Рабочая программа элективного курса «Основы проектной деятельности» (10 класс)

Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооружённый знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить знания в любой ситуации. Выпускник школы, который будет жить и трудиться в 21 веке, должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных соц...
Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Аннинская средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов»

Рассмотрена и рекомендована к утверждению школьным методическим объединением учителей естественнонаучного цикла

протокол №1

от «27» августа 2014 г.

Рассмотрена и рекомендована к использованию Научно-методическим советом при РИМК

Председатель НМС

_____________Хабарова С.Б.

протокол №____

от «___» ___________20___г.

«Утверждаю»

Директор школы

____________Н.О.Корнилова


приказ №49/2

от «1» сентября 2014 г.


Рабочая программа

элективного курса

«Основы проектной деятельности»

(базовый уровень)

для 10 «Б, В, Г» класса

на 2014-2015 учебный год


количество часов в неделю: 1

количество часов в год: 35



Составитель: учитель

Безуглова Надежда Николаевна









п.г.т.Анна

2014 г.

Пояснительная записка.

Цель курса:

Научить учащихся основам проектной деятельности.

Задачи курса:


  • Образовательные:

1. Познакомить с понятием «проектная деятельность», видами проектов.

2. Научить формулировать проблемы, ставить проблемные вопросы.

3. Научить работать с различными источниками информации.

4. Научить способам первичной обработки информации.

5. Научить наблюдать, экспериментировать и оформлять результаты.

6. Научить работать в группе, команде.

7. Научить оценивать свои и чужие результаты.

8. Познакомить с разными видами представления результатов своей деятельности.


  • Воспитательные, развивающие:

1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии;

2. Развивать у учащихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий;

3. Развивать исследовательские умения.

Нормативные документы:

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012г. №413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

  • приказ Министерства образования и науки РФ № 253 от 31.03.2014г. «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Образовательная программа МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП».

  • Авторская программа по предмету. Авторская программа элективного курса «Основы проектной деятельности» разработана учителем Безугловой Н.Н. на основе учебно-методического пособия «Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде», автор Н.А. Заграничная, И.Г. Добротина.

Учебно-методический комплект.

  • Заграничная Н.А. Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде. учебно-методическое пособие. /Н.А. Заграничная, И.Г. Добротина. - Москва: «Интеллект-Центр», 2013. - 196 с.

Общая характеристика элективного курса «Основы проектной деятельности»

В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самодеятельности школьника, его способности к самостоятельному познанию нового и решению жизненных проблем.

Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;

  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

  • формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности;

  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

  • реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

Образованный человек в современном обществе - это не только и не столько человек, вооружённый знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить знания в любой ситуации. Выпускник школы, который будет жить и трудиться в 21 веке, должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. А школа должна создавать условия для формирования личности.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватным поставленным целям, является проектное обучение.

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Не случайно в Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается «участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы… творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение творческих работ, проектов… создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий».

Место учебного курса в учебном плане школы.

Авторская программа рассчитана на 1 ч в неделю, 35 ч в год. В соответствии с Учебным планом МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП» на изучение курса выделено 1 ч в неделю, 35 ч в год.

В программе курса предусмотрены часы, отведенные на теоретические и практические занятия. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания основ проектной деятельности.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков выполнения проекта, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Результаты изучения курса.

Личностные образовательные результаты:


  • развитие учебно-познавательного интереса к обучению;

  • понимание значимости научного исследования природы, населения и хозяйства;

  • понимание роли и значения знаний;

  • понимание значения проектной деятельности для повседневной жизни и деятельности человека.

Метапредметные образовательные результаты:


  • Ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • Планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • Выявлять причинно-следственные связи;

  • Определять критерии для сравнения фактов и явлений;

  • Выслушивать и объективно оценивать другого учащегося;

  • Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

  • Ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • Планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • Определять критерии для сравнения фактов и явлений.

Предметные образовательные результаты:

Умение объяснять:

  • Специфику выполнения проекта;

  • Специфику методов исследований и поисковой деятельности.

Умение определять:

  • Отличительные особенности исследовательских работ и проектов;

  • Рациональность использования различных источников знаний в конкретной учебной ситуации.

Формы организации образовательного процесса.


  • Общеклассные формы: конференция, семинар, лекция, собеседование, консультация, практическая работа, мозговой штурм, обсуждение.

  • Групповые формы: групповая работа на занятии, практическая работа, групповые творческие задания, разработка интеллект-карт.

  • Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий и практических работ, разработка интеллект-карт.

