- Преподавателю
- Математика
- Открытый урок по математике на тему: Делители и кратные (5 класс)
Открытый урок по математике на тему: Делители и кратные (5 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мурзагалиева С.К. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Областная специализированная школа №8
для одаренных детей г.Уральска ЗКО
Открытый урок
по математике в 5 классе «А»
«Делители и кратные натуральных чисел»
Дата проведения: 29.10.2015г.
Учитель математики: Мурзагалиева Сайран Каирхановна /стаж работы 25 лет/
Уральск - 2015 г.
Тема урока: Делители и кратные натуральных чисел /2 урок/.
Цели урока: проверить знания и умения учащихся по изученному материалу; закрепить изученный материал в ходе выполнения упражнений; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки; развивать математическую речь учащихся.
Этап урока
Описание содержания
Время
Организационный
момент
Слайд №1. На доске записано число, тема урока. Заранее приготовлена презентация к уроку, способствующая интересному и наглядному проведению урока.
1
мин
Мотивация к учебной деятельности
и целеполагание
Создать благоприятный психологический настрой на работу:
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок, на уроке присутствуют гости. Мы должны гостям показать, как умеем работать на уроке. Проверим, с каким настроением вы пришли на урок. Если у вас хорошее настроение - большой палец вверх, плохое настроение - палец вниз, настроение в норме - ладонь на столе.
- Настроение замечательное, начинаем работу.
Слайд №2: Учащиеся записывают в тетради число, кл/р.
Учитель знакомит учащихся с целями урока.
2
мин
Актуализация
знаний учащихся
Слайд №3. Устный фронтальный опрос:
-
Какое число называют делителем натурального числа? Чему равен наибольший делитель данного натурального числа? А наименьший?
-
Свойство пары делителей?
-
Какое число называют кратным данному натуральному числу? Чему равно наименьшее кратное данного натурального числа?
-
Сколько кратных имеет любое натуральное число?
Устная работа с использованием слайдов №4-8.
10 мин
Работа в парах
Слайд №9: Найдите сумму всех делителей числа, не считая его самого:
-
Числа 6: 1+2+3=6
-
Числа 28: 1+2+4+7+14=28
Сделайте вывод!
Числа, которые равны сумме всех своих делителей (исключая само число), древнегреческие математики называли совершенными. Слайд №10.
Первое, самое меньшее совершенное число - 6. Может быть, именно поэтому шестое место считалось самым почетным на пирах у древних римлян.
Второе по старшинству совершенное число - 28:
В некоторых ученых обществах и академиях полагалось иметь 28 членов. Почти до наших дней дожила эта традиция, идущая из далеких эпох.
5 мин
Занимательный материал
Слайд № 11. Есть ли еще совершенные числа? Конечно. Третье совершенное число - 496.
496=1+2+4+8+16+31+62+124+248
Первые четыре совершенных числа: 6, 28, 496, 8128 - были обнаружены 2000 лет назад.
Пятое совершенное число было найдено лишь 500 лет назад.
2 мин
Историческая справка
Слайд № 12. Лев Николаевич Толстой шутливо "хвастался" тем, что дата его рождения (28 августа по календарю того времени) является совершенным числом. Год рождения Л.Н.Толстого (1828) - тоже интересное число: последние две цифры (28) образуют совершенное число; а если переставить местами первые две цифры, то получится 8128 - четвертое совершенное число. Слайд №13: Д/з
1 мин
Физкультминутка: "ВЕРЮ-НЕВЕРЮ"
Ребята! Закройте глаза и слушайте. Если моё высказывание верно, то вы продолжаете сидеть спокойно. Если моё высказывание ложно, то вы поднимаете обе руки.
-
0
Делитель может быть больше самого числа.
1
Кратное не может быть меньше самого числа.
1
Число 1 - делитель любого натурального числа.
0
У числа может быть два кратных.
1
Любое натур. число имеет бескон. много кратных.
0
Наименьшее кратное натур-ого числа равно 1 .
1
9 - делитель 45.
0
66 - кратно 9.
0
100 : 4 = 20
1
Число является кратным самому себе.
1
41 - не кратно 4
0
3 - делитель 55
5 мин
Закрепление изученного материала
Работа в тетради с параллельным разбором на доске.
Стр 131-132: №565, 567, 572
10 мин
Самостоятель-ная работа
Учащиеся самостоятельно работают с карточками. После окончания работы карточки сдаются учителю на проверку. Учитель после проверки выставляет оценки в журнал.
Вариант I Фамилия, имя ...............................................................
1. Задано число 42. Напишите все его делители в порядке возрастания: .........................................................................
2. Выберите из чисел 12,14,25,34,42,45,51,68,85,100 те которые:
а) кратны 5: ..................................
б) кратны 17: ................................
3. Запишите кратные числа 13, но меньшие 100:..................................
Вариант II Фамилия, имя .......................................................
1. Задано число 36. Напишите все его делители в порядке возрастания: .......................................................................
2. Выберите из чисел 12,14,26,39,42,45,52,68,84,117 те которые:
а) кратны 7: .................................
б) кратны 13: ................................
3. Запишите кратные числа 14, но меньшие 100: ...................................
7
мин
Рефлексия
- Наш урок подошел к концу, хотелось бы узнать ваше мнение. Выберите из предложенных рисунков тот, который соответствует вашему настроению после пройденного урока и нарисуйте его в тетради. (слайд 25). Сдайте тетради на проверку.
Считаю, что сегодня на уроке:
-
У меня все получилось, я доволен своей работой
-
У меня не все получилось, но я доволен своей работой
-
Мне было сложно и непонятно
2
мин
Итоги. Домашнее
Задание
Учащиеся получают домашнее задание: стр.132 №566, 568, 571. Дружественные числа /найти информацию/.
1 мин