- Преподавателю
- Математика
- Технологическая карта метапредметного урока
Технологическая карта метапредметного урока
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мешулина Л.Б. |
Дата | 08.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«ПРОПОРЦИЯ: красота и гармония окружающего мира»
Мешулина Людмила Борисовна, учитель математики
МБОУ «Андреевская средняя общеобразовательная школа» Судогодского района
Тема урока «Пропорция: красота и гармония окружающего мира»
Представленный урок - урок рефлексии - построен на основе деятельного подхода и технологии практического обучения, что позволяет максимально использовать активность ученика. В ходе урока формируются метапредметные объкты «Красота» и «Гармония». При планировании урока мною были учтены возможности класса. Почти все учащиеся могут работать на высоком и среднем уровне и стремятся к получению новых фактов, выходящих за рамки программы. Главная методическая цель урока - создание условий для проявления познавательной активности учеников. Формы работы на уроке разнообразны: это и дискуссия после просмотра презентации, выполнение практических работ в малых группах. Отгадывание ребуса позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, оживляет урок. Данный урок не предполагает внешней оценки учителем результатов деятельности учащихся в форме отметки.
«Красота должна отвечать строгому числу»
Л.Б.Альберти (итальянский ученый, гуманист, писатель XV века)
Цель урока: обеспечить формирование умения систематизировать учебный материал, формирование метапредметных объектов «красота», «пропорция», «гармония»,обеспечить понимание взаимосвязи этих объектов.
Задачи урока, направленные на достижение:
Личностного развития:
- способствовать развитию умения сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические умозаключения;
- способствовать развитию аккуратности, внимания;
- способствовать развитию мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических задач.
Метапредметного развития:
- содействовать развитию познавательных процессов (восприятие, память, воображение, мышление) и интеллектуальных операций (анализ, синтез, обобщение)
- содействовать расширению кругозора: отношения и пропорции в живописи, скульптуре, архитектуре, природе; развитие любви к прекрасному, чувства гармонии и красот;
Предметного развития:
- формировать математические понятия: отношение и пропорция, повышение культуры вычислений;
- формировать умение применять изученные понятия для решения задач практического характера;
- формировать развитие вычислительных навыков.
Тип урока: урок систематизации и обобщения учебного материала
Метод обучения: проблемно-диалогический.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация, интерактивная доска.
Технологическая карта урока
№
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формирование УУД
Мотивационно-ориентировочный блок
1.
2.
3.
Мотивация к учебной деятельности.
Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, мыслительных операций, необходимых для проблемного изложения нового знания.
Выявление места и причины затруднения.
Цель: организовать уточнение и согласование темы, цели урока с помощью подводящего к теме диалога и продуктивных заданий, зафиксировать причину затруднения.
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, создает условия для благоприятного психологического настроя на работу.
Предлагает посмотреть слайды 1-7 и ответить на вопросы:
Какие чувства у вас вызывают эти картинки?
Что общего у стрекозы, тело человека, скрипки Страдивари, собор Василия Блаженного?
Почему эти картинки вызывают чувство гармонии и красоты?
Что такое гармония? (слайд 8)
Отгадайте ребус и скажите о каком математическом понятии идет речь? (слайд 9)
Что такое пропорция? (слайд 10)
Какая связь между пропорцией и теми картинками, которые мы смотрели?
Сформулируйте проблему урока?
Найдите математические термины и
сформулируйте тему нашего урока? (слайд 11)
Какова цель нашего урока?
Какие качества для этого вам необходимы?
Включаются в деловой ритм урока
Учащиеся смотрят слайды.
Обсуждают ответы на вопросы.
Отгадывают ребус, отвечают на вопросы.
Ученики участвуют в обсуждении вопросов и формулируют цели и тему урока, указывают качества, которые им необходимы для достижения поставленных целей..
Личностные: мотивация учения, выявление собственной позиции в проблемной ситуации
Метапредметные:
регулятивные (организация своей учебной деятельности)
коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками); уметь полно и точно выражать свои мысли, уметь вести диалог.
Организационно-деятельностный блок
4.
5.
6.
Этап моделирования.
Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: организовать побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.
Этап конструирования.
Этап презентации образовательных продуктов.
Предлагает учащимся выполнить: Задание 1. «Найдите закономерность и продолжите ряд чисел: 1; 1; 2; 3; 5; 8; 13; …»(слайд 12)
Найдите отношение двух соседних чисел. Что вы обнаружили?
Учитель рассказывает о числах Фибоначчи (слайд 13 - 14)
Выполнение практической работы № 1.
«Золотое сечение» (слайд 15 - 17)
Выполнение практической работы № 2.
«Золотой треугольник» в живописи (слайд 18 - 19)
Выполнение практической работы № 3.
