Методическая разработка Построение сечений многогранников

Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ

ГАОУ ВПО «Альметьевский государственный институт муниципальной службы»

Методическая разработка Построение сечений многогранников






Методическая разработка

По дисциплине: «Математика»

Для студентов ССУЗов по разделу

«Построение сечений многогранников»









Составила: Хадеева Залфира Махмудовна

преподаватель математики

торгово-экономического факультета

среднего профессионального образования




Альметьевск, 2014

Тема: Построение сечений многогранников

Цель занятия:

1) Ввести понятия сечения многогранников

2) Сформировать у учащихся умения строить сечения в пространственных фигурах.

3)Способствовать формированию практических компетенций в выборе наиболее рациональных способов решения задач.

4) Развивать пространственное воображение у учащихся при решении геометрических задач

5)Развивать геометрическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся

6) Воспитывать самостоятельность познавательного интереса к предмету

Тип урока: урок формирования новых понятий.

Все чертежи выполнены в программе Paint

Презентация выполнена в программе: Microsoft PowerPoint

План занятия:

1)Организационный момент

2) Актуализация знаний о пространственных фигур

3) Изучение нового материала:

А) сечение тетраэдра с плоскостью

Б) сечение куба, параллелепипеда с плоскостью

В) сечение пирамиды с плоскостью

4) формирование практических навыков и самостоятельная работа с самопроверкой

5) постановка домашнего задания и подведение итогов.

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал в виде готовых чертежей с задачами, макеты многогранников, индивидуальные карточки.

Методы работы: наглядный, практический, проблемно-поисковый, метод самостоятельной работы, метод контроля

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, самостоятельная

Ход урока:

  1. Организационный момент

Преподаватель проверяет готовность учащихся к занятию по темам: «Тетраэдр», «Параллелепипед», «Свойства параллельных плоскостей». Также преподаватель ознакомляет студентов с темой занятия: «задачи на построение сечений в многогранниках и решение задач связанных сечением».

  1. Актуализация знаний

Учащийся №1 выходит к доске с сообщением и презентацией на тему «Тетраэдр», одновременно на мультимедийном экране высвечивается изображение тетраэдра, для того чтобы учащийся смог наглядно продемонстрировать элементы фигуры. (ребра, грани, вершины, боковые грани)

Учащийся №2 выходит к доске с сообщением презентацией на тему «Параллелепипед и его свойства», одновременно на мультимедийном экране высвечивается изображение тетраэдра, для того чтобы учащийся смог наглядно продемонстрировать элементы фигуры. (ребра, грани, вершины, боковые грани)

Учащийся №3 выходит к доске с сообщением и презентацией о признаках параллельности двух плоскостей. Одновременно на мультимедийном экране высвечиваются изображения соответствующие данной теме докладчика.

  1. Изучение нового материала.

Преподаватель:

- Сечение многогранников плоскостью используется при решении многих стереометрических задач. Рассмотрим сечение плоскостями проходящими через данные точку и прямую, через три данные точки, а также сечения, способ задания которых содержит условия параллельности сечения данной плоскости, данной прямой или двум данным прямым.

Построить сечение многогранника плоскостью - это значит указать точки пересечения секущей плоскости с ребрами многогранника и соединить эти точки отрезками, принадлежащими граням многогранника. Точки пересечения плоскости сечения с ребрами многогранника будут вершинами, а отрезки, принадлежащие граням, - сторонами многоугольника, получившегося в сечение. [1, C 27-29].

Рассмотрим простые задачи

Задача №1 (Слайд 3)

Провести сечение через ребро AD и точку М ребра CB.

Методическая разработка Построение сечений многогранников

Задача №2 (Слайд 3)

Провести сечение через D и точки M и N на ребрах AB и BC

Методическая разработка Построение сечений многогранников

Вывод делают учащихся: Построение сечения основано на простом следствии из аксиом стереометрии: Если две плоскости имеют две общие точки , то прямая проходящая через эти точки, является линией пересечения данных плоскостей.

Задача №3 Слайд 4)

Построить сечение тетраэдра плоскостью, проходящей через точку

M ребра AD параллельно грани ABC.

Методическая разработка Построение сечений многогранников

(Методическая разработка Построение сечений многогранников)Методическая разработка Построение сечений многогранников=Методическая разработка Построение сечений многогранников, Методическая разработка Построение сечений многогранников, Проведем через точку M прямую, параллельную прямой AB и в пересечении ее с ребром BD находим вершину P сечения. Отрезок MP сторона сечения. Аналогично Методическая разработка Построение сечений многогранников, Методическая разработка Построение сечений многогранников. [4, C 366 - 373].

