- Преподавателю
- Математика
- Программа курса внеурочной деятельности «Практикум решения олимпиадных задач (по математике). Подготовка к олимпиаде»
Программа курса внеурочной деятельности «Практикум решения олимпиадных задач (по математике). Подготовка к олимпиаде»
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Почетухина Е.А. |
Дата | 15.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда лицей №18
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по математике
«Практикум решения олимпиадных задач (по математике). Подготовка к олимпиаде»
4-6, 10 классы
Составлена: Почетухина Елена Александровна
РАССМОТРЕНА
на заседании предметной кафедры математики
Протокол №__от «__»____20__г.
Руководитель кафедры______ ФИО
УТВЕРЖДЕНА
На заседании научно-методического совета МАОУ лицея №18
Протокол №___от « __»______20__г.
Зам.директора ________Н.П.Гуменюк
2013-1014 учебный год
ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ
Приказом от «__»______20___г.
Директор МАОУ лицея №18
_____________И.А.Теличко
Программа «Практикум решения олимпиадных задач (по математике). Подготовка к олимпиаде»
1. Цели изучения курса
Предлагаемая программа «Практикум решения олимпиадных задач (по математике). Подготовка к олимпиаде» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, таким как общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное. Программа предполагает ее реализацию в 4-6 классах начальной и основной школы. Возможно продолжение указанного курса в 7-10 классах.
Основной целью учебного курса является обучение решению нестандартных задач по математике. Курс также закладывает пропедевтику наиболее значимых тем курса информатики и позволяет успешно готовиться к участию в олимпиадах по математике.
Программа состоит из трех неравнозначных по затрачиваемому времени модулей, предназначенных для разных возрастных групп: первый - для 4 класса, второй - для 5-6 классов, третий - для 10 классов.
2. Общая характеристика курса
Одной из особенностей творческой личности является устойчивое умение (превращенное в привычку) находить лучшее решение проблемы (творчество). Это относится к любым задачам.
Множество нестандартных задач для учащихся основной школы сконцентрировано в математике. В различных математических книгах, посвященных олимпиадным задачам, дается их обзор с решениями и без них, в ряде случаев разбирается методика решения. Однако сам мыслительный процесс нахождения решения задачи, как правило, не отражается. И у читателя возникает вопрос, как «додуматься» до решения задачи. Другой не менее важный вопрос, на который необходимо обращать внимание при обучении решению нестандартных задач, - каковы составляющие мыслительного процесса от «прочтения» задачи до ее решения?
Научить решать нестандартные задачи - интересная, но и достаточно непростая работа, которая предполагает применение знаний по педагогике, методике, психологии, личного творчества и многого другого. Решение нестандартных задач соотносится с творчеством личности. Поэтому чем больше учтено существенных элементов, входящих в процесс творчества, тем успешнее будет достигнута цель.
Для достижения указанной цели прежде всего необходимо познакомиться с идеями и механизмом, лежащими в основе творчества, необходимого для решения нестандартных задач, получить представление о новом подходе к обучению и познакомиться с методикой достижения значимых результатов. А далее на примере достаточно большого числа олимпиадных задач разобрать различные приемы решений, для которых вычленены и обобщены их особенности.
Так, прослеживая связь творческого процесса и процесса решения нестандартной задачи, рассматриваются компоненты творчества: научные знания, творческое мышление, умения творческой работы, а также такие качества, без которых немыслимо творчество: анализ, синтез и умение предвидеть (т. е. прогнозировать, экстраполировать имеющиеся знания на еще непознанную ситуацию).
Большое внимание необходимо уделять возрастным особенностям восприятия учебного материала учащимися, а также принципам организации занятий по развитию творческого мышления при решении нестандартных и олимпиадных задач у учащихся с пятого по десятый классы, включая систематизацию самих нестандартных задач.
3. Описание места в учебном плане
Учебный курс «Практикум решения олимпиадных задач» реализуется за счет вариативного компонента, формируемого участниками образовательного процесса. Используется время, отведенное на внеурочную деятельность. Форма реализации курса - внеурочное занятие
По решению образовательного учреждения используются все предлагаемые модули для разных возрастных категорий учащихся в течение трёх лет, изучая их путем использования различных форм реализации внеурочной деятельности: факультатив, кружок, проектно-исследовательская деятельность. В этом случае общий объем учебного времени составит 136 ч (34+68+34). При компоновке программы по модульно на два года обучения используется метод погружения. Таким образом, нагрузка распределяется равномерно на каждой неделе по одному дополнительному часу на нестандартные задачи, и по мере изучения тем в основном курсе математики встраиваются необходимые часы (блок по 2-4 ч) для отработки интересных нестандартных задач по изученной теме. Эффективность такого подхода существенно выше.
4. Метапредметные, личностные и предметные результаты освоения учебного курса
В результате изучения математики основной школы получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Фактически планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты устанавливают и описывают некоторые обобщенные классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, предъявляемых учащимся. При использовании во внеурочной деятельности модульных курсов специально отбираются учебно-практические и учебно- познавательные задачи, направленные на формирование и развитие ИКТ-компетентности обучающихся. Такие задачи требуют педагогически целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также собственно навыков использования ИКТ.
