Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений»

Перед решением задач, учащимся необходимо напомнить основные теоретические факты, на основании которых решаются уравнения. В зависимости от уровня подготовки класса это могут быть либо устные ответы учащихся на вопросы учителя, либо совместная работа учителя и учащихся, но в том или ином виде на уроке должны прозвучать Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений» Цель урока. Рассмотреть методы решения логарифми­ческих уравнений базового и повышенного уровня сложности. Организовать работу учащихся по указанным темам на уровне, соответствующем уровню уже сформированных знаний. I этап урока - организационный (1 минута) II этап урока (9 минут) Повторение теоретического материала по теме «Равносильные уравнения. Решение логарифмических уравнений» Перед решением задач, учащимся необходимо напомнить основные теоретические факты, на основании которых решаются уравнения. В зависимости от уровня подготовки класса это могут быть либо устные ответы учащихся на вопросы учителя, либо совместная работа учителя и учащихся, но в том или ином виде на уроке должны прозвучать определения и выводы с примерами Учитель обращает, внимание сильной группы учащихся на полезность, знания формул, которые в раздаточном материале напечатаны на листочках белого цвета, III этап урока (25 минут) Разноуровневая самостоятельная работа Учитель выдает задания для самостоятельной работы, сообщая учащимся, что на ее выполнение отводится 15 минут. Для учащихся 3-й группы учителем составлены желтые карточки в 3-х вариантах. Учащиеся 3-й группы - это, как правило, учащиеся со слабой математической подготовкой, педагогически запущенные школьники. Работа для них содержит простейшие задания и два задания на темы, по которым они уже демонстрировали успешное выполнение заданий. Все задания в варианте базового уровня сложности. Вместе с заданиями учащиеся получают бланки для выполнения заданий. Для учащихся 2-й группы учитель выдал книги «Тестовые задания, по алгебре и началам анализа» с вложенными бланками для ответов, в которых указан номер варианта, который должен выполнять каждый учащийся (10                                          вариантов). Трем наиболее подготовленным учащимся из этой группы учитель предлагает решать задачи на доске по зеленым карточкам. IV этап урока (5 минут) Подведение итогов урока, комментарии по домашнему заданию.  Учитель еще раз обращает внимание, на те типы уравне­ний и те теоретические факты, которые вспоминали на уроке, говорит о необходимости выучить их. Отмечает наиболее успешную работу на уроке отдельных учащихся, при необходимости выставляет отметки. В качестве домашнего задания учащиеся обмениваются вариантами самостоятельной работы, в своей группе.
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений»

Подготовила Рыбачук Нина Петровна- учитель математики высшей категории МБОУ СОШ №4.

г. Тимашевск Краснодарский край

Длительность урока 40 минут.

Перед началом урока учащиеся рассаживаются в соответст­вии с тремя уровнями подготовки на определенные ряды. При этом учащиеся знают, что по мере усвоения материала они могут переходить в следующую по уровню подготовки группу.

Цель урока. Рассмотреть методы решения логарифми­ческих уравнений базового и повышенного уровня сложности. Организовать работу учащихся по указанным темам на уровне, соответствующем уровню уже сформированных знаний.

I этап урока - организационный (1 минута)

Учитель сообщает учащимся тему урока, цель и поясняет, что во время урока постепенно будет использоваться тот раз­даточный материал, который находится на партах.

II этап урока (9 минут)

Повторение теоретического материала по теме «Равносильные уравнения. Решение логарифмических уравнений»

Перед решением задач, учащимся необходимо напомнить основные теоретические факты, на основании которых решаются уравнения. В зависимости от уровня подготовки класса это могут быть либо устные ответы учащихся на вопросы учителя, либо совместная работа учителя и учащихся, но в том или ином виде на уроке должны прозвучать следующие определения и выводы с примерами:

Определение 1. Два уравнения с одной переменной f(х) = 0 и g(х) = 0 называют равносильными, если множества их корней совпадают.

Иными словами, два уравнения называют равносильными, если они имеют одинаковые корни (например, х = 2 и

x2 - 4х + 4 = 0) или если оба уравнения не имеют корней

(например, Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений» и х2 - 5х +10 = 0).

Определение 2. Если каждый корень уравнения f(x) = 0 является в то же время корнем уравнения g(х) = 0, то второе уравнение называют следствием первого.

