Методические советы по организации самооценки и домашних заданий

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ:


«СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА»


ПОСВЯЩЕННАЯ 100-ЛЕТИЮ ЕДИНЕНИЯ ТУВЫ И РОССИИ.







ДОКЛАД:


«ОРГАНИЗАЦИЯ САООЦЕНКИ И ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ УЧАЩИХСЯ»







Докладчик:

учитель математики и физики

МБОУ «Хову-Аксынская СОШ»-

Седип Эмма Эрес-ооловна


























Октябрь -2014г.


Эмма Эрес-ооловна Седип

Учитель математики и физики

МБОУ «Хову-Аксынская СОШ»

Чеди-Хольского кожууна РТ

Организация самооценки и домашних заданий учащихся

Мир меняется у нас на глазах и предъявляет к ученику все больше требований, по новым стандартам ФГОС должен быть деятельный подход во всем. Особое значение учебной деятельности в установлении другого типа взаимодействия учителя и учащихся: сотрудничество, совместная работа учителя и учеников, активное участие ребенка в каждом шаге учения. Психологическую составляющую этих результатов образуют универсальные учебные действия. Их разнообразие, специфика и доля участия в интеллектуальной деятельности положительно отражаются на качестве образовательного процесса. Проблема оценивания знаний и стремление учащихся к знаниям особенно актуальна сегодня, когда радикальные перемены охватили всё общество. Вот несколько проблем, которые возникают при использовании существующей системы оценок: малая точность измерений, сегодня средняя школа использует четрыехбальную шкалу измерений (неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо и отлично). Часто учителю нужно оценивать ребенка гораздо точнее («лучше чем удовлетворительно, но все еще далеко не хорошо). Появляются расширения шкалы («3+»..), но они не являются официальными оценками - скорее это договорённость между учителем и учеником. В существующей система оценивания прижилась модель, когда оценка является функцией от количества ошибок. То есть ученику для обоснования оценки все время предъявляется то, что он сделал неправильно. Естественно, это не способствует ни повышению мотивации, ни росту самооценки. Более того вырастая, ученик привыкает искать в себе ошибки, а не гордится успехами, что понижает его эффективность и коммуникабельность в современном профессиональном мире.

Все эти и многие другие проблемы, связанные с существующей сегодня системой оценки, не позволяет ей быть эффективным инструментом развития школьника в современном мире. Система оценивания требует серьёзных изменений.

В свете усиления субъектной позиции учащихся в собственном образовании, помимо стандартных оценок, всё большее распространение получают альтернативные формы оценивания деятельности ученика, такие, как портфолио, рейтинг, а также самооценка. Вопросу изучения самооценки посвящено немало исследований в зарубежной психологии и педагогике (Б. Г. Ананьев, В. В. Давыдов, А. Липкина и др.), но её недостаточно в отечественной, а ведь учителю необходимо знать в полной мере все аспекты данного вопроса. Являясь учителем и классным руководителем, вместе со школьным психологом проанализировали успеваемость своих учеников с учетом их психологических особенностей. В итоге мы пришли к мнению, что именно применение технологии самооценки будет способствовать повышению качества знаний учащихся, так как отношение школьника к себе и восприятие себя во многом определяют его поведение и успеваемость. То есть целью нашей работы стало выявление связи самооценки и успешности обучения детей в школе. В результате проведённой работы я пришла к следующим выводам: у учащихся обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Самооценка была динамична в исследуемом классе и в то же время имеет тенденцию к устойчивости. Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко. Влияние самооценки школьников на их успеваемость наоборот, несомненно. Самооценка помогают детям определить границы своего знания незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознать те проблемы, которые еще предстоит решить в учебной деятельности.

Анализируя литературу по изучаемой проблеме, собственные наблюдения и результаты своих исследований, я предлагаю следующие рекомендации для учителей по формированию самооценки школьников:

1. Оценка должна служить главной целью - стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника.

2. Любой вид деятельности на уроке учитель должен использовать для научения детей самооценке.

3. Использовать похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку.

4. Формировать самооценку надо с раннего детства, она должна быть устойчивым свойством личности, при этом условии ребёнок в школе будет успешным.

Для быстроты работы по технологии самооценивания, учитель на первых же уроках знакомит с следующими требованиями:

1. Во время урока ученики на полях (или на листах самооценки) отмечает свои баллы (правильные ответы), за каждый правильный ответ ставит по одному баллу и в конце урока ученики считают баллы и по количеству баллов ставят оценку себе, но при этом они для себя уточняют поняли ли они тему, правило или определение который изучали во время урока.

