Конспект урока по математике («Жить или курить!») на тему Проценты. Решение задач

Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №402 им. Алии Молдагуловой

г. Москва









Урок математики

«Проценты. Решение задач»

(Проблемный вопрос « Жить или курить!»)
























Учитель математики

Корсунова О.С.

Проблема: « Жить или курить!»


Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи решения задач, урок-беседа, обсуждение.

Цели урока:

1. Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы учебного материала «Проценты», помочь развить познавательный интерес к вычислению процентов.

2. Способствовать грамотному усвоению темы «Проценты» на приме­рах решения задач по вычислению процентов, отработке практических на­выков в вычислении процентов.

3. Содействовать сознательному пониманию актуальности вопроса в современной жизни «Жить или курить?»

4. Содействовать развитию у школьников умения выделять главное в понимании поставленного вопроса, расширению знаний о вреде курения и понятии «здоровый образ жизни».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Проведем мы его, обсуждая проблему для человечества - наше будущее, здоровое человеческое будущее без вредных привычек, одной из которых является пагубная привычка - курение. Мы проводили с вами небольшое анонимное анкетирование. В течение урока мы с вами посчитаем и выясним процентное соотношение ваших ответов.

Большинство ученых стран Запада, исследуя отравляющее действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение - опасный враг для здоровья и жизни че­ловека. В развитых странах мира за последние 30 лет куря­щих стало меньше. Их количество сократилось в 2-3 раза, че­го явно не происходит в нашей стране. У нас количество ку­рящих увеличилось в 3 раза. И это не предел. Можно смело сказать, и я думаю, что большинство скажет: «Это модно». А мы давайте подумаем - модно ли это? А может быть стоит задуматься над проблемой «Жить или ку­рить?»

На эти вопросы мы попытается ответить сегодня на уроке, решая задачи по теме «Про­центы. Решение задач».

II. Повторение ранее изученного.

Учитель: Проведем «зарядку для ума». (Учащиеся отвечают «цепочкой»).

1. Прочитать число и представить в виде процентов:

0,5; 1/2; 0,17; 1,01; 2/5; 1/25; 3/4; 0,017.

2. Следующий ряд чисел - проценты представить в виде дроби:

13%; 4%; 25%; 1,3%; 112%; 50,3%.

Учитель: У меня к вам просьба - помогите определить процентное содержание некоторых веществ в табачном дыме.

Задача № 1. В табачном дыме одной сигареты содержится много ядови­тых веществ, разрушающих организм.

Конспект урока по математике («Жить или курить!») на тему Проценты. Решение задач.

Определите процентное содержание самых ядовитых веществ - синильной кислоты, табачного дегтя, окиси углерода, полония, - в одной сига­рете, если никотина 2%, а синильная кислота составляет 1/2 часть никотина; табачного дегтя в 7,5 раз больше, чем никотина; окись углерода составляет 3/5 от количества та­бачного дегтя, полоний 210 составляет 2/3 от количества окиси углерода.

( Ребята об­суждают решение задачи коллективно, затем верное решение выводится на экран.)

Решение:

  1. Конспект урока по математике («Жить или курить!») на тему Проценты. Решение задач.=1%-синильной кислоты.

  2. 2·7,5=15%-табачного дёгтя.

  3. 15·Конспект урока по математике («Жить или курить!») на тему Проценты. Решение задач.=9%-окиси углерода.

  4. Конспект урока по математике («Жить или курить!») на тему Проценты. Решение задач.=6%-полония.

Ответ: 1%,15%,9%,6%.

Учитель: Все ядовитые вещества влияют на организм человека. Ку­рильщики страдают от различных заболеваний. Приведите, пожалуйста, примеры заболевание у курящих людей.

(Ученики отвечают на вопрос и приводят примеры заболеваний: лег­кие, сердца, печени, болезни ног.)

Конспект урока по математике («Жить или курить!») на тему Проценты. Решение задач.

Учитель: Невольно возникает вопрос: почему же все-таки люди курят?

