. Сфера.
2
100
Контрольная работа №5
1
101
Работа над ошибками
1
102-104
25.Делители и кратные
3
105-108
26.Делимость произведения
4
109-112
27.Делимость суммы и разности чисел
4
113-116
28.Признаки делимости на 2,5,10,4 и 25
4
117-120
29.Признаки делимости на 3 и 9
121
Контрольная работа №6
1
122
Работа над ошибками
1
123-126
30.Простые числа .Разложение числа на простые множители
4
127-128
31.Наибольший общий делитель
2
129-131
32.Взаимно-простые числа. Признак делимости на произведение. Наименьшее общее кратное
3
132
Контрольная работа №7
1
133-136
РНО.33.Отношение двух чисел
4
137-140
34.Диаграммы.
4
141-144
35.Пропорциональность величин
4
145-149
36.Решение задач с помощью пропорций
5
150
Контрольная работа №8
1
151
Работа над ошибками
1
152-158
37.Разные задачи
7
159-160
38.Первое знакомство с понятием вероятности
2
161-162
38.Первое знакомство с подсчетом вероятности
2
163-164
Повторение
2
165
Итоговая контрольная работа
1
166-170
РНО. Итоговое повторение.
5
Требования к математической подготовке обучающихся на конец 6 класса.
Учащиеся должны иметь представление:
- о числе и числовых системах от натуральных до рациональных чисел;
- о вероятности, о благоприятных и неблагоприятных исходах; о подсчете вероятности;
- о пропорциональных и обратно пропорциональных величинах.
Учащиеся должны знать\понимать:
- как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики
Учащиеся должны уметь:
- использовать символический язык алгебры, выполнять тождественные преобразования простейших буквенных выражений , применять приобретенные навыки в ходе решения задач;
- решать линейные уравнения , применять данные умения для решения задач;
- решать задачи выделением трех этапов математического моделирования;
- составлять и решать пропорции;
- использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- применять правило произведения при решении простейших вероятностных задач.
Арифметика
уметь:
- выполнять арифметические действия с рациональными числами , находить значения числовых выражений;
- сравнивать рациональные числа;
- находить значения числовых выражений;
-находить процент от величины, величину по ее проценту, процентное отношение;
- раскладывать натуральные числа на простые множители;
- находить наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное;
- находить часть от целого и целое по его части в один прием;
- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-решения несложных практических расчетных задач , в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькуляторов, компьютера;
- устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
- интерпретация результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
Начальные сведения курса алгебры
уметь:
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выполнять тождественные преобразования простейших буквенных выражений;
-изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки на плоскости; строить точки с заданными координатами;
- решать линейные уравнения;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат , проводить отбор решений , исходя из формулировки задачи;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-моделирование практических ситуаций и исследование построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
Начальные понятия и факты курса геометрии.
уметь:
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
- изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию задачи, осуществлять преобразование фигур;
- распознавать на чертежах , моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
- вычислять значения геометрических величин (длин, площадей, объёмов);
- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур, применяя дополнительные построения, преобразования симметрии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- описание реальных ситуаций на языке геометрии;
- построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир)
Элементы теории вероятностей.
уметь:
-применять правило произведения при решении простейших вероятностных задач;
- находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выстраивания аргументации при доказательстве(в форме монолога и диалога);
-решение учебных и практических задач , требующих систематического перебора варианто
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Список учебников и учебных пособий:
-
Государственный стандарт основного общего образования по математике.
-
За страницами учебника математики. Пособие для учащихся 5-6 классов средней школы. - М.: Просвещение, 1989.
-
История математики в школе: 5-6 кл. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981.
-
Математика. 6 класс: поурочные планы по учебнику И. И. Зубаревой, А. Г. Мордковича (авт.-сост. Е. А. Ким). - Волгоград: Учитель, 2012.
-
Математика. 5-6 кл. Методическое пособие для учителя / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович - 2-е изд. - М.: Мнемозина, 2012
-
Программы. Математика 5-6 кл. / авт.-сост. И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович.- М.: Мнемозина, 2012
-
Чесноков А. С., Нешков К. И. Дидактические материалы по математике для 6 класса средней школы. - М.: Просвещение, 2002-2003.
-
Шарыгин И. Ф., Шевкин А. В. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2003.
Литература для учащихся.
-
За страницами учебника математики. Пособие для учащихся 5-6 классов средней школы. - М.: Просвещение, 1989.
-
Чесноков А. С., Нешков К. И. Дидактические материалы по математике для 6 класса средней школы. - М.: Просвещение, 2002-2003.
-
Шарыгин И. Ф., Шевкин А. В. Задачи на смекалку. Учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2003.