Выступление на педсовете Работа со слабоуспевающими

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Система работы со слабоуспевающими »

Как уже было сказано, повышение качества образования является одной из фундаментальных задач системы образования в целом.

Данную проблему необходимо рассматривать не только в рамках работы образовательного учреждения, но и в среде деятельности конкретного учителя-предметника. Причём особое внимания учителя должно быть направлено на работу с детьми, относящимися к категории слабоуспевающих, которых по результатам стартовой контрольной работы показали низкий результат. Все эти учащихся должны будут проходить государственную итоговую аттестацию. Как же надо организовать обучение, чтобы экзамены были сданы успешно.

Поэтому тема самообразования: «Работа со слабоуспевающими учениками» была выбрана не случайно.

Так кто же эти слабоуспевающие?

Можно так классифицировать слабоуспевающих:

- те, кто имеет слабые умственные способности

- те, кто имеет слабые учебные умения;

- те, у кого низкие навыки устной и письменной речи;

- те, кто не владеет нормой чтения текста;

- те, кто не владеет техникой устного счета;

- те, у кого низкий уровень памяти;

- те, у кого не сформировались навыки исполнительного труда;

- те, у кого не сформировалось прилежание - сознательно сформулированное отношение к трудному делу;

- низкая мотивация к изучению алгебры: 1) "не хочу и все..."- это не системно, а лишь единичные случаи в учебном году, возможны из-за перегрузок, эмоционального состояния др.;2) "не хочу, т. к...«- истинная причина в том, что ученик уже не может наверстать пробелы в знаниях.

Отсюда, становится понятным, что низкую успеваемость надо рассматривать комплексно - в рамках всей школы и семьи.

Что же я делаю?

Во-первых, это личностно - ориентированный подход: обучение строю с учетом развития индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда - это дифференцированные тренировочные задания, дифференцированные контрольные работы, работа по выбору заданий («что я могу сделать из предложенного перечня заданий»).

Во-вторых, с новым материалом знакомлю постепенно, используя образцы знаний и правила выполнения учебной деятельности. Слабые ученики не могут сразу усваивать большой объем нового материала и применять одновременно в задачах старые и новые знания. Поэтому я объединяю материал в блоки. Для желающих провожу дополнительные занятия.

В-третьих, организую систематическую проверку знаний и умений. Только знания о пробелах дают возможность оказывать своевременную помощь учащимся. Каждая тема завершается контролем знаний на усвоение. Пробелы в знаниях учащихся ведут к потере интереса к изучаемому предмету и, конечно, к отсутствию знаний. Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях необходимо вести непрерывный контроль над усвоением ЗУН.

Для учёта знаний учащихся школьный журнал не достаточен. Поэтому веду мониторинг на все годы обучения курса алгебры, в котором по основным разделам-темам алгебры учитываю теоретические знания и практические навыки учащихся на день зачёта по этой теме. В дальнейшем с течением времени отмечаю «+» и «- », т.е. изменения, которые произошли. По этому учёту видна «динамика усвоения ЗУН учеником по каждой теме».

Для дополнительных занятий по решению задач есть «карточки помощи». Это образец задания с решением и аналогичное задание. К типовым задачам у каждого ученика имеются алгоритмы решения.

Далее, организую систему заданий развивающего характера.

Прилежание связано с уверенностью на успех, поэтому создаю ситуацию успеха. Если нет прилежания только к алгебре- это моя вина, но если нет ко всем предметам?

Низкая же мотивация типа «просто не хочу» в учебной деятельности по моему предмету разрешима, и решается вполне успешно. Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию в учебно-познавательной деятельности можно разделить по целям:

1) развивать положительную мотивацию;

2) обучать в условиях низкой мотивации.

Методы развития положительной мотивации учения:

- задачи с условием, отражающим важное практическое применение;

- материал важный для будущей жизни;

К изучению темы могут побудить:

- желание добывать знания в процессе самостоятельной деятельности; поэтому на уроке от 50 до 70% времени организую самостоятельную дифференцированную работу в группах, в парах или индивидуально.

- желание быть первым в соревновании, в игре, не подвести команду; влияние коллектива было актуальным в советское время, но и сейчас чувство ответственности и взаимопомощи остаются нашими ценностями и входят в кодекс чести.

Одной из составляющих системы моей работы является валеологизация урока. Здоровье детей часто становится проблемой в овладении знаниями, например зрение и слух, и, наоборот, если не учитывать физические возможности и перегружать детей можно загубить главное - здоровье. На результативность влияет и взаимоотношения учитель-ученик. При отсутствии уважения, доверия к вам, нет и любви к предмету. К сожалению, а иногда к счастью, кроме моих взаимоотношений, есть еще уйма факторов: родители, общественность….

У нас среди педагогов повальное стремление облегчить детям учение - учитель организатор игр, активизатор деятельности, классный затейник, но.... законы продуктивного обучения все же неумолимы: для благо учеников им необходимо выполнение больших объемов работы, напряженного труда и полной отдачи.

В исследованиях ученых встречается такая цифра - для прочных знаний их надо повторить 400-500 раз!

И еще одна информация, дающая пищу для размышлений:

знания формируются:

80% - начальная и основная школа

10% - 10-11 классы

5% - вуз

остальное - практика в самостоятельной жизни. Эту информацию должен знать каждый ученик, должен понять, что нельзя учение откладывать на потом, и лучшее время усвоения - это школьные годы: каждый учится на свое будущее благополучие.


© 2010-2022