Презентация по математике на тему Экология в математике

Раздел Математика
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Экология в математике


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Сегодня часто приходится слышать о загрязнении окружающей среды и экологических проблемах на разных уголках нашей планеты. Перед всем человечеством встала большая проблема - остановить дальнейшее загрязнение нашей планеты и принять срочные меры по охране природы и окружающей среды. А все это начинается с малого: нам всем, государствам и каждому жителю нашей планеты, и взрослым и детям, нужно постараться сделать окружающую местность чище и благоустроеннее.

В решении данной проблемы играет огромную роль воспитание подрастающего поколения, а школа и организация учебного процесса в этом деле является главным.

Актуальная цель современного обучения - развитие творческого мышления школьников. Успешное развитие творческого мышления у школьника возможно только при такой организации учебного процесса, когда учащиеся систематически вовлекаются в процесс активного интеллектуального поиска.

Именно с этой целью рекомендуется использование на уроках математики экологические задачи.

Математика является одним из предметов, который пока недостаточно связан с экологией, а между тем эти науки тесно переплетаются. Но не надо забывать, что экологизация математики дает возможность проследить процесс развития человеческих знаний во времени и пространстве. В связи с этим актуальность данного исследования не вызывает сомнения.

Процесс решения задачи предполагает мысленное экспериментирование. Он включает в себя формирование цели, задачи, гипотезы исследования, разработки его плана, прогнозирование и результаты.

Решение задач может осуществляться при проведении поисковой беседы с учащимися. Учитель зачитывает условие задачи и формирует проблему.

Основные положения и данные записываются на доске и в тетрадях учащихся. После этого оглашается первый вопрос задачи, который может поясняться учителем.

Школьникам дается время для обдумывания вопроса, после чего они высказывают свое мнение, выдвигают гипотезы, касающиеся его решения. Каждая из гипотез обсуждается.

Обдумывание способов решения проблемы, разработка плана могут осуществляться как в группах, так и индивидуально. Важно соблюдать последовательность.

При организации беседы или дискуссии нужно помнить, что главное здесь - неполучение от учащихся быстрого и единственно правильного решения. Важно другое: в процессе активного обсуждения проблемы у школьников развивается умение анализировать ситуацию, обобщать, трактовать, формулировать выводы. Самое ценное здесь - активный процесс развития творческого мышления школьника.

















Математические задачи на тему

экологии и охраны окружающей среды



№1


Брошенная на землю кожура от банана в нашем климате разлагается около 2 лет. Брошенный окурок сигареты разлагается на два года дольше. Пластиковый пакет разлагается на восемь лет дольше, чем окурок. Сколько лет потребуется для того, чтобы разложился пакет? На сколько лет раньше разложится кожура от банана?

№2


Дом площадью 48м2 и высотой 3 м во время весеннего паводка был заполнен водой. Сколько кубических метров воды в доме?


№3


В мире ежегодно добывается 1600 млн.м3 древесины, около 20 % всей древесины идет на топливо. Сколько кубических метров древесины ежегодно сжигается?

№4


Одним из способов защиты окружающей среды является рассеивание вредных веществ с помощью строительства высоких труб. Известно, что дымовая труба высотой 100 м дает возможность рассеивать вредные вещества в радиусе 20м. Определить радиус рассеивания веществ, если высота трубы а) 50м, б) 80м.


№5


Из 1 м3 древесины получается 70кг бумаги. Сколько кубических метров древесины сэкономит 1000кг макулатуры?


№6


20 кг макулатуры сохраняет одно крупное дерево, а 1т макулатуры сберегает 0.5га леса среднего возраста. Определите количество леса, который можно сохранить, собрав 20 тонн макулатуры, 50 тонн макулатуры, 100 тонн макулатуры.





№7


Каждая мышь за год затаскивает в свою нору около 1кг зерна. А сова за год уничтожает 1000 мышей. Сколько килограммов зерна сберегут за год две совы?