2. Ученики самооценивают себя после каждого выполнения самостоятельной работы или домашнего задания: П.20., №120;125. Который включает в себе теоретический материал для заучивания, и примеры где дети должны показать умение применять знания в одном простом примере и в других более сложных. Если все выполнено ученик может поставить себе оценку «5», если не смог выполнить один пример «4», В начале следующего урока некоторые ученики будут доказывать свои оценки на доске, другие проверяют себе по образцу или могут вступить в диалог или дискуссию по поводу правильности своего ответа. Желающих доказать свою «4» и «5» как правило много.

Этим учитель устраняет: пробелы в знании теории и выставление плохи оценок. Отсюда возникновение успешности ученика.

Теперь добавлю некоторые вырезки с изученной литературы:

Система оценивания в соответствии ФГОС:

Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих принципов:

• Оценивание является постоянным процессом

• Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.

• Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

Самооценка и контроль относят к регулятивным УУД. А регулятивные УУД это основа основ успешной деятельности ученика.

Как видно тут тоже подчёркивается роль самооценки ученика.

Какие же принципы следует положить в основу формирования у детей умения самооценки? Учащийся должен:

- иметь четкое представление о цели учебной и познавательной деятельности;

- четко представлять, какими навыками и умениями он должен владеть;

- понимать, что самооценка нужна для того, чтобы процесс его учения становился сознательным, а следовательно, более эффективным.

Качество образования зависит от двух параметров: от содержания образования и от технологии обучения.

Самое эффективное и качественное обучение это самообучение и самооценка.

Для управления учением требуется иметь интенсивную обратную связь с каждым учащимся. Очевидно, что такую информацию можно получить:

во-первых, учителем, при персональной проверке знаний каждого ученика;

во-вторых, от другого ученика, хорошо усвоившего материал и сверившего знания одноклассника со своими знаниями;

в-третьих, от самого ученика, сверившего свои знания с неким "эталоном", т.е. с тем, что давал учитель или что дано в книге.

Первый способ в настоящее время основной (традиционный), широко применяемый в школе. С помощью второго способа еще Я.А. Коменский решал проблему оперативной обратной связи путем деления учащихся на группы по 10 человек, во главе которых были поставлены старосты из числа способных учащихся.

Третий способ получения обратной связи в научно-методической литературе ни-кто не дискутирует. Причиной тому, на мой взгляд, является наличие психологического "барьера недоверия" к способности учащихся ставить себе достоверные оценки и боязнь вырваться из наезженной колеи существующей педагогики и мн. др. Чтобы избежать этого учитель инструктирует как выполнять домашнее задание, показывает на примерах, дает самим попробовать на уроке перед классом. Конкретизирует и объясняет правила, определения и т.д. (как бы дает инструктаж для домашней «самостоятельной работы») (п. 42 №100,105).

Ученик дома: учить теоретический материал, выучивает определения, показывает свои знания в умении применять в простых примерах №100, потом в средних более сложных примерах №105.После ставит себе оценку (ставит «5» или «4»), который с желанием доказывает свою оценку на доске или при опросе.

Подарите ученику возможность выполнить столько, сколько он пожелает.

Организация работы дома.

Деятельность учителя должна предусматривать организацию помощи ученику по выполнению домашнего задания. В общем, учебном процессе урока домашняя работа наряду с другими функциями выполняет для школьника функцию самоконтроля и оценки своей деятельности по овладения знаниями и умениями.

К сожалению, не все учителя представляют, как их ученики готовят домашнее задание: когда, в течение какого времени, как и в каких условиях? Оно выполняется вне поля зрения учителя и требует от учеников высокого уровня самоорганизации и саморегулирования. Такие умения у большинства учащихся просто не сформированы.

Домашняя работа тесно связанна с работой на уроке и рассчитана главным образом на развитие самостоятельности и их творческого мышления. Задание на дом органически вытекает из предыдущего урока, является его продолжением и готовит последующий урок.

Проведенный урок

Домашнее задание

Последующий урок

Усвоение материала, теоремы….

Приобретение умения самостоятельного применения правила теоремы на практике

Применение правила, теоремы при выполнения задания, совершенствования умения самостоятельной работы, развитее личностных качеств (воли, ответственности)

Готовность к продолжению дальнейшей работы по теме, расширению дальнейшей работы по теме, расширению и углублению данной области знаний.

