Стаья Организация контроля на различных этапах обучения

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ.

И.Т. Битуева

Средняя школа гимназия №14, г. Талдыкорган

Важным и чрезвычайно тонким моментом учебно-воспитательного процесса как для учителя , так и для ученика является контроль за знаниями учащихся. В общепринятом понимании контроль означает проверку систематический учет успеваемости детей. Контроль является составной частью процесса обучения и обеспечивает получение учителем информации о ходе познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, а также получение самими учениками о своих успехах. Контроль за знаниями учащихся имеет обучающее и воспитывающие значение , способствует более глубокому изучению учащимися основ наук, совершенствованию их знаний и умений, развитию их общеучебных умений и навыков.

Известный российский дидакт Н.А.Сорокин формулирует следующие педагогические требования к контролю знаний:

1) Контроль должен носить индивидуальный характер, предусматривающий проверку и оценку знаний, умений и навыков каждого ученика отдельности, по результатам его личной учебной деятельности, не допускать подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы класса или группы школьников.

2) Систематичность, означающая регулярность проведения контроля успеваемости учащихся на протяжении всего процесса обучения , сочетание его с другими сторонами учебной работы и положительное влияние на весь ход учения школьников.

3) Разнообразие форм проведения, способствующие выполнению обучающей и воспитывающей функций контроля успеваемости, повышению интереса учащихся к его проведению и результатам.

4) Всесторонность, охватывающая все разделы учебных программ ,знание теоретических положений ,практические умения и навыки учащихся.

5)Объективность, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные суждения и выводы учителя , основанные на недостаточном изучении учащихся или предвзятом отношении к ним и искажающие действительное состояние успеваемости.

6) Дифференцированный подход, предполагающий учет специфических особенностей предмета и отдельных его разделов, применение его различной методики учета успеваемости.

7) Единство требований учителей , осуществляющих контроль успеваемости учащихся в данном классе. [5]

Учителя математики зачастую формально подходят к организации контроля за достижением планируемых результатов обучения. Прежде всего это выражается в том, что контроль используется в основном ради показателей достигнутого. Очень немногие учителя умеют проводить действенный анализ его результатов, вскрывать причины пробелов в знаниях и умениях школьников, оперативно корректировать приемы и методы преподавания. Слабым местом в организации контроля является также дифференциация содержания контроля знаний и умений. Практическое осуществление такой дифференциации встречается редко. Как правило, проверочные задания рассчитаны на некоего «среднего» ученика. Результаты анкетирования учителей математики показывают, что из 100 опрошенных учителей 73 используют в своей работе тексты готовых самостоятельных и контрольных работ по математике, предложенные в дидактических материалах и пособиях для учителя. Но ведь у каждого учителя свой коллектив ребят, непохожий даже на те коллективы, которые учатся рядом, в параллельном классе или в соседней школе. Как же можно ко всем учащимся подходить с одной меркой! [1]

Дидактические материалы помогают, конечно, организовать контроль за знаниями и умениями учащихся, но сделать его систематическим и целенаправленным способен только сам учитель, не жалеющий усилий на проведение контроля, охватывающего не только заключительный, но и предыдущие этапы процесса усвоения знаний.

В педагогических исследованиях условно выделяются несколько этапов процесса усвоения: психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала; предъявление новой информации и осмысление ее учащимися полученных знаний и умений в знакомой и незнакомой ситуации. Передовые учителя проводят контроль на всех указанных этапах. Отметим особенности такой работы на каждом этапе. [2]

Первый этап. В современных психолого-педагогических исследованиях подчеркивается, что знания и умения учеником не усваиваются, если он психологически к этому не готов. Учитель должен быть уверен в том, что «порция» материала, предшествующая вновь изучаемому, усвоена. Поэтому на первом этапе учитель устанавливает, владеют ли учащиеся опорными знаниями, и устраняет выявленные пробелы.

