Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

17.12.15Урок-лекция по теме "Логарифмические уравнения. Основные методы их решения"

1 урок

Лекция "Логарифмические уравнения. Основные методы их решения".

Слайд 1.

Эпиграфом своей сегодняшней лекции я привожу слова Ричарда Олдингтона (1892 - 1962гг., английский поэт, прозаик, критик): "Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, - всё, что может сделать учитель, это указать дорожки".

Слайд 2.

А так же - русскую народную пословицу: "Кто говорит - тот сеет, кто слушает - тот собирает".

В самом начале моей лекции я хотела бы обратить ваше внимание на следующее. При решении логарифмических уравнений применяют преобразования, которые не приводят к потере корней, но могут привести к приобретению посторонних корней. Поэтому проверка каждого из полученных корней обязательна, если нет уверенности в равносильности уравнений. Здесь возможны два подхода:

Проверка путём подстановки полученных решений в исходное уравнение.

Нахождение области допустимых значений уравнения (ОДЗ). Тогда корнями могут быть только те числа, которые принадлежат этой области.

В своей лекции я буду использовать оба этих подхода, а ваше право уже самим выбирать, какой лично вам больше нравится. Следует отметить, что при решении логарифмических неравенств возможен только один из них: ОДЗ!

Основные методы решения логарифмических уравнений.

Слайд 3.

Уравнение, содержащее неизвестное под знаком логарифма или (и) в его основании, называется логарифмическим уравнением.

Решение логарифмических уравнений на основании определения логарифма.

Определение логарифма: Логарифмом числа b по основанию а называется показатель степени, в которую нужно возвести основание а, чтобы получить число b. Т. е. Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Таким образом, применяя его к нашей теме, мы получим следующее:

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравненияпри этом Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Пример 1: Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Число 16 удовлетворяет ОДЗ, значит 16 - корень исходного уравнения.

Ответ: 16.

Слайд 4.

Пример 2: Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Проверка: Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения- верно, значит число 4 - корень исходного уравнения.

Ответ: 4.

Пример 3: Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

По определению логарифма Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения значит Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Ответ: Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Слайд 5.

А сейчас мы рассмотрим пример, в котором в основании логарифма уже не число, а выражение, содержащее переменную. Т. е. уравнение будет иметь вид Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравненияпри этомПланирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения Хочу отметить особо, что рассуждения НЕ ИЗМЕНИЛИСЬ!

Пример 4: Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

ОДЗ:Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравненияПланирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравненияПланирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения.

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

С учётом ОДЗ получим, что решением данного уравнения является число 2.

Ответ: 2.

Как мы видим, наличие выражения с переменной в основании влияет лишь на ОДЗ, а не на ход рассуждений. Кроме того, данное уравнение можно решать, не прибегая к нахождению ОДЗ, а просто в конце выполнить проверку.

Метод потенцирования.

Слайд 6.

Под потенцированием понимается переход от равенства, содержащего логарифмы, к равенству, не содержащему их.

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравненияПланирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравненияПланирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения, где Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Пример 5: Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Проверка:

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравненияПланирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравненияПланирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравненияПланирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравненияПланирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения - верно.

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравненияПланирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравненияПланирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравненияПланирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравненияПланирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения - не верно.

Значит, только число 1 является решением исходного уравнения.

Ответ:1.

Слайд 7.

Если же в основании - выражение с переменной, то рассуждения не меняем! В этом случае уравнение будет иметь вид

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравненияПланирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравненияПланирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения, где Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

И пример такого уравнения можно разобрать на предыдущем примере 5.

Пример 6: Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Проверка:

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравненияПланирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравненияПланирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравненияПланирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравненияПланирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравненияПланирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения- верно.

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравненияПланирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравненияПланирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравненияПланирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравненияПланирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения - не верно.

Значит, только число 1 является решением исходного уравнения.

Ответ:1.

ОДЗ для данного уравнения выглядит следующим образом:

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Мы видим, что в этом уравнении рациональнее выполнить проверку, а не искать ОДЗ. Но ещё раз повторюсь, что при решении неравенств ОДЗ находить придётся ОБЯЗАТЕЛЬНО.

Рассмотрим пример, который, на первый взгляд, не может относиться к данному типу уравнений.

Слайд 8.

Пример7: Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Сделаем замену Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения, получим Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения воспользовавшись свойством логарифма (сумма логарифмов равна логарифму произведения подлогарифмических выражений: Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения), получим уравнение Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнениякоторое в свою очередь замечательно решается методом потенцирования, т.е. Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения А это линейное уравнение, решив которое, получим Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Проверка: Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравненияПланирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравненияПланирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения - верно.

Ответ: 0.

Замечу, что часто перед применением какого-либо метода решений, необходимо преобразовать уравнение, применив различные свойства логарифмов. Предыдущий пример, тому подтверждение.

Метод подстановки.

Слайд 9.

Данный метод мы достаточно часто встречаем в математике, вспомните тригонометрические или показательные уравнения. Поэтому применение его при решении логарифмических уравнений я вам покажу на примере.

Пример 8: Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения.