№8


Пчела с миллиона цветков собирает 80кг мёда. Она за день садится на 10 тысяч цветков. Сколько граммов мёда собирает пчела за день?

№9


Выброс загрязняющих веществ в воздух на территории Мангистауской области в 2007 году составил 608,8 тыс.тонн. Определить, на сколько процентов сократился выброс загрязняющих веществ в атмосферу.


№10


В 2010 году в г. Актау образовалось 11800 тонн различных твердых отходов, против 11679 тонн в 2009 году. На сколько процентов увеличилось образование отходов?

№11


На территории Восточно-Казахстанской области большое значение имеют охраняемые природные территории - три ботанических памятника природы, резерват «Семей Орманы». Площадь этих территорий составляет около 18% от общей территории, которая составляет 2616 км2. Вычислить площадь, занимаемую памятниками природы.


№12


Выясните, какое количество речной воды мы теряем ежегодно, если известно, что в год мы сбрасываем в водоемы около 28 км3 неочищенных сточных вод, а 1 км3 этих вод делает непригодной к употреблению 60 км3 вод.

№13


Подсчитано, что каждый легковой автомобиль при среднем годовом пробеге 15 тыс.км выдыхает 250кг углекислого газа, 93кг углеводорода, 27 кг окислов азота. Подсчитайте количество выделяемых за год в атмосферу веществ в нашем районе, учитывая, что в г. Актау около 40000 автомобилей.



№14


14% территории России, т.е. 17 млрд.га занято лесным массивом. Определите размеры территории России (в га), не занятых под лесными насаждениями.

№15


1 га придорожного леса вокруг г. Астаны задерживает 30 тонн пыли в год. Сколько тонн пыли задерживает 1га придорожного леса за 1 месяц, за 1 неделю, за 1 день?

№16


В канун Нового года жители поселка Бурабай вырубают некоторое количество ёлочек. В поселке Макинка - в 2 раза больше, чем в поселке Бурабай. А в селе Шортанды - на 220 елочек больше, чем в поселке Макинка. Сколько елочек вырубают жители села Шортанды, если всего на территории Акмолинской вырубаются 370 ёлочек?

№17


Средняя плотность населения Японии 536 человек на 1 км2, России 163 человека на 1км2, Казахстана - 6,39 человека на 1 км2. Вычислите приближенное значение площади, которое приходится на 1 человека в каждой стране.

№18


Площадь города 10,8 тыс.га. Парки, бульвары, скверы занимаютПрезентация по математике на тему Экология в математике часть этой площади. Сколько квадратных метров зеленых насаждений приходится на человека, если считать, что в городе 800000 жителей?



№19

В структуре СНГ 66% - горожане, что составляет 180 млн. человек. Вычислить количество жителей СНГ.

Сколько процентов приходится на сельских жителей.

Определите количество сельских жителей.

№20


Улов рыбы в Каспийском море с 50-х годов сократился с 1,5 млн. центнеров до 0,08. Стоимость 1 кг рыбы 2000 тенге. Вычислить сумму экономических потерь.

№21


Балхаш - древнейшее по геологическому возрасту озеро, существующее минимум 20 млн. лет. В его водах обитает 2360 видов и разновидностей животных и растений, 80% из них эндемики (уникальные). Определить количество эндемиков.

№22


В мире в наши дни одна из самых острых проблем - нехватка чистой воды. Айсберг-это крупные обломки ледников, спускающихся с суши к морю. Айсберг представляет собой своеобразное хранилище пресной воды. Вычислить потребность воды на 1 человека в сутки, если ледяная гора толщиной 150м, длинной 2 км и шириной полкилометра содержит в себе столько пресной воды очень хорошего количества, которой бы хватило гигантскому городу Москве с населением 10 млн. человек на целый месяц, если плотность воды β ~ 1000кг/м ?

