Пояснительная записка к рабочей программе по математике для учащихся 5 класса школы 8 вида

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Пояснительная записка к рабочей программе по математике для учащихся 5 класса школы 8 вида

Пояснительная записка к рабочей программе по математике для учащихся 5 класса школы 8 вида

Отдел образования администрации Невского района Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №17 Невского района Санкт-Петербурга

192131, Санкт-Петербург, ул. Бабушкина д.58 корп.1

тел. 362-00-28 тел./факс362-03-77

ОКПО 53250470 ОКОГУ 23280 ОГРН 1027806078266 ИНН 7811066830 КПП 781101001


СОГЛАСОВАНО РЕКОМЕНДОВАНО

Зам. директора по УВР к использованию

Райгородский Д.А. Протокол пед. совета №

от « «

УТВЕРЖДЕНА

Приказом от «_____»____________

№ ___________

Директор ОУ Сандеева С.В.

Рабочая программа

по математике

(наименование учебного предмета в соответствии с Учебным планом)


для 5 а класса



на 2013-2014 учебный год





Разработана: Панасюк О.В.

учителем математики















Санкт-Петербург

2013 год


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. Цели и задачи рабочей программы.

Целью изучения математики является:

Овладение обучающимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии.

Изучение математики состоит в достижении следующих задач:


  • дать обучающимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;


  • использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;



  • развивать речь обучающихся, обогащать её математической терминологией;



  • воспитывать у обучающихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения;


  • формировать представления об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.


  1. Нормативные правовые документы, на основании которых разработана РП.

В соответствии с уставом образовательного учреждения и учебным планом школы на изучение математики в пятом классе отводится 136 часов из расчета 4 часа в неделю.


  1. Сведения о типовой программе, на основе которой разработана данная РП.

За основу рабочей программы взята программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Допущено Министерством образования РФ Москва, ГИЦ «ВЛАДОС», 2001год. (сборник 1). Авторы: М.Н. Перова, В.В. Эк.


  1. Определение места и роли учебного предмета в овладении обучающимися образовательной программой данного уровня.

Математика в специальной коррекционной школе является одним из основных учебных предметов. Курс математики должен дать обучающимся такие знания, умения и навыки, которые помогут лучше распознавать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению конкретных практических задач. Овладение умениями и навыками счёта, устных и письменных вычислений, измерений, решение арифметических задач, ориентация во времени и пространстве, знание свойств геометрических фигур позволяет обучающимся более успешно решать жизненно-практические задачи.

Обучение математике в коррекционной школе носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами. Задача учителя математики - показать, что знания, полученные по предмету, обогащают, дополняют знания по другим учебным предметам и могут быть на них широко использованы. Тогда обучающиеся получат не разобщённые знания по отдельным учебным предметам, а систему знаний и навыков.

Содержание, система и объём расположения материала в курсе математики для коррекционной школы имеют значительное своеобразие.

В настоящей программе предусмотрены рекомендации по дифференциации учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математическим знаниям и умениям.

Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который, как показывает опыт, доступен большинству школьников.

Некоторые обучающиеся незначительно, но постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний. Однако они должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (решать легкие примеры, повторять вопросы, действия, объяснения за учителем или хорошо успевающим учеником, списывать с доски, работать у доски с помощью учителя). Для самостоятельного выполнения таким обучающимся следует давать посильные для них задания.

Учитывая особенности этой группы школьников, настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного программного материала. Указания относительно упрощений даны в примечаниях.

Перевод обучающихся на обучение со сниженным уровнем требований следует осуществлять только в том случае, если с ними проведена индивидуальная работа с использованием специальных методических приемов. Встречаются ученики, которые удовлетворительно усваивают программу школы по всем предметам, кроме математики. Эти обучающиеся с грубой акалькулией из-за дополнительного локального поражения не могут быть задержаны в том или ином классе только из-за отсутствия знаний по одному предмету. Оставлять их на повторное обучение в классе нецелесообразно. Такие ученики должны заниматься по индивидуальной программе и обучаться в пределах своих возможностей.

Решение об обучении по индивидуальной программе принимается педагогическим советом школы.


  1. Информация о внесенных коррективах и их обоснование.

В настоящей рабочей программе изменено соотношение часов на изучение тем. Рабочая программа, в отличие от основной программы, рассчитана на 4 часа математики в неделю, а не на 6.


  1. Информация об используемом учебнике.

М.Н.Перова, Г.М.Капустина. Математика. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Допущено Министерством образования РФ М.«Просвещение» 2004 г.


  1. Информация о количестве часов, на которое рассчитана РП

Рабочая программа рассчитана на 136 часов, из расчета 4 часа в неделю. Из них три часа в неделю отводится на изучение программного материала по математике и один час в неделю на изучение геометрического материала.