Анализ содержания темы «Смежные углы» (геометрия 7 класс) показывает , что в комплекс контролирующих задач по этой теме должны бытъ включены задачи, проверяющих сформированы ли у учащихся следующие понятие : «дополнительные полупрямые», «луч, проходящий между сторонами угла» , «развернутый угол». Нужно также проверить, как поняли ребята аксиому измерения углов, умеют ли строить угол, дополнительные полупрямые и пересекающиеся прямые, видеть общую сторону двух углов.

Второй этап. После ознакомления с новой информацией учащиеся обычно выполняют задания на применение только что полученных знаний в наиболее существенных ситуациях. Именно этот момент и целесообразно контролировать. Для правильного контроля необходимо четко представлять, что должно быть усвоено школьниками в данной теме и на каждом уровне, каковы наиболее типичные задачи в данной теме.

Например, в комплекс контролирующих задач по теме «Смежные углы» полезно включить задачи следующих видов: построить угол, смежный с данным; на заданном рисунке найти смежные углы; объяснить по рисунку, почему данные углы являются смежными или, наоборот, не могут быть смежными .(Например , целесообразно проанализировать, почему углы АВС и ДВЕ на рис. 1, углы АВС и ДВС на рис.2 не могут быть смежными и какое именно свойство смежных углов для них не выполняется.)

Третий этап. Закрепление воспринятой информации, формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания как в знакомых ситуациях , так и в новых. Самостоятельному решению задач на этом этапе предшествует выполнение заданий по образцу.

Анализ теоретического и задачного материала по теме «смежные углы» показал, что комплекс контролирующих задач для работы на третьем этапе целесообразно включить задачи вида: найти величину угла, смежного с данным; определить величины смежных углов по заданным между ними соотношениям; по заданной мере одного из смежных углов определить меру другого; установить, могут ли быть смежными два угла, если даны их градусные меры; используя данный рисунок (см., например, рис. 3 ), построить угол, смежный с выделенным, и определить его меру.

Стаья Организация контроля на различных этапах обучения

Для проверки умения применять полученные знания в незнакомых ситуациях в комплекс контролирующих задач полезно включить нестандартные задачи и задания на самостоятельное составление задач. Например , полезно предлагать такие задания:

Составьте определение понятие « смежные углы».

Начертите два угла : а) имеющие общую вершину , но несмежные;

б) имеющие общую сторону, несмежные.

Укажите, сколько пар смежных углов образуют две пересекающиеся прямые.

При разработке материала для контроля полезно проанализировать задачи, предложенные в дидактических материалах по данной теме, и выяснить, соответствуют ли они целям контроля. Сравнив различные варианты заданий, желательно дать себе отчет в том, почему именно прост один вариант и сложен другой. Целесообразно продумать можно ли учесть индивидуальные особенности учащихся, если внести некоторые изменения или дополнения в тексты самостоятельной работы. Например, в первом варианте предложить план решения задачи; во втором - детализированную схему решения ; в третьем- менее подробную схему решения. [3]

Эффективность контроля во многом зависит от его содержания, поэтому при подготовке текста контрольной работы учителю нужно выяснить функции включаемой задачи, проверить, подходит ли она к данному этапу изучение темы. Методически обоснованный и тщательно подобранный материал для контроля поможет учителю ликвидировать обнаруженные пробелы на различных этапах обучения.

Задания

1.Прямая перпендикулярная биссектрисе угла А, пересекает его

стороны в точках В и С. Докажите что треугольник АВС равнобедренный

с основанием ВС.

2. Отрезки АВ и СD пересекаются в точке О, которая является серединой каждого из них. Докажите, что треугольник АОС равен треугольнику ВОD.

3. Отрезки АВ и СD пересекаются в точке О, которая является серединой каждого из них. Докажите, что треугольник ВОС равен треугольнику АОD. [4]

Литература

  1. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики.

М: Просвещение, 2002.

  1. Фридман И.М. Учитесь учиться математике. М: Просвещение, 1992

  2. Методика преподавания математики М. Просвещение - 1998 г. Общая методика

  3. Эрдниев П.М. Методика упражнений по математике. М. Просвещение - 1998 г.

  4. М.Р.Леонтьева, С.Б.Суворова. Упражнения в обучении алгебре. М: Просвещение, 1985г.

© 2010-2022