Формирование универсальных учебных действий на уроках математики

В связи с запросами современного информационного общества за последнее время в образовании произошли кардинальные изменения. Обществу требуются обучаемые, способные переучиваться в течение всей жизни, готовые к самостоятельной деятельности личности. Традиционная парадигма образования смещает акценты от области знаний «знаю, что…» к области умений «человек, подготовленный к жизнедеятельности», т.е. «знаю, как…».Одной из главных задач современной системы образования является формирование универсал...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование универсальных учебных действий на уроках математикиФормирование универсальных учебных действий на уроках математикиФормирование универсальных учебных действий на уроках математикиФормирование универсальных учебных действий на уроках математики.

Чехова Ирина Николаевна, учитель математики МКОУ Поселковой СОШ

«Новый мир имеет новые условия и требует новых действий»

Н.Рерих

В связи с запросами современного информационного общества за последнее время в образовании произошли кардинальные изменения. Обществу требуются обучаемые, способные переучиваться в течение всей жизни, готовые к самостоятельной деятельности личности. Традиционная парадигма образования смещает акценты от области знаний «знаю, что…» к области умений «человек, подготовленный к жизнедеятельности», т.е. «знаю, как…».

Стандарт второго поколения, говорит о том, что целью образования является формирование функционально грамотной личности на основе освоения способов деятельности. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы») [2].

Одной из главных задач современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра общего образования.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Путь развития УУД основан на формуле: от действия к мысли. В основе концепции формирования универсальных учебных действий лежит системно - деятельностный подход. УУД носят надпредметный и метапредметный характер, лежат в основе организации любой деятельности учащегося независимо от ее специально - предметного содержания.

Для того чтобы, процесс обучения был эффективным и результативным, необходимо сформировать у учащихся следующие виды УУД:

Личностные УУД - система ценностных ориентаций школьника, отражающих личные мотивы, отношения к различным сферам окружающей действительности. Для развития личностных УУД используются следующие технологии:

Проблемного диалога

Проектной деятельности

Уровневой дифференциации

Личностные УУД

Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности)

Смыслообразование («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить на него ответ)

Нравственно - эстетическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор)




Регулятивные УУД отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

К ним относятся:

целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные УУД - это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Познавательные УУД

Логические (анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование)

Общеучебные (формулирование познавательной цели, поиск информации, моделирование)


Действия постановки и решения проблем (формирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера)


Коммуникативные УУД включают в себя умение строить и осуществлять продуктивное взаимодействие и сотрудничество со взрослыми и своими сверстниками.

Основные виды коммуникативных универсальных действий:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

постановка проблемных вопросов;

разрешение проблемных ситуаций;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Функции УУД

обеспечение возможностей учащихся самостоятельно осуществлять деятельность учения

умение ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

создание условий для гармоничного развития личности и ее готовности к непрерывному образованию

обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области

Выделяют следующие основные функции УУД:



При формировании УУД большая роль отводится математике. Так как при обучении математике, у учащихся формируются следующие свойства интеллекта:

математическая интуиция;

логическое мышление;

способность к конструктивно - математической деятельности;

алгоритмическое мышление;

владение символическим языком математики;

общие математические способности учащихся.

При формировании УУД на уроках математики можно выделить несколько этапов:

мотивации (на этапе мотивации происходит осознание учащимися для чего и почему они изучают то или иное определение, тему или теорему, и где в дальнейшем они смогут применить эти знания);

открытия и приобретения математических знаний (на данном этапе важную роль играет умение ориентироваться в информационном пространстве; самостоятельное исследование, являющееся стимулом роста познавательной активности учащихся);

формализации знаний (организация деятельности учащихся, ориентированная на изучение установленного математического факта);

обобщения и систематизации (обобщение и установление учениками связи между изученными математическими фактами, приведение полученных знаний в систему).

Формировать УУД можно с помощью различных видов заданий.

