• Преподавателю
  • Математика
  • Обобщение опыта работы по теме «Система работы со слабоуспевающими учащимися при подготовке к ЕГЭ по математике»

Обобщение опыта работы по теме «Система работы со слабоуспевающими учащимися при подготовке к ЕГЭ по математике»

Математика - обязательный предмет в структуре ЕГЭ, поэтому его должен сдать каждый. Формула успеха проста – высокая степень восприимчивости, мотивация и компетентный педагог.  В любом случае натаскивание на варианты ЕГЭ и ГИА необходимо, но его нужно сочетать с фундаментальной подготовкой, формируя системные знания и навыки. Подготовленность в плане специфики подразумевает знание нюансов и особенностей экзамена. К таким особенностям можно отнести правильность оформления заданий, тактика и стратегия решения в условиях дефицита выделенного времени на экзамене, а также банальная невнимательность. В ЕГЭ по математике встречаются специфические, каверзные вопросы и задачи. Их часто не может быстро решить даже опытный специалист. Эти задачи на первый взгляд незаметны и их немного, но обязательно включаются разработчиками в...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение -

средняя общеобразовательная школа № 1 имени В.И.Фадеева


Система работы со слабоуспевающими учащимися при подготовке к ЕГЭ по математике



(из опыта работы учителя математики МАОУ-СОШ №1

Тихоновой Натальи Александровны)



ст. Калининская

2Обобщение опыта работы по теме «Система работы со слабоуспевающими учащимися при подготовке к ЕГЭ по математике»013 г.

Вступительное слово.

Математика - обязательный предмет в структуре ЕГЭ,

поэтому его должен сдать каждый. Формула успеха проста - высокая степень восприимчивости, мотивация и компетентный педагог. В любом случае натаскивание на варианты ЕГЭ и ГИА необходимо, но его нужно сочетать с фундаментальной подготовкой, формируя системные знания и навыки.

Подготовленность в плане специфики подразумевает знание нюансов и особенностей экзамена. К таким особенностям можно отнести правильность оформления заданий, тактика и стратегия решения в условиях дефицита выделенного времени на экзамене, а также банальная невнимательность. В ЕГЭ по математике встречаются специфические, каверзные вопросы и задачи. Их часто не может быстро решить даже опытный специалист. Эти задачи на первый взгляд незаметны и их немного, но обязательно включаются разработчиками в ЕГЭ. Однако даже в таких нетиповых заданиях можно выделить шаблоны, что позволяет подготовленному правильным образом ученику уметь распознавать ход мыслей составителя и часто обыгрываемые типы каверзных задач.

Каверзные и специфические задачи составляют только часть так называемой специфики ЕГЭ и ГИА по математике. Эти и масса других особенностей и составляют суть специфики. Учитель по математике, хорошо знающий, с чем придется столкнуться школьнику на экзамене, кроме фундамента уделяет большую часть времени на занятии отработке вопросов специфики ЕГЭ и ГИА.

Для эффективной подготовки к ЕГЭ и ГИА нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма.

Успех на экзаменах складывается т.о. из знания теории, умения распознавать знакомую ситуацию в указанном задании, применять алгоритмы и формулы и конечно же вера в свои силы!

ЕГЭ - уже не новая форма проверки знаний ученика. Проверяя эти знания, мы довольно часто приходим к неутешительным результатам. Эти результаты не радуют чаще всего не только учителя, но и самого ученика. И это бывает потому, что ученик не владеет знаниями даже на базовом уровне. При этом очень часто оказывается, что в 10-й класс приходят дети, закончившие основную школу с трудом, т.к. имеют низкие учебные возможности вообще и по математике в частности. Или это могут быть дети, которые решили, что можно праздно провести еще 2 года в школе, после чего легко получить аттестат, как это произошло в 9-м классе.

Работа со слабоуспевающими учащимися - одна из главных задач педагога

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам, - это работа со слабоуспевающими учащимися. Задача учителя - научить всех сидящих перед ним учеников с учетом их возможностей и способностей. Это очень трудная и ответственная работа для каждого учителя, работающего в выпускном классе.

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения.