Система оценивания курса.

На основании «Положения об элективном курсе», для оценивания учебных достижений обучающихся используется безотметочная система - система «зачет-незачет». Оценивание обучающихся проводится по итогам четверти и за год, если объем элективного курса 17,5 ч (полугодие) или 35 ч (год).

Курс считается зачтенным, если обучающийся посетил не менее 50% занятий по этому курсу и предоставил две зачетные работы, если объем элективного курса 35 ч. Зачетная работа может быть выполнена в форме мини-проекта (проектно-ориенированного, информационного, исследовательского, творческого, игрового, телекоммуникационного).

Содержание курса.

Введение.

Зачем школьникам нужны проекты? Что такое проект? Учебный проект. Проектный продукт. Виды проектов.

Часть 1. Учимся решать проблемы.

Модуль 1. Проблема, цель и тема проекта.

Проблема. Ситуация. Противоречия. Формулирование проблемы. Тема проекта или исследования. Цель. Гипотеза.

Модуль 2. Способы решения проблем.

Планирование задач и этапов работы. Выбор оптимального пути решения. Ресурсы. Методы исследования (наблюдение, проведение эксперимента, измерение, моделирование). Самоконтроль. Коррекция. Критерии оценивания этапов работы.

Модуль 3. Представление результатов работы.

Проектный продукт. Письменная часть. Презентация. Публичное представление. Самооценка и самоанализ работы и своего продвижения.

Часть 2. Учимся работать с информацией: зачем и как.

Что такое информационная (постиндустриальная) цивилизация? Как не утонуть в море информации? Что нужно знать и уметь, чтобы владеть информацией?

От чего (от кого) зависит способ представления информации? Для чего нужны разные формы кодирования одной и той же информации?

Какие виды информации есть в тексте?

Каковы особенности научного стиля? Какие существуют жанры научной речи?

В чем заключаются особенности работы с научным текстом? В чем главное отличие языка научного текста от языка других стилей речи?

Как читать, чтобы понимать прочитанное?

Как научиться слушать и непрерывно слышать?

Как научиться говорить, чтобы тебя слушали?

Какие существуют формы переработки информации в работе с научной литературой? Как научиться грамотно фиксировать и структурировать получаемую информацию?

Насколько мы научились организовать работу так, чтобы не тонуть в мире информации, а преобразовывать ее в знание?

Часть 3. Учимся работать вместе.

Модуль 1. Основные представления об общении и сотрудничестве в совместной деятельности.

Коммуникация, коммуникативная деятельность, конфликт, полемика, диалог, дискуссия, дебаты, деловая игра, мозговой штурм.

Модуль 2. Работаем в группе над проектом или исследованием.

Учимся выполнять групповой мини-проект. Работаем вместе над проектом.

Календарно-тематическое планирование учебного материала

элективного курса «Основы проектной деятельности» для 10 «Б, В, Г» класса на 2014-2015 учебный год.

Учитель Безуглова Надежда Николаевна

№ урока

Дата урока

Тема урока

(тип урока)

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты

Формы контроля

план

факт

предметные

личностные

метапредметные

1 полугодие

Введение (1 ч)



Что такое проект? Учебный проект. Проектный продукт. Виды проектов.

Учебно-познавательная

Познакомиться с определением «проект».

Познакомиться с определением «проектный продукт».

учебно-познавательный интерес к исследовательской и проектной деятельности.

Умение проводить исследование и выполнять проект.


Часть 1. Учимся решать проблемы (13 ч).



Модуль 1. Проблема, цель и тема проекта.

Проблема.

Учебно-познавательная

Описывать существующую в реальности ситуацию.

Определять свои потребности. Описывать желаемую ситуацию.

Выделять противоречия между ними, сформулировать проблему.

Принять решение по выбору темы проекта.

Сформулировать цель проекта.

Понимание правил постановки проблемы в ходе выполнения проекта.

Умение работать с различными источниками информации.

Умение поставить проблему.




Цель.

Учебно-познавательная

Понимание правил постановки цели в ходе выполнения проекта.

Умение работать с различными источниками информации.

Умение сформулировать цель работы.




Тема проекта.

Учебно-познавательная

Понимание правил постановки цели в ходе выполнения проекта.

Умение работать с различными источниками информации.

Умение сформулировать тему проекта.




Гипотеза.

Учебно-познавательная

Понимание правил постановки гипотезы в ходе выполнения проекта.

Умение работать с различными источниками информации.

Умение выдвигать гипотезу.