Например, уравнение (х-2)(х + 4) = 0 является следствием уравненияУрок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений», в то же время уравнение x-2=0 не является следствием уравнения (х + 5)(х-2) = (х+5)

Определение 3. Два уравнения равносильны тогда и только тогда, когда каждое из них является следствием другого.

Определение 4. Областью допустимых значений (ОДЗ) уравнения f(х)=g(х) называют множество тех значений переменной х, при которых одновременно имеют смысл выражения f(х) и g(х).

Учитель совместно с учащимися приходит к выводу:

- если при решении некоторого уравнения мы все время переходим к равносильному уравнению или осуществляем преобразования и отбор корней по ходу решения с учетом ОДЗ, то в итоге получим корни исходного уравнения, кото­рые не нуждаются в проверке;

- если же при решении уравнения мы на каком-либо шаге получаем уравнение-следствие и/или осуществляем преобразования без учета ОДЗ, то в конце решения необходимо сделать проверку полученных корней.

Учитель просит ответить учащихся на вопрос «Какое уравнение называется простейшим логарифмическим уравнени­ем?»

Ответ: «Простейшее логарифмическое уравнение - это уравнение вида logaх = b, где а > 0. а Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений» 1. Оно имеет единственное, решение х=аb при любом b (уравнение записывается на доске).

Учитель предлагает учащимся привести пример простейшего логарифмического уравнения и записать его решение. Один из учащихся записывает на доске; log3х = 2

Решение: х = 32, х = 9.

Учитель напоминает, что в качестве аргумента может выступать функция f(х), тогда:

Уравнение loga f(x)=b, а>0, а Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений» 1 равносильно уравнению f(х)=ab (уравнение записывается на доске).

Учитель приглашает одного из учащихся к доске для решения уравнения: log3 (x2+8x) =2

Решение: х2 + 8х = 9, х2+8х - 9 = 0, х = 1, х = - 9.

Учитель задает вопрос «Нужно ли делать проверку полу­щенных решений?)

Ответ: Нет, т.к. при решении был совершен равносильный переход.

Учитель записывает следующее уравнение

loga f(x) = loga g(x), а > 0, аУрок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений»1 на доске и предлагает учащимся изложить алгоритм его решения.

Ответ: Уравнение loga f(x) = loga g(x), а > 0, аУрок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений»1, равносильно каждой из следующих систем

1) Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений» и 2) Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений»

Система выбирается в зависимости от того, какое из неравенств f(х)>0 или g(х)>0 проще решить.

Учитель приглашает, одного из учащихся к доске для решения уравнения log2 (x2+5x) = log2 (4+2x).

Решение: Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений» Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений»Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений».

Учитель обращает внимание учащихся, что в основании логарифма может стоять функция и тогда уравнение приобретает вид:

logu(x) f(x) = logu(x) g(x), которое равносильно каждой из систем (предлагает сильному учащемуся записать на доске эти системы):

1) Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений» и 2) Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений»

Решите уравнение log1-x (x2+x) = log1-x (4-2x)

Решение.

Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений»Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений»Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений».

Учитель обращает, внимание сильной группы учащихся на полезность, знания формул, которые в раздаточном материале напечатаны на листочках белого цвета,

Белая карточка (для учащихся 1-й группы)

При решении логарифмических уравнений следует обра­тить внимание на преобразования выражений вида

loga(f(x) g(x)) = loga│f(x) │+ loga│g(x) │,при f(x) g(x)>0.

logaУрок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений»= loga│f(x) │- loga│g(x) │, при f(x) g(x)>0.

loga f(x)2k = 2k loga│f(x) │, при kУрок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений»Z

log(u(x))2k (f(x))= Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений» log│u(x)│ f(x) ,при kУрок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений»Z, k≠0.

III этап урока (25 минут)

Разноуровневая самостоятельная работа

Учитель выдает задания для самостоятельной работы, сообщая учащимся, что на ее выполнение отводится 15 минут.

Для учащихся 3-й группы учителем составлены желтые карточки в 3-х вариантах. Учащиеся 3-й группы - это, как правило, учащиеся со слабой математической подготовкой, педагогически запущенные школьники. Работа для них содержит простейшие задания и два задания на темы, по которым они уже демонстрировали успешное выполнение заданий. Все задания в варианте базового уровня сложности. Вместе с заданиями учащиеся получают бланки для выполнения заданий.