Не секрет, что количество таких учащихся в школах достигает 10-15%. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа с ними всех служб образовательного учреждения совместно с родителями этих учащихся.

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:

  • пропуски занятий по болезни;

  • слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;

  • задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;

  • педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др;

  • прогулы.

К арсеналу, помогающему учителю формировать устойчивый интерес к предмету, можно отнести:

  • содержание изучаемого материала,

  • умелое сочетание форм и методов работы на уроке,

  • моральный климат в отношениях как учителя с учащимися данного класса, так и между учащимися внутри классного коллектива.

Формирование потребности дифференцированного подхода в обучении слабоуспевающих

Слабоуспевающие учащиеся есть в каждом классе.

В сложившейся ситуации первым шагом проводим диагностику, определяем уровень знаний, умений и навыков учащихся. Для этого даём несложное тестирование, после результатов которого становится ясно, что начинать обучение придется с темы «Сложение и вычитание чисел с разными знаками», т.е. с учебного материала 6-го класса (чаще всего, если вообще ни с таблицы умножения).

Для начала нужно узнать причины, порождающие неуспеваемость.

У каждого отстающего ученика своя причина для неуспеваемости, но в то же время есть и общие для определенного круга школьников.

Даже самые опытные из учителей часто говорят лишь:

  • о нежелании детей учиться

  • об отсутствии у них познавательных интересов

  • о дурном влиянии улицы

  • о дурном влиянии семьи

  • а также других причинах

и редко связывают неуспеваемость с недостатками собственной работы, хотя очень часто именно это и является одной из главных причин.

Впрочем, неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин, одна из которых является решающей, и важно найти именно ее, иначе все прилагаемые педагогом усилия будут напрасны.

Внешние и внутренние причины неуспеваемости

К числу внешних причин относятся такие, как:

  • несовершенство организации учебного процесса (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, преобладание производящей деятельности, перегрузка, несформированность приемов познавательной деятельности, проблемы в знаниях);

  • отрицательное влияние семьи, друзей, социальной среды и т.д.

А вот одними из главных внутренних причин неуспеваемости, являются:

  • дефекты здоровья школьников

  • психолого-педагогические элементы поведения, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Понятно, что человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки

  • низкое развитие интеллекта

  • отсутствие устойчивой положительной мотивации учения

  • слабо развитая волевая сфера

На последнюю причину у нас не принято обращать особого внимания, а между тем именно воля и усидчивость играют очень важную роль в учебной деятельности. Об этом еще писал К.Д. Ушинский: «Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не всё в учении интересно, и найдётся многое, что надобно будет взять силой воли».

Таким образом, в реальной жизни школьника туго переплетается целый ряд причин неуспеваемости. И дело не только в нежелании учиться. Ситуация гораздо сложнее, чем это кажется на первый взгляд.

Три типа неуспевающих

Работая над данной проблемой, я выявила три группы неуспевающих.

Первая: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению.

Вторая: высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Третья: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Такая типология, на мой взгляд, имеет большое практическое значение. Зная истинные причины неуспеваемости, можно оказывать каждой из групп учащихся дифференцированную помощь.

Кому какая помощь нужна?

Первая группа. Основная помощь учащимся первой группы, для которых характерны низкая обучаемость, слабое развитие мыслительной деятельности и у которых преобладает репродуктивный (воспроизводящий) подход к решению учебных задач, должна заключаться главным образом в формировании приемов познавательной деятельности. Взывать к совести, чувству долга, упрекать в том, что они работают недостаточно, ленятся, приглашать родителей в школу бесполезно. Ощутимых результатов все это не даст. Эти учащиеся занимаются много, очень старательны, добросовестны, но для успешного обучения им не хватает познавательных сил. Главное в работе с ними - учить учиться.

