Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби

Тема урока: «Обыкновенные дроби».Тип урока: урок-игра.Класс: 5 класс.Цели урока:1)                              повторить и закрепить действия сложения и вычитания с обыкновенными дробями;2)                              уметь выделять целую часть из неправильной дроби, представлять смешанные числа в виде неправильных дробей.Оборудование:1)                              интерактивная доскаХод урока:Урок начинается с песни «Чему учат в школе».Объявление темы, цели урока. Внимание учащихся на высказ...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Открытый урок
по математике в 5 классе



Тема: Обыкновенные дроби.







Ахметова Айна Каппасовна

Учитель математики, 1 категория

Акан-Баракская средняя школв,

район Шал акына, СКО.










2013 год.

Тема урока: «Обыкновенные дроби».

Тип урока: урок-игра.

Класс: 5 класс.

Цели урока:

  1. повторить и закрепить действия сложения и вычитания с обыкновенными дробями;

  2. уметь выделять целую часть из неправильной дроби, представлять смешанные числа в виде неправильных дробей.

Оборудование:

  1. интерактивная доска

Ход урока:

Урок начинается с песни «Чему учат в школе».

Объявление темы, цели урока. Внимание учащихся на высказывание Цицерона, записанное на доске:

Без знания дробей никто не может

признаваться знающим математику!

  1. Игра «Кто скорее, кто вернее» (устный счет). Слайд 4

Правило игры: класс делится на 2 команды (по рядам), отвечает тот ученик - член команды, который первым поднимет руку. При правильном ответе принесет команде очко.

  1. сравнить: Слайд 5

Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби. и Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби. 1 и Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби. Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби. и Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби. Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби. и 1

Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби. и Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби. 0 и Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби. Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби. и Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби. Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби. и Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби. .

  1. назвать дроби в порядке возрастания: Слайд 6

Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби., Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби. Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.

Какая дробь наименьшая? Как называются эти дроби?

  1. выделить целую часть из неправильной дроби: Слайд 7

Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.

  1. представить дробные числа в виде неправильных дробей: Слайд 8

Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.

  1. История возникновения дробей (небольшие сообщения 4-х учащихся от каждой команды по темам «Дроби в Древнем Риме», «Дроби в Древней Греции», «Дроби на Руси», «Дроби в Древнем Египте»).

  2. Игра «Ромашка» на повторение теоретического материала. Слайд 9

ПРазработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.равило игры: на лепестках ромашки написаны задания-вопросы. Нужно открыть лепесток, прочитать задание и ответить на него. Правильный ответ - очко команде.

Вопросы на лепестках:

  1. Что показывают знаменатель и числитель дроби?

  2. Какая дробь равна единице?

  3. Какая дробь называется правильной?

  4. Как выделить целую часть из неправильной дроби?

  5. Какая их двух дробей с равными знаменателями меньше?

  6. Какая дробь называется неправильной?

  7. Какая из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше?

  8. Сравни с единицей правильную дробь?

  9. Как из одной дроби вычесть другую, если знаменатели одинаковые?

  10. Какая дробь больше единицы?

  11. Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями?


  1. Игра «Лучший счетчик».

Правило игры: дома каждый ученик должен подобрать по данной теме 3-4 примера для устного счета. В каждой команде выбирается «счетчик», который будет защищать честь команды. Примеры предлагают «счетчику» члены других команд до тех пор, пока он не собьется. Затем его сменяет другой «счетчик». Побеждает команда, в которой «счетчик» решил наибольшее количество примеров верно.

  1. Стихотворение «Три десятых», автор В.Лифшиц (читают участники от каждой команды). Это стихотворение раскрывает для чего надо учить эту тему, к чему может привести незнание дробей.

Это кто из портфеля швыряет в досаде

Ненавистный задачник, пенал и тетради

И сует свой дневник, не краснея при этом,

Под дубовый буфет, чтоб лежал под буфетом?..

Познакомьтесь, пожалуйста: Костя Жигалин.

Жертва вечных придирок, -

Он снова провален и шипит,

На растрепанный глядя задачник:

- Просто мне не везет! Просто я неудачник!..

В чем причина обиды его и досады?

Что ответ не сошелся лишь на три десятых!

