- Преподавателю
- Математика
- Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби
Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ахметова А.К. |
Дата | 09.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Открытый урок
по математике в 5 классе
Тема: Обыкновенные дроби.
Ахметова Айна Каппасовна
Учитель математики, 1 категория
Акан-Баракская средняя школв,
район Шал акына, СКО.
2013 год.
Тема урока: «Обыкновенные дроби».
Тип урока: урок-игра.
Класс: 5 класс.
Цели урока:
-
повторить и закрепить действия сложения и вычитания с обыкновенными дробями;
-
уметь выделять целую часть из неправильной дроби, представлять смешанные числа в виде неправильных дробей.
Оборудование:
-
интерактивная доска
Ход урока:
Урок начинается с песни «Чему учат в школе».
Объявление темы, цели урока. Внимание учащихся на высказывание Цицерона, записанное на доске:
Без знания дробей никто не может
признаваться знающим математику!
-
Игра «Кто скорее, кто вернее» (устный счет). Слайд 4
Правило игры: класс делится на 2 команды (по рядам), отвечает тот ученик - член команды, который первым поднимет руку. При правильном ответе принесет команде очко.
-
сравнить: Слайд 5
и 1 и и и 1
и 0 и и и .
-
назвать дроби в порядке возрастания: Слайд 6
,
Какая дробь наименьшая? Как называются эти дроби?
-
выделить целую часть из неправильной дроби: Слайд 7
-
представить дробные числа в виде неправильных дробей: Слайд 8
-
История возникновения дробей (небольшие сообщения 4-х учащихся от каждой команды по темам «Дроби в Древнем Риме», «Дроби в Древней Греции», «Дроби на Руси», «Дроби в Древнем Египте»).
-
Игра «Ромашка» на повторение теоретического материала. Слайд 9
Правило игры: на лепестках ромашки написаны задания-вопросы. Нужно открыть лепесток, прочитать задание и ответить на него. Правильный ответ - очко команде.
Вопросы на лепестках:
-
Что показывают знаменатель и числитель дроби?
-
Какая дробь равна единице?
-
Какая дробь называется правильной?
-
Как выделить целую часть из неправильной дроби?
-
Какая их двух дробей с равными знаменателями меньше?
-
Какая дробь называется неправильной?
-
Какая из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше?
-
Сравни с единицей правильную дробь?
-
Как из одной дроби вычесть другую, если знаменатели одинаковые?
-
Какая дробь больше единицы?
-
Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями?
-
Игра «Лучший счетчик».
Правило игры: дома каждый ученик должен подобрать по данной теме 3-4 примера для устного счета. В каждой команде выбирается «счетчик», который будет защищать честь команды. Примеры предлагают «счетчику» члены других команд до тех пор, пока он не собьется. Затем его сменяет другой «счетчик». Побеждает команда, в которой «счетчик» решил наибольшее количество примеров верно.
-
Стихотворение «Три десятых», автор В.Лифшиц (читают участники от каждой команды). Это стихотворение раскрывает для чего надо учить эту тему, к чему может привести незнание дробей.
Это кто из портфеля швыряет в досаде
Ненавистный задачник, пенал и тетради
И сует свой дневник, не краснея при этом,
Под дубовый буфет, чтоб лежал под буфетом?..
Познакомьтесь, пожалуйста: Костя Жигалин.
Жертва вечных придирок, -
Он снова провален и шипит,
На растрепанный глядя задачник:
- Просто мне не везет! Просто я неудачник!..
В чем причина обиды его и досады?
Что ответ не сошелся лишь на три десятых!
И к нему, безусловно, придирается строгая Марья Петровна.
Три десятых... Скажи про такую ошибку
И пожалуй, на лицах увидишь улыбку.
Три десятых...
И все же об этой ошибке я прошу вас послушать меня без улыбки...
Если б, строя ваш дом, тот, в котором живете,
Архитектор немножко ошибся в расчете,-
Что б случилось, ты знаешь ли, Костя Жигалин?
Этот дом превратился бы в груду развалин!
Ты вступаешь на мост. Он надежен и прочен.
А не будь инженер в чертежах своих точен,
Ты бы, Костя, свалившись в холодную реку,
Не сказал бы спасибо тому человеку!
Вот турбина. В ней вал токарями расточен.
Если б токарь в работе не очень был точен,
Совершилось бы, Костя, большое несчастье:
Разнесло бы турбину на мелкие части!
Три десятых - И стены возводятся косо.
Три десятых - И рухнут вагоны с откоса.
Ошибись только на три десятых
Аптека, - станет ядом лекарство, убьет человека!
Мы громили и гнали фашистскую банду.
Твой отец подавал батарее команду.
Ошибись он при этом хоть на три десятых, -
Не настигли б снаряды фашистов проклятых.
Ты подумай об этом, мой друг, хладнокровно,
И скажи - Не права ль была Марья Петровна?
Если честно подумаешь, Костя, об этом,
То недолго лежать дневнику под буфетом!
-
Игра «Солнышко» - решить примеры. Слайд 12
Правило игры: на лучах солнышка записаны числа, которые надо сложить или вычесть с числом, записанным на солнышке. Правильный ответ - очко команде.
-
Диктант с последующей проверкой. Слайд 13
-
Подведение итогов урока.
-
Домашнее задание: повторить изученный материал по теме «Дроби».
Наряду с необходимостью считать предметы у людей с древних времен появилась потребность измерять длину, площадь, объем, время и другие величины. Результат измерения не всегда удается выразить натуральным числом. Приходится учитывать и части употребляемой меры. Так возникли дроби.
Дроби в Древнем Египте
Первая дробь, с которой познакомились люди, была, наверное, половина. За ней последовали …, затем … и т.д., т.е. единичные или основные дроби. У них числитель всегда единица. Египтяне выражали любую дробь в виде суммы только основных дробей. Если, например, в результате измерения получалось дробное число , то для египтян оно представлялось в виде суммы единичных дробей:
Египтяне писали на папирусах, т.е. на свитках, изготовленных из стебля крупных тропических растений - папирус. В папирусе Ахмеса имеются таблицы для представления некоторых дробей в виде суммы единичных дробей.
Дроби в Древнем Риме
У древних римлян асс служил основной единицей измерения массы, а также денежной единицей. Если асс делить на 12 равных частей, то получается унций. Со временем унции стали применяться для измерения любых величин. Так возникли римские двенадцатеричные дроби, т.е. дроби, у которых знаменателем всегда было число 12. Вместо римляне говорили «одна унция», - «пять унций» и т.д. Три унции назывались четвертью, четыре унции - третью, шесть унций - половиной.
Дроби в Древней Греции
В Греции употреблялись наряду с единичными, «египетскими» дробями и общие обыкновенные дроби. Среди разных записей употреблялась и такая: сверху знаменатель, под ним - числитель дроби. Например, означало три пятых.
Еще за 2-3 столетия до Евклида и Архимеда греки свободно владели арифметическими действиями с дробями.
Дроби на Руси
Дроби в Древней Руси называли долями, позднее «ломаными числами». В старых руководствах находили следующие названия дробей на Руси:
- половина, полтина, - треть,
- четь, - полтреть,
- полчеть, - полполтреть,
- полполчеть, - полполполтреть (малая треть),
- полполполчеть (малая четь), - пятина,
- седьмина, - десятина.
3