Вторая группа. Причиной плохой успеваемости учащихся второй группы является их внутренняя личностная позиция - нежелание учиться. В силу разных причин их интересы лежат вне рамок учебной деятельности. Школу они посещают без всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Учащимся этой группы достаточно изменить свое отношение к обучению, как резко возрастает продуктивность их учебной деятельности. Поэтому преодоление неуспеваемости учащихся этой группы начинается с воспитательной работы на уроке. Этих ребят я привлекаю к участию во внеурочной деятельности, прошу чем-либо помочь: смастерить своими руками наглядный материал (стереометрические фигуры для уроков геометрии), напечатать карточку-консультант, сделать презентацию. Эти наглядные пособия используются на их же уроках, что повышает самооценку отдельных обучающихся и ведёт к изменению отношения к предмету.

Третья группа. А как быть с теми, кто по субъективным или объективным причинам всё-таки не может или не хочет учиться лучше? Как ни грустно, но таких учащихся с каждым годом становится все больше. Что же надо сделать, чтобы они не потеряли веру в себя, не озлобились, сохранили положительное отношение к школе и учителям? Современный английский психолог и педагог Р. Берне считает, что: «Для тех, кто учится плохо, всегда нужен какой-то способ снизить влияние низкой успеваемости на самооценку. Было бы неверно поддерживать у школьников, которые не проявляют больших способностей к учебе, представления о том, что высшей ценностью и главным фактором всякой личностной оценки является только превосходная успеваемость. У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества, на которых чуткий взрослый должен помочь ему выстроить прочный фундамент позитивной самооценки».

Адаптация к возможностям и способностям школьника

Остановлюсь еще на одном подходе. В работе со слабоуспевающими учениками продуктивными являются не только индивидуальные, но и групповые занятия.

Организованная на разных этапах урока групповая работа, когда слабоуспевающие совместно с сильными учениками решают учебные задачи, очень эффективна. В советской школе была широко распространена практика, когда слабоуспевающие ученики прикреплялись к отличникам и последние оказывали помощь своим подопечным. Поэтому я пытаюсь возродить её, так как от данной системы работы немалая польза и «ученикам-учителям», и особенно их подопечным. Этот приём я практически постоянно использую при проверке домашнего задания, при выполнении работы над ошибками, при повторном объяснении материала. Но обязательно контролирую этот процесс.

Изучение теории - один из наиболее трудных с методической точки зрения вопросов преподавания математики. Дело в том, что обычная методика объяснения нового материала имеет существенные недостатки, связанные, прежде всего с пассивностью обучаемых, деятельность которых часто сводится к слушанию учителя и переписыванию с доски. При этом учащиеся могут переписывать с доски, ничего не понимая, отвлекаться или заниматься посторонними делами. Учитель же занят объяснением и в процессе этого может следить только за дисциплиной, а не за качеством освоения материала.

Пассивность учащихся может объясняться тем, что:

  • плохо усвоен предыдущий материал

  • не закреплены навыки алгебраических преобразований

  • не выучены или забыты определения, свойства, формулы

Поэтому любое объяснение нового материала я начинаю с повторения тех вопросов, которые будут необходимы.



  • Числитель и знаменатель

  • Сложение чисел с разными знаками

  • Скорость по течению и против течения

  • Перенос слагаемых из одной части уравнения в другую

  • Тригонометрический круг (синяя и красная ось)

  • Определения синуса, косинуса, тангенса, котангенса

Например, тема «Задачи на смеси и сплавы» очень сложная для восприятия в любом классе, а тем более в классе, где все учащиеся имеют низкую успеваемость. Решение любой задачи на эту тему начинаю с вопросов теории:

  • Как найти дробь от числа?

  • Что называется процентом?

  • Как перевести % в дробь?

  • Как найти % от числа?

Далее вашему вниманию предлагается серия задач на эту тему. Я хотела бы показать способ решения таких задач, который действительно дал положительные результаты.

При решении задач следует руководствоваться тем, что при соединении (разъединении) смесей с одним и тем же чистым веществом количества чистого вещества и общие количества смесей складываются (вычитаются). Складывать и вычитать доли и процентные содержания - НЕЛЬЗЯ.

Задача 1.

Кусок сплава меди и цинка массой в 36кг содержит 45% меди. Сколько килограммов меди нужно добавить к этому куску, чтобы полученный новый сплав содержал 60% меди?

Начинаем с составления схемы.