Вывод: Если две параллельные плоскости пересечены третьей плоскостью, то линии пересечения параллельны.

Преподаватель: Тетраэдр имеет четыре грани, поэтому его сечение могут быть треугольники и четырехугольники.

Рассмотрим построение сечения тетраэдра плоскостью, проходящие через точки M, N, P на ребрах тетраэдра. Точки M и N заданы так,

а) прямые MN и АС не параллельны

б) прямые MN и АС параллельны.

а) Отрезки MN и NP являются сторонами сечения. Точка Р- общая для плоскостей MNP и ABC. (рис.а)

Методическая разработка Построение сечений многогранников

Вторую общую точку находим в пересечении прямых MN и АС

Методическая разработка Построение сечений многогранников(рис.б).

Методическая разработка Построение сечений многогранников

Прямая SP линия пересечения плоскостей MNP и ABC и пересечение этой прямой с ребром АВ дает вершину Q.

Методическая разработка Построение сечений многогранниковQ, Методическая разработка Построение сечений многогранников сечение тетраэдра MNPQ (Слайд 5) [2, C-12]

Методическая разработка Построение сечений многогранников

б) Если MN Методическая разработка Построение сечений многогранниковAC, то прямая MN параллельна грани АВС, значит плоскость MNP пересекает эту грань по прямой QP,параллельной прямой MN, Q-точка пересечения ребра СВ.(рис в)

Методическая разработка Построение сечений многогранников

Вывод: Если плоскость и проходит через прямую, параллельную другой плоскости, и пересекает эту плоскость, то линия пересечения плоскостей параллельна данной прямой.(Слайд 6) [3, C-8]

Преподаватель: Рассмотрим несколько нестандартных задач

Задача 1. Построить сечение тетраэдра DABC плоскостью MNP, где точка М расположена на ребре AD, точка N в грани BCD и точка Р в грани АВС тетраэдра

Методическая разработка Построение сечений многогранников

Для того чтобы построить линию пересечения плоскости какой-либо грани с плоскостью MNP, необходимо найти еще оду общую точку для этих плоскостей. Тоска Р - общая для плоскостей АВС и MNP. Второй общей точкой является точка перечения прямой MN с плоскостью АВС.

Методическая разработка Построение сечений многогранников

Через точки M, N и вершину D тетраэдра проводим плоскость, строим ее линию пересечения АМетодическая разработка Построение сечений многогранников с плоскостью АВС. Общая тоска Методическая разработка Построение сечений многогранников прямых MN и AМетодическая разработка Построение сечений многогранников и является точкой пересечения прямой MN с плоскостью АВС.

Методическая разработка Построение сечений многогранников

Прямая PМетодическая разработка Построение сечений многогранников - линия пересечения плоскостей MNP и АВС. Вершины Методическая разработка Построение сечений многогранников и Методическая разработка Построение сечений многогранников находим как точки пересечения прямой PМетодическая разработка Построение сечений многогранниковc ребрами ВС и АВ, пересечение прямой Методическая разработка Построение сечений многогранниковN с ребром CD дает вершину Методическая разработка Построение сечений многогранников. Получим сечение - четырехугольник MМетодическая разработка Построение сечений многогранниковМетодическая разработка Построение сечений многогранниковМетодическая разработка Построение сечений многогранников (Слайд 7) 4, С 373].

Методическая разработка Построение сечений многогранников

Задача 2. Построить сечение тетраэдра по трем точкам: М - в грани АВС, N - в грани BCD и Р - в грани АСD .

Методическая разработка Построение сечений многогранников

Для нахождения точки пересечения прямой MN с плоскостью ACD проведена вспомогательная плоскость через эту прямую и вершину В тетраэдра.

Методическая разработка Построение сечений многогранников

Прямая Методическая разработка Построение сечений многогранников - пересечение этой плоскости с плоскостью ACD. Точка Методическая разработка Построение сечений многогранников является точкой пересечения прямой MN с плоскостью ACD .(Слайд 8) [4, C-372].

Методическая разработка Построение сечений многогранников

Преподаватель: Рассмотрим, какие многоугольники могут получиться в сечении параллелепипеда. Построение искомого сечения зависит от того, на каких ребрах параллелепипеда лежат точки M, N, P.

