Статья Проблемы использования информационных технологий на уроках математики

  Статья включает в себя краткий обзор некоторых проблем, которые возникают при использовании компьютерных технологий на уроках математики. Также анализируются причины их возникновения и предлагаются пути решения. Современные информационные технологии являются неотъемлемой приметой времени.  Поэтому вполне естественно, что в образовании  также стараются применять ИКТ достаточно широко, тем более что и новые ФГОС рекомендуют вводить их в процесс обучения школьников. Но проблем пока еще очень мног...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Г.Б. Казакова

Galina Kazakova

учитель математики
МБОУ г. Мурманска
«Мурманский международный лицей»

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

THE PROBLEM OF USING INFORMASHION TECHNOLOGIES
IN MATHEMATICS LESSONS

Статья включает в себя краткий обзор некоторых проблем, которые возникают при использовании компьютерных технологий на уроках математики. Также анализируются причины их возникновения и предлагаются пути решения.

The article includes a brief overview of some of the problems that arise in the using of computer technologies in mathematics lessons. Also analyzes the reasons of their creation and the ways of solutions.

Современные информационные технологии являются неотъемлемой приметой времени. Без них невозможно сегодня представить хотя бы одну из сторон нашей жизни. Поэтому вполне естественно, что в образовании также стараются применять ИКТ достаточно широко, тем более что и новые ФГОС рекомендуют вводить их в процесс обучения школьников. Но, к сожалению, этот процесс находится пока на самом начальном этапе своего развития, если не сказать больше.

Во-первых, несмотря на то, что компьютеры и другие технические средства уже давно стали доступны практически для всех слоев населения, в школах не всегда имеется необходимый набор оборудования. Или, что встречается еще чаще, техника, использующаяся в процессе обучения, является далеко не новой. Впрочем, объективности ради, стоит отметить, что эта проблема имеет определенные причины. Школа не имеет материальной возможности обновлять технику хотя бы раз в 2 - 3 года.

Не намного лучше обстоят дела с программным обеспечением, которое тоже стоит денег и порой немалых. Поэтому обычно имеется минимальный набор офисных программ фирмы Microsoft и еще несколько прикладных пакетов, причем часто бесплатных, которые учителя устанавливают самостоятельно.

Решение проблем с наличием техники и адекватного программного обеспечения не зависит от конкретного учителя математики. Поэтому мы можем только отметить их наличие и пойти дальше.

Вторая проблема заключается в том, что даже при наличии неплохой техники и программного обеспечения, учитель не очень хорошо представляет, что можно делать с этим. И что интересно, не умеют использовать имеющиеся возможности не только учителя среднего и старшего возраста, но и совсем молодые преподаватели, которые только-только окончили вуз.

Фактически информационные технологии не становятся неким самостоятельным средством обучения школьников. По сути, компьютер, интерактивная доска и другая техника становятся неким современным «заменителем» традиционного метода обучения с помощью обычной доски, мела и тряпки.

Если проанализировать различные публикации педагогов на эту тему в Интернете, то обычно в качестве основных возможностей использования ИКТ на уроках упоминаются следующие.

1. Для объявления темы.

Честно говоря, я не понимаю, почему многие авторы выделяют это как одну из возможностей использования компьютерных технологий. Неужели без использования ИКТ нельзя тем или иным способом объявить тему урока? И в чем существенное отличие написания темы урока на доске от показа классу слайда с тем же самым текстом?

2. Объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией.

Да, здесь трудно спорить, что презентация дает гораздо больше возможностей для представления материала, нежели обычная доска или даже набор каких-либо плакатов и таблиц. Особенно незаменимы компьютерные модели на уроках геометрии в 10-11 классах, когда проходят стереометрию. Далеко не каждый школьник имеет развитое пространственное воображение, позволяющее ему легко представить взаимное расположение различных тел в пространстве и т.п.

Но давайте объективно попробуем оценить те презентации, которые публикуют учителя на различных сайтах. Наверно, не меньше 90% представленных работ вряд ли вообще можно использовать в работе, в первую очередь по причине абсолютно неудовлетворительного оформления. Во-первых, часто презентации перегружены сверх всякой меры различными эффектами, которые не помогают в усвоении и понимании материала, а только всячески отвлекают ученика от сути объяснения учителя. Во-вторых, подбор цвета фона и шрифта, количество и расположение текста и рисунков на слайде показывают, что человек, выполнивший данную работу, в последнюю очередь думал о том, как это будет воспринято школьником. Нарушение гармонии, меры целесообразности применения ярких вставок и эффектов может привести к упадку работоспособности и повышению утомляемости обучающихся, снижению эффективности работы.

Таким образом, несмотря на то, что идея использования ИКТ для объяснения новой темы или повторения уже пройденной является крайне позитивной, ее реализация сводит практически на нет все возможные преимущества.

И здесь нельзя без сожаления не отметить то, что имеются замечательные работы по визуализации учебного материала Резник Н.А., которые остаются незамеченными большинством учителей. Начатые ею исследования еще в 90-х годах прошлого века, когда ПК был роскошью, наглядно показали что можно и нужно (!) обучать детей, используя различные визуальные образы и приемы подачи информации. И теперь, когда использование ИКТ является важным элементом обучения, разработанная ею визуальная среда становится как никогда актуальной. И было бы просто замечательно, если бы в МГГУ были организованы семинары или курсы повышения квалификации учителей, в программу которых входило бы в теоретическую часть максимально глубокое изучение работ Н.А. Резник, а в практическую - обучение учителей умению организовать и представить необходимую информацию по предмету.

3. Для контроля знаний.