(Ученики предлагают свои ответы на вопрос, из которых делается обобщение: любо­пытство, подражание, привычка, так называемое «снятие нервного напряжения».)

Учитель: Когда же чаще всего начинают курить?

(Ученики предъявляют свою информацию.)

Конечно же, в под­ростковом возрасте.

(Для решения предлагается задача.)

Задача № 2. Статистика показывает, что курящих подростков мальчиков - 60%, девочек - 40%. Определите, сколько курящих детей в школе, если в ней 450 мальчиков и 620 девочек.

(Задачу решают самостоятельно. У доски решает ученик. Ответы сравнивают, сверяют с тем, что решено у доски.)

Решение: 60%=0,6; 40%=0,4

  1. 450·0,6=270 мальчиков курит.

  2. 620·0,4=248 девочек курит.

  3. 270+248=518детей в школе курит.

Ответ: 518учеников.

Вывод. Почти половина учеников школы не задумываются о том, что у них ухудшается внешность, начинают портиться зу­бы и появляется неприятный запах, ухудшается зрение, слух, развиваются болезни внутренних органов, появляется раз­дражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утом­ляемости резко ухудшается успеваемость.


Физкультминутка: (упражнение «Буратино» для снятия общего утомления)

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Три - нагнулся.

Руки в стороны развел.

Ключик, видно, не нашел,

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Конспект урока по математике («Жить или курить!») на тему Проценты. Решение задач.

Задача № 3. При проверке состояния здоровья группы учеников школы из 20 человек со стажем курения 3-5 лет, обнаружено, что 70% из них имеют по 2 заболевания - органов дыхания и пищеварения. Ос­тальные - по 1 заболеванию. Определите, сколько учащихся этой группы имеют по 2 заболевания и сколько по одному?

( Устная работа. Обсуждают всем классом.)

Решение:

1)20·0,7=14(уч.) - имеют по два заболевания.

2)100%-70%=30% учащихся имеют по одному заболеванию.

3)20·0,3=6(уч.)- имеют по одному заболеванию.

Ответ: 14 учащихся и 6 учащихся.

Учитель: Ну и как же вы думаете, нужно ли курить? Нужно ли придер­живаться этой моды?

(Выслушиваются ответы учеников.)

Задача № 4. Курящие дети сокращают жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних ку­рящих детей, если средняя продолжительность жизни в Рос­сии 56 лет.

(Ученик решает задачу у доски. Остальные ученики решают самостоятельно.)

(Обсуждают, стоит ли начинать ку­рить, если срок жизни укорочен.)

Решение:

15%=0,15

  1. 56·0,15=на 8,4 года сокращается жизнь.

  2. 56-8,4=47,6 лет продолжительность жизни нынешних ку­рящих детей.

Ответ: 47,6 лет.

Учитель: Как вы думаете, кто является примером для подражания?

( Выслушиваются ответы учеников. Оглашаются результаты анке­тирования 40 учащихся. По данным анкетирования отвечают на вопросы.)

Конспект урока по математике («Жить или курить!») на тему Проценты. Решение задач.

Конспект урока по математике («Жить или курить!») на тему Проценты. Решение задач.

Конспект урока по математике («Жить или курить!») на тему Проценты. Решение задач.

Конспект урока по математике («Жить или курить!») на тему Проценты. Решение задач.

Сколько процентов родителей не курят?

18:40=0,45=45%

Сколько процентов родителей курят?

100%-45%=55%

Какой процент опрошенных учащихся пробовали курить?

24:40=0,6=60%

Сколько процентов опрошенных учащихся не пробовали курить?

40%

Какой процент учащихся курит в данный момент?

1:40=0,025=2,5%

Учитель: Как мы видели, примером для подражания служат в первую очередь взрослые и, конечно же, родители. Но дети, рожденные в семьях курильщиков, в 4-5 раз чаще болеют простудными заболеваниями, хроническими воспалениями. Такие дети более раздражительны. Давайте мы посчитаем средний вес новорожденного ребенка, если родители курят.