Обобщение опыта работы по теме «Система работы со слабоуспевающими учащимися при подготовке к ЕГЭ по математике»

Составляем уравнение по меняющемуся веществу!!! Это главная идея.

Обобщение опыта работы по теме «Система работы со слабоуспевающими учащимися при подготовке к ЕГЭ по математике»

Итак, 13,5кг меди нужно добавить.

Ответ: 13,5 кг.

Задача 2.

Арбуз весил 20 кг. и содержал 99% воды, когда он немного усох, то стал содержать 98% воды. Сколько теперь весит арбуз?

Обобщение опыта работы по теме «Система работы со слабоуспевающими учащимися при подготовке к ЕГЭ по математике»

Решение.

Обобщение опыта работы по теме «Система работы со слабоуспевающими учащимися при подготовке к ЕГЭ по математике»

Итак, на10кг арбуз усох и стал весить 20-10=10кг. Ответ: 10 кг.

Задача 3.

Имеются две смеси апельсинового и ананасового соков. Первая смесь 40%-ого апельсинового сока, а вторая - 80%. Смешивают Р л первой смеси и Q л второй, в результате получается 20 л смеси, содержащей 70% апельсинового сока. Определите P и Q.

Обобщение опыта работы по теме «Система работы со слабоуспевающими учащимися при подготовке к ЕГЭ по математике»Обобщение опыта работы по теме «Система работы со слабоуспевающими учащимися при подготовке к ЕГЭ по математике»

Решение.

0,4х+0,8(20-х)=Обобщение опыта работы по теме «Система работы со слабоуспевающими учащимися при подготовке к ЕГЭ по математике»0

0,4х+16-0,8х=14

-0,4х=-2

х=5

Если х=5, то 20-5=15.

Ответ: Р=5 л., Q=15 л.

Усвоив эти задания, можно легко решить задачи на составление систем линейных уравнений.

Задача 4.

ИОбобщение опыта работы по теме «Система работы со слабоуспевающими учащимися при подготовке к ЕГЭ по математике»меются два раствора серной кислоты в воде: первый - 40%-ый, второй - 60%-ый. Эти два раствора смешали, после чего прибавили 5 кг чистой воды и получили 20%-ый раствор. Если бы вместо 5 кг чистой воды добавили 5 кг 80%-ого раствора, то получили бы 70%-ый раствор. Сколько было 40%-ого раствора и 60%-ого раствора?

Обобщение опыта работы по теме «Система работы со слабоуспевающими учащимися при подготовке к ЕГЭ по математике»

Обобщение опыта работы по теме «Система работы со слабоуспевающими учащимися при подготовке к ЕГЭ по математике»Вычтем из первого уравнения второе.

Обобщение опыта работы по теме «Система работы со слабоуспевающими учащимися при подготовке к ЕГЭ по математике»

Подставив полученное выражение в одно из уравнений, найдём Обобщение опыта работы по теме «Система работы со слабоуспевающими учащимися при подготовке к ЕГЭ по математике»

1 кг - масса 40%-ого раствора серной кислоты

2 кг - масса 60%-ого раствора серной кислоты

Ответ: 1 кг и 2 кг.

Теперь перейти к математической модели задачи ребятам не составит большого труда. Другое дело, что здесь нужны вычислительные навыки. В этом может помочь систематические задания устного характера.

Для решения этой проблемы я использую папки для устного счёта. В начале урока при проведении устного счёта идёт не фронтальная работа с классом, а индивидуальная, с последующей проверкой каждого учащегося. Применение тренажера для устного счёта на уроках способствует повышению активности учащихся при изучении теории, закреплении нового материала, лучшего запоминания свойств и формул. Особенно актуальной становится эта проблема при работе с учащимися со слабой математической подготовкой.

Таблицы, тренажер для устного счета и карточки-консультанты

Предлагаемая система заданий предназначена для устных упражнений на уроках математики в старших классах, в соответствии с темами, изучаемыми в курсе алгебры и начала анализа.

Соответствие таблиц темам программного материала курса алгебры и начал анализа

  1. Таблица №1. Арифметический корень натуральной степени.

  2. Таблица №2,3. Степень с рациональным и действительным показателем.