И к нему, безусловно, придирается строгая Марья Петровна.

Три десятых... Скажи про такую ошибку

И пожалуй, на лицах увидишь улыбку.

Три десятых...

И все же об этой ошибке я прошу вас послушать меня без улыбки...

Если б, строя ваш дом, тот, в котором живете,

Архитектор немножко ошибся в расчете,-

Что б случилось, ты знаешь ли, Костя Жигалин?

Этот дом превратился бы в груду развалин!

Ты вступаешь на мост. Он надежен и прочен.

А не будь инженер в чертежах своих точен,

Ты бы, Костя, свалившись в холодную реку,

Не сказал бы спасибо тому человеку!

Вот турбина. В ней вал токарями расточен.

Если б токарь в работе не очень был точен,

Совершилось бы, Костя, большое несчастье:

Разнесло бы турбину на мелкие части!

Три десятых - И стены возводятся косо.

Три десятых - И рухнут вагоны с откоса.

Ошибись только на три десятых

Аптека, - станет ядом лекарство, убьет человека!

Мы громили и гнали фашистскую банду.

Твой отец подавал батарее команду.

Ошибись он при этом хоть на три десятых, -

Не настигли б снаряды фашистов проклятых.

Ты подумай об этом, мой друг, хладнокровно,

И скажи - Не права ль была Марья Петровна?

Если честно подумаешь, Костя, об этом,

То недолго лежать дневнику под буфетом!

  1. Игра «Солнышко» - решить примеры. Слайд 12

Правило игры: на лучах солнышка записаны числа, которые надо сложить или вычесть с числом, записанным на солнышке. Правильный ответ - очко команде.

Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.

Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.

Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.

Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.

Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.

Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.

Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.

Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.

Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.

Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.



  1. Диктант с последующей проверкой. Слайд 13


  1. Подведение итогов урока.


  1. Домашнее задание: повторить изученный материал по теме «Дроби».







Наряду с необходимостью считать предметы у людей с древних времен появилась потребность измерять длину, площадь, объем, время и другие величины. Результат измерения не всегда удается выразить натуральным числом. Приходится учитывать и части употребляемой меры. Так возникли дроби.


Дроби в Древнем Египте

Первая дробь, с которой познакомились люди, была, наверное, половина. За ней последовали Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби. …, затем Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби. … и т.д., т.е. единичные или основные дроби. У них числитель всегда единица. Египтяне выражали любую дробь в виде суммы только основных дробей. Если, например, в результате измерения получалось дробное число Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби. , то для египтян оно представлялось в виде суммы единичных дробей: Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.

Египтяне писали на папирусах, т.е. на свитках, изготовленных из стебля крупных тропических растений - папирус. В папирусе Ахмеса имеются таблицы для представления некоторых дробей в виде суммы единичных дробей.



Дроби в Древнем Риме

У древних римлян асс служил основной единицей измерения массы, а также денежной единицей. Если асс делить на 12 равных частей, то получается унций. Со временем унции стали применяться для измерения любых величин. Так возникли римские двенадцатеричные дроби, т.е. дроби, у которых знаменателем всегда было число 12. Вместо Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби. римляне говорили «одна унция», Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби. - «пять унций» и т.д. Три унции назывались четвертью, четыре унции - третью, шесть унций - половиной.


Дроби в Древней Греции

В Греции употреблялись наряду с единичными, «египетскими» дробями и общие обыкновенные дроби. Среди разных записей употреблялась и такая: сверху знаменатель, под ним - числитель дроби. Например, Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби. означало три пятых.

Еще за 2-3 столетия до Евклида и Архимеда греки свободно владели арифметическими действиями с дробями.


Дроби на Руси

Дроби в Древней Руси называли долями, позднее «ломаными числами». В старых руководствах находили следующие названия дробей на Руси:

Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.- половина, полтина, Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби. - треть,

Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.- четь, Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби. - полтреть,

Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.- полчеть, Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби. - полполтреть,

Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.- полполчеть, Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби. - полполполтреть (малая треть),

Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.- полполполчеть (малая четь), Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби. - пятина,

Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби.- седьмина, Разработка открытого урока по математике в 5 классе. Обыкновенные дроби. - десятина.

3

© 2010-2022