Модуль 2. Способы решения проблем.

Определение задач.

Учебно-познавательная

Планировать (задачи, этапы работы).

Выбрать оптимальный путь достижения цели.

Оценить и выбрать имеющиеся и недостающие ресурсы.

Провести поиск, сбор, систематизацию и анализ информации.

Описать ожидаемый продукт своей деятельности на данном этапе.

Выбрать критерии для оценки продукта.

Выполнить запланированные действия самостоятельно или в рабочей группе.

Осуществлять текущий самоконтроль и обсуждать его результаты.

Проводить оценку результатов данного этапа работы.

Внести, если нужно, коррективы в процесс работы или в полученный продукт.

Смыслообразование - самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Решение проблем различными способами. Анализ проделанной работы на определенном этапе. Самоанализ результатов.




Планирование.

Учебно-познавательная

Смыслообразование - самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Решение проблем различными способами. Анализ проделанной работы на определенном этапе. Самоанализ результатов.




Сбор информации.

Учебно-познавательная

Смыслообразование - самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Собирать и анализировать различную информации.




Методы исследования.

Учебно-познавательная

Смыслообразование - самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Использовать различные методы исследований для выполненя проекта.




Самооценка продукта. Самоконтроль.

Учебно-познавательная

Смыслообразование - самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Решение проблем различными способами. Анализ проделанной работы на определенном этапе. Самоанализ результатов.




Модуль 3. Представление результатов работы.

Проектный продукт.

Учебно-познавательная, практическая, частично поисковая

Получать проектный продукт.

Оценивать достижение цели проекта.

Подготовить письменную часть проекта.

Выбрать форму презентации.

Подготовить и провести презентацию.

Оценить свою деятельность и собственное продвижение с учетом результатов презентации и полученных замечаний и оценок экспертов.

Смыслообразование - самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Деятельность в различных ситуациях




Семинар. Письменная часть проекта.

Учебно-познавательная, практическая, частично поисковая

Смыслообразование - самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Разработка письменной части проекта.

Семинар



Семинар. Защита проекта. Презентация.

Учебно-познавательная, практическая, частично поисковая

Смыслообразование - самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Создание простейших презентаций

Семинар



Самооценка результатов деятельности.

Учебно-познавательная, практическая, частично поисковая

Смыслообразование - самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Деятельность в различных ситуациях


Часть 2. Учимся работать с информацией: зачем и как (10 ч).



Человек в мире информации.

Учебно-познавательная

формулировать и удерживать учебную задачу; выбирать действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; использовать общие приемы решения поставленных задач;

ставить вопросы, обращаться за помощью.

Смыслообразование - самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Работа с различными источниками информации.




Информация. Способы представления информации.

Учебно-познавательная

формулировать и удерживать учебную задачу; выбирать действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; использовать общие приемы решения поставленных задач;

ставить вопросы, обращаться за помощью.

Смыслообразование - самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Работа с различными источниками информации.




Текст. Виды информации в тексте (явная и скрытая, главная и второстепенная).

Учебно-познавательная

Отличать тексты один от другого по их виду и форме

Самоопределе-
ние - начальные навыки адаптации при изменении ситуации поставленных задач


Работа с текстом, как наиболее распространенной формой представления информации


2 полугодие



Общая характеристика и специфические черты научного стиля.

Учебно-познавательная

Научиться основным приемам работы с текстом

Выделение существенных признаков текста.

Перечислять достоинства и недостатки различных форм информации.

Самоопределе-
ние - начальные навыки адаптации при изменении ситуации поставленных задач

Работа с текстовой информацией




Семинар. Работаем с информацией научных текстов: читаем, слушаем, говорим, пишем.

Учебно-познавательная, практическая, частично поисковая

Научиться основным приемам работы с текстом

Работа с текстовой информацией

Семинар



Семинар. Читаем: что читаем, для чего читаем и как читаем. Разные виды чтения для разных целей.

Учебно-познавательная, практическая, частично поисковая

Научиться основным приемам работы с текстом

Работа с текстовой информацией

Семинар



Семинар. Слушаем: учимся воспринимать информацию на слух.

Учебно-познавательная, практическая, частично поисковая

Научиться основным приемам работы с текстом

Выделение существенных признаков текста.

Перечислять достоинства и недостатки различных форм информации.

Самоопределе-
ние - начальные навыки адаптации при изменении ситуации поставленных задач

Работа с текстовой информацией

Семинар



Семинар. Говорим: выступаем с сообщением и участвуем в обсуждении.