В этом уравнении рациональней найти ОДЗ: Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Пусть Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения, тогда уравнение примет вид

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения,

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Значит Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения или Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения. А это уравнения, которые мы решим, используя определение: 1) Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравненияПланирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравненияПланирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравненияПланирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравненияПланирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

2) Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравненияПланирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравненияПланирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравненияПланирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравненияПланирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Мы видим, что оба корня удовлетворяют ОДЗ, значит оба числа являются решениями исходного уравнения.

Ответ: Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Слайд 10.

Если в основании логарифма лежит выражение с переменной, то уравнение в общем виде будет выглядеть следующим образом:

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения, где Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

И опять, вы сами выбираете: ОДЗ или проверка.

Пример 9: Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения.

ОДЗ:Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Приведём логарифмы к одному основанию - 7, пользуясь свойством перехода к новому основанию Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения, получим:

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения, выполним подстановку Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения, получим уравнение

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения,

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Значит,

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

или

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения.

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Оба числа удовлетворяют ОДЗ.

Ответ: Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Метод логарифмирования.

Слайд 11.

Данный метод является "обратным" методу потенцирования, т. е. мы от уравнения без логарифмов переходим к уравнению, их содержащему.

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения, при этомПланирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Этот метод обычно используется, если в уравнении есть показательные функции, логарифмы - в показателе. Рассмотрим этот метод на примере.

Пример 10: Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

ОДЗ: Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Прологарифмируем обе части уравнения по основанию 3:

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения а теперь воспользуемся свойством логарифмов Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения, получим

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Выполним подстановку Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения, получим уравнение

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Значит,

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

или

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения.

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Оба числа удовлетворяют ОДЗ.

Ответ: 3, 27.

Этот пример показывает, что при решении логарифмических уравнений, возможна комбинация нескольких методов. А значит необходимо уметь пользоваться каждым из них. Научиться этому - теперь ваша задача.

Слайд 12.

Итак, сегодня мы с вами рассмотрели основные методы решения логарифмических уравнений:

  • На основании определения логарифма.

  • Метод потенцирования.

  • Метод постановки.

  • Метод логарифмирования.

Главным, по моему мнению, является метод, основанный на определении логарифма. Практически в каждом их других методов происходит "выход" на него. Кроме того, на примерах мы увидели, что все методы взаимосвязаны, в "чистом" виде при решении уравнений не используется ни один из них. Поэтому вам необходимо уметь пользоваться КАЖДЫМ!

Для отработки навыков решения логарифмических уравнений, я вам предлагаю следующее домашнее задание. Уравнения являются базовыми, т. е. решать их должен уметь решать каждый. Отмечу, что подборка сделана из открытого банка заданий для экзамена по математике ЕГЭ mathege.ru .

№ п/п

Уравнения

Комментарии (даётся для слабых учащихся)

1

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Пользуясь определением

2

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Пользуясь определением

3

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Потенциирование

4

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Потенциирование

5

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Потенциирование

6

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Потенциирование

7

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Применить свойства логарифмов и затем потенциировать

8

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Применить свойства логарифмов и затем потенциировать

9

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Пользуясь определением

10

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Пользуясь определением, выход на показательное уравнение

11

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Показательное уравнение, выход на логарифмическое

Замечание: домашнее задание распечатано на листах для каждого ученика.

Слайд 13.

2, 3 урок

Решение задач по теме "Логарифмические уравнения". Зачёт.

Уравнения (примерные, зависит от математической подготовки учащихся).

Обязательный уровень

Повышенный уровень

1

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

1

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

2

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

2

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

3

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

3

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

4

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

4

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

5

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

5

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

6

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

6

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

7

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

7

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

8

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

8

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

9

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

9

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения. Найти все корни, принадлежащие отрезку Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения. ЕГЭ, 2013

10

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

10

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения. Найти все корни, принадлежащие отрезку Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения. ЕГЭ, 2012.

11

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

11

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

12

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

12

Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

Подборка уравнений к уроку, зачёту проводится на сайтах fipi.ru , mathege.ru ,mathus.ru/ , reshuege.ru/ , math.md/school/praktikum/logr/logr.html (Виртуальная школа юного математика).

Тест к зачёту.

№ п/п

Задание

Ответ

1

Обязательный уровень

Найдите корень уравнения Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения.

2

Найдите корень уравнения Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения.

3

Найдите корень уравнения Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения.

4

Найдите корень уравнения Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения.

5

Найдите корень уравнения Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения.

6

Найдите корень уравнения Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения.

7

Найдите корень уравнения Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения.

8

Найдите корень уравнения Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения. Если уравнение имеет более одного корня, в ответе укажите меньший из них.

9

Найдите корень уравненияПланирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения.

10

Найдите корень уравненияПланирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

11

Повышенный уровень

(решать по выбору)

Решить уравнение log2(5 + 3log2(x - 3)) = 3.

Развёрнутое решение

12

Решить уравнение log2x + 1(2x2 - 8x + 15) = 2.

13

Решить уравнение 16log4(1 - 2x) = 5x2 - 5.

14

Решить уравнение 2log3(x - 2) + log3(x - 4)2 = 0.

15

Решить уравнение log2x + log3x = 1.

16

Решить уравнение Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения

17

Решить уравнение Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравнения.

18

Решить уравнение Планирование к уроку алгебры на тему Логарифмические уравненияНайти произведение корней.



© 2010-2022