Задания по формированию УУД

Виды УУД

Типы заданий



Личностные

Разработка проектов

Выполнение творческих заданий

Мысленное воспроизведение ситуации

Дневники достижений и портфолио



Регулятивные

Взаимоконтроль

Самоконтроль

КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему)



Познавательные

Решение задач с избытком и недостатком информации

Работа с различными источниками и словарями

Работа с таблицами и опорными схемами

«Поиск лишнего»





Коммуникативные

Групповая и парная работа по составлению тестовых заданий

Какие задания ты предложишь товарищу, чтобы проверить, как он усвоил данную тему?

Диалоговое слушание

«Расскажи», «Обоснуй свой ответ»

При формировании личностных УУД я применяю задания творческого характера, имеющих практическую направленность.

  1. На рисунке изображен магический квадрат: суммы чисел в каждой строке, столбце и по диагоналям равны друг другу. (Проверь это). Чему равна сумма всех чисел?

11

24

7

20

3

4

12

25

8

16

17

5

13

21

9

10

18

1

14

22

23

6

19

2

15



Попробуй и ты провести небольшое исследование. Заметил ли ты, что в клетках магического квадрата расположены натуральные числа от 1 до 25? Как расположены в квадрате четные и нечетные числа? Попробуй составить схему расположения четных и нечетных чисел? Как расположены пары чисел: 1 и 25, 2 и 24, 11 и 15, 12 и 14? (Они одинаково отстоят от концов числового ряда. Сумма чисел пары одна и та же для всех пар - 26). Попробуй составить схему расположения пар чисел. Где располагается среднее число 26:2?

  1. Вы видите работу австрийского художника Климта «Березовый лес». Впервые к пейзажной живописи он обратился, когда ему перевалило за тридцать. Несмотря на довольно позднее увлечение этим жанром, художник оставил после себя более 50 пейзажей, что составляет почти четверть его картин. Сколько «не пейзажей» было создано художником. На полотнах каких русских художников запечатлены березы?Формирование универсальных учебных действий на уроках математики

Для развития и формирования регулятивных и познавательных УУД я использую задания следующих видов:

  1. Слово «Миллион» придумал венецианский путешественник Марко Поло. Ему не хватало в то время известных чисел, чтобы рассказать о необычайном множестве людей, богатств далекой Небесной империи (как в старину называли Китай). В каком году Марко Поло опубликовал свои записи о путешествиях? Ответом на данный вопрос является значение данного выражения: 778860-860*905+41328:56

  2. Задание на поиск информации: Рим, Бейрут, Вавилон, Киев, … - все эти города построены на семи холмах. Продолжи цепочку и назови еще один город. Информация об этом городе: Первое летописное упоминание о нем связано с пиром, устроенном в честь военного союзника. Кто пригласил на пир-совет, в каком году произошло это событие, узнаешь, вычислив значения x и y: х=56*708-108*69-31049 у=17:1+45*1-0:23 х- год первого упоминания в летописях; у- тот, кто угощал в этом городе своего союзника

у=62

у=39

у=40

Юрий Долгорукий

Медичи

Ярослав

О каком городе идет речь?

  1. Какой лепесток лишний?


  1. Точка К - середина квадрата ABCD. Площадь закрашенной части квадрата равна 16 см2. Чему равна площадь квадрата?

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики

  1. Малыш, Алиса, Кай и Женя заняли первые четыре места в соревнованиях, причем никто из них не делил между собой какие-нибудь места. Известно:

  1. Малыш не был ни первым, ни четвертым

  2. Алиса заняла второе место

  3. Кай не был последним.

Какое место занял каждый? Назови авторов сказок, героями которых являются участники соревнований?

Задания, используемые мною для развития коммуникативных УУД:

  1. Составление кроссворда в парах по изученной теме.

  2. Игра «Морской бой». Например, при изучении темы «Единицы измерения площадей»

Освоение УУД дает большие возможности для развития ключевых компетенций у учащихся. И те методы и приемы, которые направлены на формирование УУД, будут являться базовой структурой и основой развития учащихся.


Литература

1. Виват, математика! Занимательные задания и упражнения. 5 класс / авт.-сост. Н.Е.Кордина. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2013. - 111 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - 2011. - URL:standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408

3. nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/universalnye-uchebnye-deystviya-formirovanie-i - «Универсальные учебные действия. Формирование и развитие на уроке».


© 2010-2022