№23


Главный потребитель воды сельское хозяйство. Оно потребляет 70% всей используемой человеком воды. Чтобы вырастить 1т пшеницы, требуется 1500 т воды, а 1 т риса- 7000т воды. Вычислить необходимое количество воды для выращивания пшеницы на поле, площадь которого 25 га, если урожайность пшеницы 22 центнера с одного гектара. Для выращивания риса необходимо в 4,5 раза больше воды, чем для пшеницы. Поэтому в республике рис выращивается на юге (ЮКО и Кызылординская область) и юго-востоке (Алматинская область), где имеются достаточные запасы водных ресурсов.

№24


На сколько процентов сократилась площадь нерестилищ нерестовых рыб в связи со строительством гидроэлектростанции на Волге, если известно, что они составляли 3600 га, а сейчас осталось 430 га?




№25


По учетным данным института зоологии Академии наук Казахстана к середине 80-х годов насчитывалось около 1 млн. голов сайгаков. Распашка земель в Казахстане и строительство оросительных систем сократило поголовье скота к началу ХXI века до 50 тысяч голов. На сколько процентов сократилось поголовье?


№26


Каждый изготовленный предмет имеет свой груз отходов, которые немецкие ученые назвали *Экологический рюкзак*. Так, например , золотое кольцо на пальце весом 10 г. имеет экологический рюкзак в 3,5 т отходов, 1т угля имеет экологический рюкзак, равный 3,5 т, 1 т стали -20 т, а 1т меди-420т. Определить экологический рюкзак для 1 кг золота, 1кг угля, 1кг метали,1кг меди.

№27


В местах расселения людей веками накапливались отходы, особенно в городах долгожителях, которые выросли на слоях отходов, археологи называют их культурными слоями. Толщина такого слоя в Париже достигает 20м, в Лондоне-25м, в Москве-24см, в Алматы 22м. Определить среднюю толщину культурного слоя в этих городах. Также культурные слои могут оказаться очень опасными, т.к. еще совсем недавно , 30-50 лет назад, не существовало правил захоронения отходов, в том числе опасных. Сейчас строители нередко натыкаются на такие слои, но чаще их не обнаруживают и строят прямо на опасном месте.


№28


Флуоресцентная лампа мощностью в 18 Вт дает столько же света, сколько лампа накаливания в 75 Вт. Замена ими ламп накаливания позволяет сохранить потребление электроэнергии в 4 раза. Кроме того, новые лампы в 7 раз долговечнее ламп накаливания. Во сколько раз флуоресцентная лампа эффективнее лампы накаливания ?

№29


Из 2 тонн макулатуры можно изготовить столько новой бумаги, сколько из 17 больших деревьев. Сколько можно сохранить деревьев, собрав 10 т макулатуры?




№30


Во время аварийных разливов нефти в мире гибнет около 1.000.000 водоплавающих птиц в год. Сколько птиц может погибнуть за 5 лет?




№31


В сутки через легкие человека проходят около 10000 литров воздуха. Сколько литров воздуха пропускают и очищают легкие за 1 неделю, за 1 месяц, 1год? Что мы называем «зелеными легкими» Земли?

№32


Известно, что убытки от выбросов в атмосферу 1 тонны окиси углерода оцениваются от 100 до 500 тенге, 1 тонны нетоксичной пыли - от 450 до 225 тенге. Подсчитайте убытки нашей страны от загрязнения пылью атмосферы, если в 2000 г. ее было выброшено 1 млн. тонн.


№33


Ежегодно в морскую воду выливается около 10 млн.тонн отходов нефти. Если каждый литр отхода нефти загрязняет 1 куб. метров чистой воды, то, сколько тонн воды загрязняют отходы нефть за год?


Список использованной литературы


  1. К. Ванов «Математика» 5-класс.


  1. Ш. Карбаева «Естественные и математические науки в современном мире».



  1. Е. Бурмистрова «Использование экологических задач на уроках математики».



  1. Н. Пфлаумер «Экологические проблемы Казахстана».



  1. В. Мешечкин «Математические модели в экологии».




© 2010-2022