  1. Информация об используемых технологиях, формах урока, о внеурочной деятельности по предмету

При проведении урока считаю обоснованным и эффективным использование современных образовательных технологий. В своей работе использую следующие технологии:

  1. Проблемная. Познавательные задачи, решение которых представляет существенный практический интерес, приводит к интенсификации традиционного обучения, что предполагает поиск резервов умственного развития обучающихся и прежде всего творческого мышления, формированию способности к самостоятельной познавательной деятельности, поиску новых данных и любопытных фактов из реальной жизни.

  2. Проектная. Длится на протяжении нескольких уроков. Включает общее обсуждение, в процессе которого учитель нацеливает обучающихся на правильное направление через познавательные задания.

  3. Содружество. Общение друг с другом, передача своих знаний, позволяет включаться в коммуникативную деятельность, учиться культуре общения, взаимоподдержке. Пробуя себя в роли учителя, участвуя в самоуправлении, ребенок самоутверждается в коллективе, появляется уверенность, что способствует личностному развития обучающихся.

  4. Парно-групповая. Позволяет, общаясь друг с другом, не только передавать свои знания, а проверяя, обмениваясь заданиями, включаться в коммуникативную деятельность, учиться культуре общения, взаимоподдержке.

  5. Интегрированная. Основывается на межпредметных связях и позволяет объединить математику с другими предметами, увеличивая ее практическую значимость.

  6. Ролевая игра или просто игра. Позволяет использовать учебный материал, как средство для игры. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Игра учит следовать правилам, а соревновательность позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся.

  7. Информационно-компьютерные технологии в виде презентаций. Использование ИКТ направлено на то, что материал, представленный в презентации, с одной стороны, вносит в урок элемент новизны, игры, повышается интерес к уроку и растет мотивация; а, с другой стороны, идет воздействие на несколько органов чувств, за счет чего достигается более осознанное и глубокое закрепление материала. Презентация несет функцию наглядности, а также несет смысловую нагрузку, в виде различных заданий к уроку.

Для организации учебного процесса, используются следующие формы:

1.Урок изучения нового материала. Сюда входят вводная и вступительная части, наблюдения и сбор материалов - как методические варианты уроков:

  • Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);

  • Урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке);

2. Уроки совершенствования знаний, умений и навыков. Сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.:

  • Урок самостоятельных работ;

  • Урок практических работ;

3.Урок обобщения и систематизации. Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков.

4.Уроки контрольные, учета и оценки знаний, умений и навыков:

  • Устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос);

  • Письменная проверка;

  • Контрольная (самостоятельная) работа

  • Смешанный урок (сочетание трех первых видов);

5.Комбинированные уроки. На них решаются несколько дидактических задач.

Для привлечения интереса к предмету ежегодно проводятся конкурсные игры на школьном и районном уровне, среди коррекционных учреждений; выставки лучших тетрадей по предмету и газет в рамках недели политехнического цикла.

Внедрение современных методов обучения и педагогических технологий позволяют увеличить эффективность и результативность работы учителя, способствуют лучшему усвоению обучающимися программного материала, привлечению интереса к предмету и практическому использованию полученных знаний.


  1. Виды и формы промежуточного, итогового контроля, материалы для их проведения.

В коррекционной школе VIII вида обучающиеся выполняют письменные работы (домашние и классные) в тетрадях. Обычно у каждого ученика имеется две тетради. Все работы школьников ежедневно проверяются учителем. Качество работ будет зависеть от требовательности учителя, от знания детьми правил оформления записей, от соответствия заданий уровню знаний и умений школьников.

Главным критерием оценки эффективности педагогических усилий учителя является положительная динамика развития личности ребенка и умения самостоятельно жить в обществе, ориентироваться в нормах и правилах различных сфер деятельности.

Для того, чтобы зарегистрировать положительную динамику развития и успешность усвоения знаний, предлагаются следующие критерии оценки:

  1. Периодическое тестирование в виде проверочных и самостоятельных работ.

  2. Контрольные и зачетные срезы на входе и выходе из темы, четверти, учебного года.


  1. Планируемый уровень достижения обучающимися овладения образовательной программой

Требования к уровню овладения образовательной программой структурированы по следующим компонентам: знать, уметь, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. При этом первые два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.


  1. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


  1. Календарно-тематическое планирование

(Смотри приложение к программе).


  1. Содержание разделов, требования к знаниям и умениям

Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания.

Нумерация чисел в пределах 1 000. Получение круглых сотен в пределах 1000, сложение и вычитание круглых сотен. Получение трёхзначных чисел из сотен, десятков, единиц, их сотен и десятков, из сотен и единиц. Разложение трёхзначных чисел на сотни, десятки, единицы.

Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц.

Счёт до 1000 и от 1000 разрядными единицами и числовыми группами по 2, 20, 200; по 5, 50, 500; по 25, 250 устно и с записью чисел. Изображение трёхзначных чисел на калькуляторе.