1 случай, когда эти точки лежат на ребрах, выходящих из одной вершины (Слайд 9)

Методическая разработка Построение сечений многогранников

2 случай. Построить сечение куба плоскостью, проходящей через три данные точки, являющихся либо вершинами куба, либо серединами его ребер (Слайд 9)

Методическая разработка Построение сечений многогранников

3 Случай. Если три точки M,N,P расположены так, как показано, то сначала нужно провести отрезки MN и NP, затем через точку М провести прямую параллельную NP, а через точку Р провести прямую, параллельную MN. Пересечение этих прямых с ребрами нижней грани дают точки Q и D. Остается провести QD Методическая разработка Построение сечений многогранников искомое сечение MNPQD (Слайд 10)

Методическая разработка Построение сечений многогранников

4 Случай. Построить сечение куба Методическая разработка Построение сечений многогранников плоскостью, проходящей через точки Методическая разработка Построение сечений многогранников, Методическая разработка Построение сечений многогранников, Методическая разработка Построение сечений многогранников (Слайд 10)

Методическая разработка Построение сечений многогранников

Вывод: В сечении параллелепипеда могут получиться треугольники, четырехугольники, прямоугольники, шестиугольники

4. Формирование практических навыков

Работа с карточкамиМетодическая разработка Построение сечений многогранников

Задание 1 (уровень 1)

1.1 Постройте точку пересечения прямой MN с плоскостью ABC

Методическая разработка Построение сечений многогранников

1.2 Построить сечение тетраэдра, проходящие через точки M, N и P

Методическая разработка Построение сечений многогранников

1.3 Построить сечение тетраэдра плоскостью, параллельной ребру АС и проходящий через точку М ребра CD и точку N в грани ABD.

Методическая разработка Построение сечений многогранников

Задание 2 (уровень 2)

2.1 Постройте сечение тетраэдра плоскостью, проходящей через точки MNP

Методическая разработка Построение сечений многогранников

2.2 Постройте сечение тетраэдра плоскостью, проходящий через точки A, B и C Методическая разработка Построение сечений многогранниковNDK

Методическая разработка Построение сечений многогранников

2.3 Постройте сечение тетраэдра плоскостью, проходящей через точки MNP

Методическая разработка Построение сечений многогранников

2.4 Постройте сечение тетраэдра плоскостью, проходящей через точки MNP

Методическая разработка Построение сечений многогранников

MМетодическая разработка Построение сечений многогранниковASB

PМетодическая разработка Построение сечений многогранниковABC

Задание 3 (уровень 3)

3.1 Постройте сечение тетраэдра плоскостью, проходящий через точки А, В, С.

Методическая разработка Построение сечений многогранников

Задание 4 (уровень 1)

4.1 Построить сечение параллелепипеда, проходящие через точки M, N, P.

Методическая разработка Построение сечений многогранников

4.2 Постройте сечение через точки A, Методическая разработка Построение сечений многогранников, M

Методическая разработка Построение сечений многогранников

4.3 Постройте сечение через точки А, М, С

Методическая разработка Построение сечений многогранников

Задание 5 (уровень 2)

5.1 Построить сечение параллелепипеда, проходящее через точки М, N, P

Методическая разработка Построение сечений многогранников

5.2 Построить сечение параллелепипеда, проходящее через точки М, N, P

Методическая разработка Построение сечений многогранников

Задание 6 (уровень 3)

6.1 Построить сечение параллелепипеда, проходящее через точки М, N, P

Методическая разработка Построение сечений многогранников

6.2 Построить сечение параллелепипеда, проходящее через точки М, N, P

Методическая разработка Построение сечений многогранников

6.3 Построить сечение параллелепипеда, проходящее через точки М, N, P

Методическая разработка Построение сечений многогранников

По окончании работы учащиеся проверяют свое решение, которое высвечивается на мультимедийном экране. Учащиеся оценивают свою работу по бальной системе, результаты сдаются преподавателю.

5. Постановка домашнего задания

Задание 1

Построить сечение тетраэдра, проходящее через точки M, N, P

Методическая разработка Построение сечений многогранников

Задание 2

Построить сечение тетраэдра, проходящее через точки M, N, P

Методическая разработка Построение сечений многогранников

Задание 3

Построить сечение параллелепипеда, проходящее через точки M, N, P

Методическая разработка Построение сечений многогранников

Преподаватель подводит итоги занятия и оглашает заработанные баллы

Список использованных источников и литературы

  1. Геометрия. 10 - 11 классы: учеб. Для общеобразоват. Учреждений: базовый и профил. уровни/ [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. - 19-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 255с.

  2. Еженедельная учебно-методическая газета: Математика/ Издательский дом: Первое сентября., №8, 2013г.

  3. Еженедельная учебно-методическая газета: Математика/ Издательский дом: Первое сентября., №5, 2004г.

  4. Пособие по математике для поступающих в ВУЗЫ / Под редакцией Г.Н. Яковлева. - М: Наука, 1981. - 608с.



© 2010-2022