  3. Таблица №4. Логарифмы. Свойства логарифмов.

  4. Таблица №5. Показательные и логарифмические уравнения.

  5. Таблица №6. Показательные и логарифмические неравенства.

  6. Таблица №7. Значения тригонометрических функций.

  7. Таблица №8. Значения обратных тригонометрических функций.

  8. Таблица №9. Тригонометрические уравнения.

  9. Таблица №10. Неравенства. Метод интервалов.

10. Таблица №11. Производные.

11. Таблица №12. Первообразные.

По такому же принципу задания распределены по таблицам. В каждой таблице 4-5 вариантов и от 9 до 18 заданий.

Комплект таблиц помещен в отдельную папку. Число папок соответствует количеству парт в классе. В начале урока дежурные раздают папки, учитель объявляет номер таблицы и распределяет варианты между учащимися. Выполняя задание, ученики выписывают на отдельном листочке ответы. Время выполнения работы и количество заданий определяет учитель, в зависимости от уровня подготовленности класса. Система работы с комплектом таблиц позволяет использовать разнообразные варианты учебной деятельности: индивидуальная работа, работа в парах, работа в парах сменного состава и т. д.

Использование данного комплекта таблиц для устных упражнений на уроках математики в 10-11 классах:

  • позволило значительно улучшить закрепление изученного материала на уроках

  • повысило вычислительные навыки учащихся старшеклассников

  • ускорило процесс усвоения изучаемого материала.

Для облегчения контроля со стороны учителя и осуществления самоконтроля со стороны учащихся папка снабжена ответами ко всем предлагаемым заданиям (тренажёр для устного счёта прилагается).

На уроке часто можно встретиться с таким явлением: после предложения учителя выполнить определенное задание в классе находится несколько учащихся, ожидающих появления готового решения на доске. Это типичное проявление отсутствия познавательного интереса к изучаемой теме. В чем причина? Есть основание полагать, что обстоятельством, способствующим такой ситуации, является уверенность слабоуспевающего ученика в том, что выполнить это задание предложат более успевающему. Поэтому я провожу как можно больше самостоятельной работы на уроке по карточкам с заданиями различного уровня сложности. Причём не исключаю карточки-консультанты до тех пор, пока ребёнок сам не откажется от них. Вот примеры таких карточек:

Обобщение опыта работы по теме «Система работы со слабоуспевающими учащимися при подготовке к ЕГЭ по математике»

Обобщение опыта работы по теме «Система работы со слабоуспевающими учащимися при подготовке к ЕГЭ по математике»

Обобщение опыта работы по теме «Система работы со слабоуспевающими учащимися при подготовке к ЕГЭ по математике»

Обобщение опыта работы по теме «Система работы со слабоуспевающими учащимися при подготовке к ЕГЭ по математике»

В своей работе я использую разные методики и новшества, но не без оглядки. Всегда пропускаю всё через себя. Что могу я и могут мои дети, что подходит к школьной аудитории, то я и беру для урока.

Результат, достигнутый от внедрения дифференцированного подхода в обучении

Проводимая систематизированная работа, дифференцированный подход в обучении слабоуспевающих учащихся на уроках даёт положительные результаты.

Можно проследить рост каждого учащегося на протяжении обучения. У всех детей первая оценка за контрольную работу была отрицательной. Я не ставила невозможных задач перед детьми. На следующей контрольной работе условие получения положительной оценки было необязательным. Главной задачей для каждого ученика стало приобретение знаний, которые могли бы увеличить результат следующей контрольной работы на один балл. Вот так, постепенно идём к намеченной цели.

Рекомендации учителям при работе со слабоуспевающими:

1. При выполнении заданий слабоуспевающим школьникам разрешается пользоваться примерным планом ответа, карточкой-консультантом, наглядными пособиями и пр.

2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.

4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.

6. Помните, именно от учителя зависит, будет ли интерес к предмету расти или падать до неприязни к нему.

Ведь для адаптации в современном обществе и активному участию в нем необходимо быть математически грамотным человеком, потому что большинство жизненных задач решается, как алгебраические выражения: приведением их к самому простому виду.


Спасибо за внимание.

13


© 2010-2022