Учебно-познавательная, практическая, частично поисковая

Научиться основным приемам работы с текстом

Работа с текстовой информацией

Семинар



Семинар. Пишем: план, тезисы, конспект как важные способы организации информации и варианты ее фиксации.

Учебно-познавательная, практическая, частично поисковая

Научиться основным приемам работы с текстом

Работа с текстовой информацией

Семинар



Семинар. Работаем с информацией: применяем умения и оцениваем свою работу, подводим итоги.

Учебно-познавательная, практическая, частично поисковая

Научиться основным приемам работы с текстом.

Работа с текстовой информацией

Семинар

Часть 3. Учимся работать вместе.



Модуль 1. Основные представления об общении и сотрудничестве в совместной деятельности.

Коммуникативная деятельность.

Учебно-познавательная

формулировать и удерживать учебную задачу; выбирать действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; использовать общие приемы решения поставленных задач.

Смыслообразование - адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация - умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Решение проблем различными способами. Анализ проделанной работы на определенном этапе. Самоанализ результатов.




Круглый стол. Регулирование конфликтов.

Учебно-познавательная, практическая, частично поисковая

Смыслообразование - адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация - умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Решение проблем различными способами. Анализ проделанной работы на определенном этапе. Самоанализ результатов.

Круглый стол



Стратегии группового взаимодействия.

Учебно-познавательная

Смыслообразование - адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация - умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Решение проблем различными способами. Анализ проделанной работы на определенном этапе. Самоанализ результатов.




Диалог.

Учебно-познавательная

Смыслообразование - адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация - умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Умение вести диалог.




Аргументация.

Учебно-познавательная

Смыслообразование - адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация - умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Умение приводить аргументы и отстаивать свою точку мнения.




Спор: дискуссия, полемика, дебаты

Учебно-познавательная

Смыслообразование - адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация - умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Умение вести дискуссию, участвовать в полемике и дебатах.




Деловая игра. Мозговой штурм.

Учебно-познавательная, практическая, частично поисковая

Смыслообразование - адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация - умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Участие в деловой игре.

Деловая игра



Модуль 2. Работаем в группе над проектом или исследованием.

Учимся выполнять групповой мини-проект.

Учебно-познавательная

Смыслообразование - адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация - умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Выполнение мини-проекта




Круглый стол. Учимся выполнять групповой мини-проект.

Учебно-познавательная, практическая, частично поисковая

Смыслообразование - адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация - умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Выполнение мини-проекта

Круглый стол



Работаем вместе над проектом.

Учебно-познавательная

Смыслообразование - адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация - умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Выполнение проекта




Круглый стол. Работаем вместе над проектом.

Учебно-познавательная, практическая, частично поисковая

формулировать и удерживать учебную задачу; выбирать действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; использовать общие приемы решения поставленных задач.

Смыслообразование - адекватная мотивация учебной деятельности. Нравственно-этическая ориентация - умение избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Выполнение проекта

Круглый стол


Учебно-методическое обеспечение.


  • Дополнительная литература.

1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основа проектной деятельности школьника. Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2006.


  • Интернет-ресурсы.


  1. Сайт «Веселая школа». Как сделать школьный проект: практические советы. veselajashkola.ru/klass/kak-delat-shkolnyj-proekt-prakticheskie-sovety/

  2. Сайт «Pandia. ru». Учебный проект в школе. pandia.ru/text/77/158/20185.php

Материально-техническое обеспечение.


  • Технические средства обучения.

  1. компьютеры

  2. интерактивная доска

  3. мультимедийный проектор.

Планируемые результаты изучения курса.

Обучающийся научится:

  • описывать и анализировать ситуацию, в которой возникает проблема;

  • определять противоречия, лежащие в основе проблемы;

  • формулировать проблему;

  • формулировать цель на основании проблемы;

  • обосновывать достижимость цели;

  • ставить задачи, адекватные цели;

  • выстраивать в хронологической последовательности шаги (действия);

  • рассчитывать время, необходимое для их выполнения.

Обучающийся получит возможность научиться:


  • определять проблемы, вытекающие из них задачи исследования;

  • выдвигать гипотезы их решения;

  • обсуждать методы исследования;

  • оформлять конечные результаты;

  • анализировать полученные данные;

  • подводить итоги;

  • корректировать свою деятельность и результаты;

  • получать выводы;

  • анализировать проблемы;

  • анализировать способы решения проблемы.


© 2010-2022