В ходе изучения курса в основном формируются и получают развитие метапредметные результаты, такие как:
-
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы, действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
-
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
-
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Вместе с тем вносится существенный вклад в развитие личностных результатов, таких как:
-
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
-
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает:
-
на овладение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;
-
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
-
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
5. Содержание учебного курса с описанием учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Содержание учебного курса представлено подборкой нестандартных задач по арифметике, геометрии и логике для 4-6 классов. Для дальнейшего использования учебного курса расширяется список задач по указанным темам и усложняется содержание заданий за счет работы с аналитическими задачами, задачами на комбинаторику, теорию множеств и т. д. В процессе работы рекомендуется использовать издания: Дрозина В. В., Дильман В. Л. Механизм творчества решения нестандартных задач. - Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010;
Депман И. Я. Использование современных образовательных технологий на уроках математики. - «Мир чисел», Л., «Детская литература»; Игнатьев Е. И. «В царстве смекалки», М., «Наука», 1984; Гарднер М. «Математические чудеса и тайны. Математические фокусы и головоломки», М., «Наука», 1986; Шарыгин И. Ф. «Уроки дедушки Гаврилы, или развивающие каникулы», М., «Дрофа», 2007.
Использование современных образовательных технологий на занятиях математики позволяет повысить качество обучения предмету.
Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационной образовательной средой. ИОС образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы) систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной ИОС.
6. Тематическое планирование курса
Модуль 1 (34 ч) 4 класс
Тема
Содержание
Кол-во часов
Арифметика
Методы устного счета
3
Признаки делимости
3
Числовые неравенства и оценки
4
Дроби
4
Геометрия
Задачи на разрезание, перекладывание и построение фигур
3
Вычисление площадей фигур разбиением на части и дополнением
3
Логика
Логические таблицы («лжецы» и «правдивые»)
3
Переливания
3
Взвешивания
3
Решения «с конца»
3
Популярные и классические логические задачи
4
Модуль 2 (68 ч) 5 - 6 классы
Тема
Содержание
Кол-во часов
5 класс
Кол-во часов
6 класс
Арифметика
Методы устного счета
1
Арифметические конструкции
1
1
Числовые ребусы
1
1
Последняя цифра степени
1
1
Десятичная система счисления
1
1
Проценты
1
Числовые неравенства и оценки
1
1
Делимость и остатки
1
Признаки делимости
1
Геометрия
Задачи на разрезание, перекладывание и построение фигур
2
1
Вычисление площадей фигур разбиением на части и дополнением
2
1
Задачи на построение с идеей симметрии
2
Неравенство треугольника
1
1
Логика
Логические таблицы
2
1
Переливания
1
1
Взвешивания
1
1
Популярные и классические логические задачи
1
1
Принцип Дирихле:
-
принцип переполнения и незаполнения;
-
доказательство от противного;
-
конструирование «ящиков»
2
2
Раскраски:
-
шахматная раскраска;
-
замощения
2
1
Игры:
-
игры-шутки;
-
выигрышные позиции;
-
симметрия и копирование действий противника
2
1
Четность:
-
делимость на 2;
-
чередования; парность
1
1
Алгебра
Разность квадратов:
-
устный счет;
-
задачи на экстремум
2
Анализ
Задачи на совместную работу
2
1
Разные задачи на движение
2
1
Суммирование последовательностей:
-
арифметическая прогрессия;
-
геометрическая прогрессия со знаменателем 2 и 1/2
2
2
Теория множеств
Булевы операции на множествах
1
Формула включений и исключений
1
Комбинаторика
Правило произведения и суммы. Факториал
3
2
Правило дополнения
1
1
Правило кратного подсчета
1
1
Модуль 3 (34ч) 10 классы
Тема
Содержание
Кол-во часов
Арифметика
Десятичная запись и признаки делимости
2
Делимость и остатки
2
Остатки квадратов и кубов
2
Периодические дроби
2
Разложение на простые множители
2
Алгоритм Евклида вычисления НОД
3
Решение уравнений в целых числах:
-
метод перебора и разложения на множители;
-
сравнение по модулю;
-
замена неизвестной;
-
неравенства и оценки
3
Метод полной индукции
3
Рациональные и иррациональные числа
2
Логика
Принцип Дирихле:
-
доказательство от противного;
-
с дополнительными ограничениями;
-
в связи с делимостью и остатками;
-
разбиение на ячейки (например, на шахматной доске);
-
в геометрии
3
Раскраски:
-
шахматная раскраска;
-
замощения;
-
виды раскрасок;
-
чётность
3
Инварианты:
-
делимость;
-
сумма или другая функция переменных;
-
правило крайнего;
-
полуинвариант
3
Теория множеств
Соответствие
4
7. Планируемые результаты изучения учебного курса
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
-
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
-
планировать пути достижения целей;
-
уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
-
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
-
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
-
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
-
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
-
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
-
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-
основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
-
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
-
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-
давать определение понятиям;
-
устанавливать причинно-следственные связи;
-
обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
-
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Обучающийся научится:
-
планировать и выполнять учебное исследование, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме;
-
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
-
использовать такие естественнонаучные методы и приемы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории.
15