Здесь мы, во-первых, снова возвращаемся к проблеме наличия необходимой техники. Чтобы можно было более-менее эффективно провести опрос или тестирование, необходимо, чтобы каждый ученик имел возможность воспользоваться компьютером. Следовательно, такой урок не удастся проводить достаточно систематически, так как в компьютерном классе обычно проводят уроки информатики, а для проведения там урока математики потребуется специально согласовывать расписание.

Но проблема, к сожалению, не только в отсутствии тех или иных технических возможностей. Обычно с помощью компьютера проводят тестирование. При этом учащиеся сначала решают задачу, а затем набирают ответ в числовом виде или выбирают его из числа предложенных программой. Если же ответ неверен, то программа лишь констатирует этот факт, но она не в состоянии провести анализ ошибок. Да, такая форма контроля сокращает время на проверку работ. Но чем отличается подобное тестирование от аналогичного, для которого используется бумажный носитель? Более того, при отсутствии технической возможности индивидуальной работы каждого ученика за ПК, тестирование проводится классическим методом, а потом устраивается самопроверка по ответам, представленным на слайде. Не уверена, что в подобных методах проверки знаний есть что-то инновационное.

Для эффективной работы нужны не просто тесты, нужны специально разработанные программы, которые могут проверить каждый шаг ученика еще в процессе решения задачи, указывая на его текущие ошибки и подсказывая выход из трудной ситуации.

Можно перечислить еще несколько тех или иных способов использования информационных технологий по версии большинства учителей и методистов. Например, можно встретить следующие предложения: выведение условий задачи, проведение физкультминуток или демонстрация портретов математиков и рассказ об их открытиях.

Еще одна проблема использования ИКТ в процессе обучения школьников заключается в том, что, судя по публикациям в Интернете, педагоги вообще фактически не видят никаких проблем, а отмечают только преимущества. Особенно странно при этом выглядят «статистические» данные, свидетельствующие о повышении качества знаний при использовании ИКТ на уроках математики. Например, учитель математики КГУ «СОШ № 20» Разкопа Е.В. приводит следующую статистику. В классах были проведены контрольные срезы, которые показали, что, например, в 5-х классах качество знаний выросло с 50% до 52%, а в 6-х - с 38% до 40% (по сравнению с предыдущим годом) [4]. К сожалению, в устах учителя математики такое «подтверждение» успешного применения ИКТ выглядит крайне безграмотно, т.к. изменчивость на уровне 2%, скорее всего, не превосходит статистической погрешности проведенного исследования.

Также к положительным факторам относят, например, то, что «у учеников пропадает страх перед компьютером» [5]. К сожалению, «страх перед компьютером» - это, скорее, свойственно педагогам, а не учащимся. Современные школьники живут в «информационном пространстве», для них это родная среда обитания.

Есть еще одна проблема, которая не позволяет эффективно использовать информационные технологии в процессе обучения. Создание презентаций, электронных пособий, тестов, освоение готовых ППП и т.д. требует очень (!) большого количества времени, которым учитель чаще всего не располагает. Поэтому надо искренне любить свою работу, чтобы в личное время, вопреки всем трудностям и проблемам, все-таки создавать высококлассные материалы для использования их на уроках.

Некоторую помощь в решении этой проблемы учителям может оказать МГГУ. Например, студенты, обучающиеся по педагогическим направлениям, в качестве курсовых или дипломных работ могут заниматься разработкой комплексных материалов для обучения и проверки знаний школьников. Такая работа поможет будущим педагогам еще в процессе обучения в вузе научиться понимать, как надо использовать современные технические средства обучения. Более того, если такую работу начать еще на младших курсах, то при прохождении практики в школе студенты могли бы проверить эффективность своих разработок. При этом школьные учителя, непосредственно заинтересованные в результативности и качестве студенческих работ, могут стать «заказчиками» создания обучающих комплексов для определенных классов или по конкретным темам, а также руководителями или рецензентами курсовых и дипломных проектов.

Еще хочется обратить внимание на то, что очень мало говорят об использовании в процессе обучения школьников различных технологий дистанционного образования. В частности особого внимания требует обучающая среда Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда), которая ориентирована, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками. Она подходит не только для организации дистанционных курсов, но и для поддержки очного обучения. Используя Moodle, преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т.п. По результатам выполнения учениками заданий, преподаватель может выставлять оценки и давать комментарии. Таким образом, Moodle является и центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса. Также еще одно неоспоримое преимущество этой обучающей среды заключается в том, что распространяется она бесплатно.

Как бы нам ни хотелось работать, практически ничего не меняя, это уже невозможно. Информационные технологии существенно повлияли на современную жизнь. А главное, они изменили восприятие информации, в первую очередь, нашими детьми. И если мы хотим заинтересовать школьника, научить его получать информацию и активно использовать ее в различных ситуациях, нам необходимо, в первую очередь, самим научиться воспринимать ИКТ не как некое еще одно наглядное пособие, а именно как обучающую среду, в которой ученик и учитель будут работать вместе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Барышкин А.Г., Шубина Т.В., Резник Н.А. Компьютерные презентации на уроках математики // Компьютерные инструменты в образовании, № 1, 2005. - С. 62 - 70.

  2. Резник Н.А., Ежова Н.М. Отдельные проблемы интерфейса компьютерных средств обучения. Мурманск: МИЭП, 2003. 33 с.

  3. Карпова А.А. Использование информационно-коммуникационных и Интернет-технологий на уроках математики [Электронный ресурс] matica.info/methodical04.html (дата обращения 10.09.2013)

  4. Е.В. Разкопа. Использование информационных технологий на уроках математики. [Электронный ресурс] infourok.ru/material.html?mid=6875 (дата обращения 15.11. 2013)

  5. Городецкая Т.В. Использование ИКТ на уроках математики. [Электронный ресурс] do.gendocs.ru/docs/index-145647.html (дата обращения 30.09.2013)

5

© 2010-2022