Желта я карточка № 1

1. Найдите значение выражения 3-4,5а 32,5а, при а =Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений»

1) Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений» 2) 3 3) 1 4) Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений»

2. Вычислите: log5 15+ log5 Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений»

1) 5 2) 1 3) Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений» 4) -1

3. Укажите множество значений функции y = 2-Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений» log2 x.

1) (0; +Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений») 2) (-Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений»; +Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений») 3) (2; +Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений») 4) (-Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений»; 2)

4. На одном из рисунков изображен эскиз графика функции y = ln x. Укажите номер этого рисунка.

Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений»Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений»Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений»

1Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений») 3)

2) 4)


  1. Решите уравнение log2 (х-1) = 3.

  2. Решите уравнение log5 3(х - 2) + log5 3 = log5 3(х + 1).

Желтая карточка № 2

1. Упростите выражение Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений» .

1) 7,2 а2,5 2) 11 а2,5 3) 7,2 а1,5 4) 11 a1,5

2. Вычислите: Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений»

1) 0 2) - 4 3) 12 4) 11

3. Укажите множество значений функции Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений»

1) Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений» 2) Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений» 3) Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений» 4) Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений»

4. На одном из рисунков изображен эскиз графика функции
Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений» Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений». Укажите номер этого рисунка.

Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений»Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений»

  1. 3)

2) 4)

5. Решите уравнение Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений» .

6. Решите уравнение Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений»

Желтая карточка № 3

1. Вычислите: Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений»

1) 250 2) 70 3) 10 4) 430

2. Вычислите: Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений» Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений»

1) 50 2) 25 3) 5 4) 70

3. Укажите множество значений функции Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений»

1) Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений» 2) Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений» 3) Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений» 4) Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений»

4. На одном из рисунков изображен эскиз графика функции
Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений» Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений». Укажите номер этого рисунка.

Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений»Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений»

  1. 3)

2) 4)

5. Решите уравнение Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений» .

6. Решите уравнение Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений»

Для учащихся 2-й группы учитель выдал книги «Тестовые задания, по алгебре и началам анализа» с вложенными бланками для ответов, в которых указан номер варианта, который должен выполнять каждый учащийся (10 вариантов).

Трем наиболее подготовленным учащимся из этой группы учитель предлагает решать задачи на доске по зеленым карточкам.

Зеленая карточка № 1

(задания выполняются на доске)

1. Решите уравнение Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений» (если уравнение имеет более одного корня, то в ответе укажите их сумму).

2. Решите уравнение Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений» .

Зеленая карточка № 2

(задания выполняются на доске)

1. Решите уравнение Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений» (если уравнение имеет более одного корня, то в ответе укажите их сумму).

2. Решите уравнение Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений» .

Зеленая карточка № 3

(задания выполняются на доске)

1. Решите уравнение Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений» (если уравнение имеет более одного корня, то в ответе укажите их сумму).

2. Решите уравнение Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений»


Учащимся 1-й группы учитель выдал розовые карточки с задачами повышенного уровня сложности. В своих работах учащиеся должны были представить краткий ответ на первую задачу и развернутое решение второй задачи.

Красная карточка № 1

1. Найдите сумму корней уравнения (или корень, если он единственный) Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений» .

2. Решите уравнение Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений» .

Красная карточка № 2

1. Найдите произведение корней уравнения (или корень, если он единственный) Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений» .

2. Решите уравнение Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений»


Красная карточка № 3

1. Найдите сумму корней уравнения (или корень, если он единственный)

Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений»

2. Решите уравнение Урок разноуровневого обобщающего повторения по теме «Решение логарифмических уравнений»

Во время выполнения работы учитель, при необходимости помогает учащимся 3-й группы выполнять задания наводящими вопросами и контролирует решение задач на доске.

По истечении времени учащиеся сдают работы.

IV этап урока (5 минут)

Подведение итогов урока, комментарии по домашнему заданию.

Учитель еще раз обращает внимание, на те типы уравне­ний и те теоретические факты, которые вспоминали на уроке, говорит о необходимости выучить их. Отмечает наиболее успешную работу на уроке отдельных учащихся, при необходимости выставляет отметки.

В качестве домашнего задания учащиеся обмениваются вариантами самостоятельной работы, в своей группе.

© 2010-2022