«Золотой прямоугольник» в архитектуре (слайд 20 - 22)
Выполнение практической работы № 4.
«Золотое сечение» в анатомии человека. (слайд 23)
Выполняют задание.
Обсуждают полученные результаты.
Смотрят презентацию.
Слушают сообщения.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последовательность действий, прогнозировать результат деятельности, обобщать и делать выводы.
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи, находить связь между метапредметными понятиями.
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с одноклассниками, способы взаимодействия
Рефлексивно-оценочный блок
7.
Рефлексия.
Цель: соотнести цель урока и его результаты, провести самооценку работы на уроке, осознать метод построения нового знания и спрогнозировать направления будущей деятельности.
Поделитесь результатами урока.
-Это для меня важно и интересно….
-Я (узнал, получил, приобрел; смог придумать, представить, изобразить, показать, вообразить) … и захотелось …
-Мне удалось (понять, постигнуть, осмыслить, разобраться, уяснить, осознать, систематизировать разрозненные сведения) …, теперь я …
- Самым интересным (познавательным, удивительным, невероятным, необыкновенным, странным, чудным, невообразимым, немыслимым, исключительным, выдающимся, незаурядным, феноменальным, редчайшим) сегодня было (стало) …
- Труднее всего мне сегодня показалось, когда …, и все-таки (все же, тем не менее, однако, при всем том, поэтому, оттого, отчего, благодаря этому, посему, потому что, оттого что, благодаря тому что, потому как) …
Учитель благодарит учащихся за урок.
Ученики делятся впечатлениями об уроке, подводят итоги, демонстрируют, насколько понятным и интересным был урок, какие знания открыли, чему научились, что было трудно и почему
Личностные: выражать нравственно-эстетическое отношение к процессу и результатам собственной деятельности.
Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности
Регулятивные: осознать способы действия, приведших к успеху или неуспеху.
Технологическая карта № 1
Ф.И. учащегося_______________________________________
Тема: Практическая работа №1 «Построение «золотого сечения»
Цель: построить золотое сечение.
Оборудование: чертежный треугольник, циркуль.
Ход построения:
Для того, чтобы разделить отрезок АВ в "золотом" отношении, достаточно выполнить
следующие построения с помощью циркуля и линейки:
1. Из точки В восстанавливается перпендикуляр, равный половине АВ.
2. Полученная точка С соединяется линией с точкой А.
3. На полученной прямой от точки С откладывается отрезок CD, равный ВС.
4. На прямой AB откладывается отрезок AE=AD.
Полученная при этом точка Е делит отрезок АВ в соотношении золотой пропорции.
5. Измерить АЕ, ЕВ и АВ. Найти отношения сторон. Сделать вывод.
Технологическая карта № 2
Ф.И. учащегося_______________________________________
Тема: Практическая работа № 2«Построение «золотого треугольника»
Цель: построить «золотой» треугольник.
Оборудование: чертежный треугольник, циркуль.
Ход построения:
1.Проводим прямую АВ .
2. От точки А откладываем на ней три раза отрезок О произвольной величины.
3. Через полученную точку Р проводим перпендикуляр к линии АВ.
4. На перпендикуляре вправо и влево от точки Р откладываем отрезки О .
5. Полученные точки d и d 1 соединяем прямыми с точкой А .
6. Отрезок dd 1 откладываем на линию Ad 1 , получая точку С .
7.Она разделила линию Ad 1 в пропорции золотого сечения. Линиями Ad1 и dd1 пользуются для построения «золотого» прямоугольника.
8. Измерить dd1 и Аd . Найти отношения сторон. Сделать вывод.
Технологическая карта № 3
Ф.И. учащегося_______________________________________
Тема: Практическая работа № 3 «Построение «золотого» прямоугольника»
Цель: построить «золотой» прямоугольник.
Оборудование: чертежный треугольник, циркуль.
Ход построения:Для построения золотого прямоугольника необходимо выполнить следующие действия:
1. Начертить квадрат и разделить его на два равных прямоугольника;
2. В одном из прямоугольников провести диагональ АВ;
3. Циркулем провести окружность, радиус которой АВ и центр в точке А;
4. Продолжить основание квадрата до пересечения с дугой в точке F .
5. Провести под прямым углом вторую сторону искомого прямоугольника.
6. Измерить линейкой длины сторон построенного прямоугольника CDEF
7. Вычислить отношение большей стороны к меньшей. Сделать вывод.
Технологическая карта № 4
Ф.И. учащегося_______________________________________
Тема: «Исследовать отношение роста человека к длине от пояса до пола»
Цель: выяснить как относятся части человеческого тела.
Оборудование: измерительная лента.
Ход выполнения:
1. Измерь свой рост.
2. Измерь длину от линии талии до пола.
3. Найди отношение своего роста к длине от линии талии до пола.
4. Сделай вывод.