Округление чисел до десятков, сотен, знак = (равняется).

Сравнение чисел в том числе разностное, кратное (лёгкие случаи).

Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе.

Единицы измерения длины, массы: километр, грамм, тонна (1 км, 1 г, 1 т), соотношения: 1 м = 1000 мм, 1 км = 100 м, 1 кг = 1000 г, 1 т = 1000 кг, 1 т = 10 ц. Денежные купюры, размен, замена нескольких купюр одной.

Единицы измерения времени: год (1 год), соотношение: 1 год = 365, 366 сут. Високосный год.

Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины, стоимости (55 см+19 см; 55 см + 45 см; 1 м - 45 см; 8 м 55 см + 3 м 19 см; 8 м 55 см + 19 см; 4 м 55 см + 3 м; 8 м + 19 см; 8 м + 4 м 45 см).

Римские цифры. Обозначение чисел I - XII.

Устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000, их проверка.

Умножение числа 100. Знак умножения. Деление на 10, 100 без остатка и с остатком.

Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы.

Устное умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40х2; 400х2; 420х2; 40:2; 300:3, 480:4; 450:5), полных двузначных и трёхзначных чисел без перехода через разряд (24х2; 243х2; 48:4; 488:4 и т.п.).

Письменное умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд, их проверка.

Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа, называние, обозначение.

Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей, сравнение дробей с одинаковыми числителями или знаменателями. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Виды дробей.

Простые арифметические задачи на нахождение части числа, неизвестного слагаемого/ уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение.

Составные арифметические задачи, решаемые двумя-тремя арифметическими действиями.

Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника.

Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по трём данным сторонам с помощью циркуля и линейки.

Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Обозначение R и D.

Масштаб: 1 : 2; 1 : 5; 1 : 10; 1 : 100.

Обучающиеся должны знать:

- класс единиц, разряды в классе единиц;

- десятичный состав чисел в пределах 1000;

- единицы измерения длины, массы, времени; их соотношения;

- римские цифры;

- дроби, их виды;

- виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон.

Обучающиеся должны уметь:

- выполнять устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 (все случаи);

- читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000;

- считать, присчитывая, отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 100;

- выполнять сравнение чисел (больше-меньше) в пределах 1000;

- выполнять устное (без перехода через разряд) и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с последующей проверкой;

- выполнять умножение числа 100, деление на 10, 100 без остатка и с остатком;

- выполнять преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы в пределах 1000;

- умножать и делить на однозначное число;

- получать/ обозначать, сравнивать обыкновенные дроби;

- решать простые задачи на разностное сравнение чисел, составные задачи в три арифметических действия;

- уметь строить треугольник по трём заданным сторонам;

- различать радиус и диаметр.

Обязательно:

- продолжать складывать и вычитать числа в пределах 100 с переходом через десяток письменно;

- овладеть табличным умножением и делением;

- определять время по часам тремя способами;

- самостоятельно чертить прямоугольник на нелинованной бумаге.

Не обязательно:

- решать наиболее трудные случаи вычитания чисел в пределах 1000 (510 - 183; 503 - 138);

- решать арифметические задачи в два действия самостоятельно (в два, три действия решать с помощью учителя);

- чертить треугольник по трём данным сторонам.


  1. Возможность установления межпредметных связей.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Она способствует их умственному развитию. Содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня знаний, который необходим им для социальной адаптации. Содержание учебного материала имеет практическую направленность и некоторые из тем могут интегрироваться с предметами из курса школы (социально-бытовая ориентировка, естествознание, география, трудовое обучение, экономический практикум), в форме задач и практических работ.

Ш. ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


  • Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы (сборник 1), Москва, ВЛАДОС, 2001 год

  • М.Н.Перова, Г.М.Капустина. Математика. Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Допущено Министерством образования РФ М.«Просвещение» 2004 г.

  • Созданные самостоятельно уроки - презентации.

  • Лицензионные:

    1. Современный учебно-методический комплекс. Математика 5-6

    2. Образовательная коллекция. Математика. Измерение.

    3. Образовательная коллекция. Математика. Хитрые задачки.

  • Дидактические материалы по темам:

  1. Нумерация

  2. Действия 1 ступени

  3. Действия 2 ступени

  4. Внетабличное умножение и деление

  5. Числа, полученные при измерении

  6. Нахождение неизвестных компонентов

  7. Обыкновенные дроби

  8. Многоугольники

  9. Раздаточный материал для контрольных и проверочных работ по математике

  10. Дидактический материал по занимательной математике

  11. Раздаточный материал «Геометрические фигуры»

  12. Раздаточный материал «Геометрические тела»

  13. Раздаточный инструмент: линейка чертежная, треугольник чертежный





© 2010-2022