Задача № 5. Средний вес новорожденного ребенка 3 кг 300 г. Если у ре­бенка отец курит, то его вес будет меньше среднего на 125 г, если курит мать - меньше на 300 г.

Определите, сколько % теряет в весе новорожденный, если:

а) курит папа;

б) курит мама.

Ответ округлите до единиц. (=4%, =9%)

Конспект урока по математике («Жить или курить!») на тему Проценты. Решение задач.

( У доски задачу решают два ученика: а) и б) решают от­дельно. А на местах решают по вариантам: 1-й вариант - а), 2-й вариант - б). Затем происходит обсуждение и высказывание мнений учащихся.)

Решение:

а)125:3300=0,037878…=4% теряет в весе малыш, если курит папа.

б)300:3300=0,090909…=9% теряет в весе малыш, если курит мама

Ответ:4%, 9%.

Учитель: Согласимся с тем, что полностью здоровым этот малыш не будет, и всю жизнь ему придется расплачиваться за легко­мыслие родителей. Весь мир считает, что курить не модно, не эстетично, да и для здоровья вредно. Может быть, кто-то из вас приведет до­воды полезности? (Мнения.) Так вот, во всем мире идет борь­ба с табаком. Во многих странах запрещено курение на рабо­чем месте. Серьезный работодатель может отказать в приеме на работу или уволить курящего. Причину этого может объяс­нить такой пример.

Задача № 6. Если хороший секретарь-машинистка курит, то на странице печатного текста в 800 знаков у нее будет 4% ошибок. Сколько сделает ошибок машинистка на этой странице? Сколько будет у нее ошибок на странице, где знаков в 1,5 раза больше?

(Решают коллективно, у доски ученик делает запись решения.)

Решение:

4%=0,04

  1. 800·0,04=32 ошибки на странице в 800 знаков.

  2. 32·1,5=48 ошибок на странице в 1200 знаков.

Ответ:32 ошибки,48 ошибок.

Учитель: Ну, а теперь попробуем сделать вывод на основе отве­та данной задачи. Я думаю, вам понятна причина уволь­нения курящего человека.

III. Подведение итогов.

Обсуждение - выводы учеников.

Сообщение ученика: Огромный вред курильщик наносит здоровью окружающих людей. Нахождение в течение 8 часов в накуренном поме­щении равносильно пяти выкуренным сигаретам. Табачный дым «эффективен» в радиусе 10м от дымящей сигареты. Довольно громкий скандал произошел в конце 80-х годов в Англии. Около 30 лет сотрудница одной компании проработа­ла в комнате с 4 курящими мужчинами, результатом чего ста­ло заболевание - рак легких. На основании решения суда компанию принудили выплатить родственникам умершей де­нежную компенсацию.

Сообщение ученика: Во многих странах мира запрещено курение в общественных местах. Во Франции, например, с 1996 года запрещено курить в ресторанах и барах.

Учитель: Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) выдвинула тезис: «Право не курящих на чистый воздух выше права куря­щего на курение».

Не пора ли и нам задуматься серьезно над вопросом «Жить или курить?» и выбрать тот верный ответ, что необходим ка­ждому из нас.

Итак..

Конспект урока по математике («Жить или курить!») на тему Проценты. Решение задач.


IV. Инструктаж домашнего задания.

Домашнее задание такое:

6. Определить, сколько процентов своего годового дохода тратит на сигареты человек, выкуривающий одну пачку в су­тки, если пачка сигарет стоит 16 рублей, ежемесячная зарпла­та 8000 руб. (в месяце 30 дней)

Учитель: На этом у нас все задания закончились, мы ответили на по­ставленные вопросы и решили задачи на определение про­цента и процентного соотношения. Осталось нам сделать вы­вод, который необходим каждому из нас: «Модно? Полезно? Стоит ли начинать? А все-таки - жить или курить?»

(Предлагаются ответы на поставленные учителем вопросы.)



© 2010-2022