Оно минимально по объему, что обязывает тщательно планировать каждый пункт задания, знать его назначения. В действительности мы часто наблюдаем совершенно иную картину.

Домашнее задание иногда бывает рассчитано на простое воспроизведение некоторого действия по известном у образцу, на пересказ параграфа и т.д. Материал для посильной творческой работы в этом случае отсутствует. Редко наблюдается индивидуализация заданий. Зачастую задания на дом выпадают из системы уроков и представляют собой случайные собрания задач, упражнений, параграфов. По большинству предметов велик объем домашних заданий, что создает ненужную перегрузку. Известно, что объем домашнего задания не должен превышать 2,5 часов в 5-7 классах, 3 часа в 8 классе, 3,5-4 часа в 9-11 классах. Классному руководителю полезно иногда уточнять, какое время затрачивают его ученики на выполнение домашнего задания, по каким предметам они перегружены. Вместе с администрацией школы эту перегрузку своевременно устранить.

Домашнее задание разъясняется и задается до звонка с урока (или сразу после нового материал) и предельно понятно ученикам. Еще на уроке учитель должен быть уверен, что учащиеся знают, что, затем и как делать дома. И писать домашнее задание постоянно на одном месте доки перед уроком.

С первых уроков учителю надо систематически стремится индивидуализировать домашнее задание в соответствии со способностями и возможностями конкретного ученика. Это позволит устранить возможные недоработки, пробелы в знаниях и удовлетворит потребность в углубленном изучении предмета. Чтобы этого добиться сделать, даю уровневые домашние задания. Например, для оценки 3 достаточно сделать один номер, для 4 два номера, для 5 три номера или даю творческую работу. А выучить правила, теорему …. Необходимо каждому. Задания должно быть посильно для большинства, не очень простым для сильных учащихся. Чтобы удовлетворить этим требованиям, его надо составить из двух частей: 1) общей для всех учащихся; 2) творческие задания или трудные задания.

Объем задания засвистит и от времени года. Так в начале учебного года в младших и средних классах оно должно быть минимальным или не быть вообще. Но и существуют предметы которые без домашних заданий не обходятся к таким относятся уроки математики.

Важная задача педагога - обучить школьников приемам осмысленной, методически правильно организованной домашней учебной работы. Это тесно связана с проблемой организации урока. И следующие рекомендации при выполнении домашнего задания ученикам напоминаю время от времени и ежегодно.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ВЫОПЛЕНИИ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ

1. Задание лучше делать в тот день, когда был урок, а не на кануне следующего урока. Это особенно важно для предметов с 1-2-3 часами в неделю.

2. Начать подготовку рекомендуется с самого трудного или «нелюбимого» предмета.

3. Читать параграф или пункт т.е не начинать с письменной части. Читать с карандашом - делать выписки, выкладки, отвечать на все вопросы к параграфу.

Для этой цели, предлагаю ученикам следующий алгоритм выполнения домашнего задания (ознакомить с правилом родителей и учеников, вывесить инструкцию в классном кабинете):

  1. Внимательно прочитать параграф, выяснить суть.

  2. Прочитать еще раз самое главное, выделить и выучить определения и правила.

  3. Ответить устно на вопросы в конце параграфа (в этом могут помочь в первое время родители или магнитофон), это и развитие речи.

  4. Только после этого приступить к выполнению письменной части домашнего задания.

Если ученик выучил правила, ответил на вопросы и применил знания при выполнении примеров, то смело может себя оценить на оценку «5». А на следующем уроке сможет доказать свою оценку.

Как видно самоконтроль всегда имеется, так пускай это будет самооценкой.

Особое значение имеет проверка и оценка домашнего задания. Ученики должны быть уверены в том, что домашнее задание непременно проверяется. Учитель обязан иметь ясное представление о домашней работе каждого ученика, следить за всеми его успехами и неудачами и объективно оценить проделанную работу.

Для обучения оценивания учеником собственной работы возможно использование схемы самооценки «Учись контролировать себя».

Учись контролировать себя (схема самооценки)

1. Попробуй сам оценить свою работу или часть работы, почувствуй удовлетворение (неудовлетворение).

2. Попроси родителей или других родственников оценить твою работу.

3. Определи круг проблем, вопросов, которые проявились в результате самооценки выполненного тобой задания для дальнейшего совершенствования.

4.Определи окончательный вариант оценки («2», «3», «4», «5»)

Успешный ученик - это ученик, умеющий проверить свою работу исправить ошибки.

Домашнее задание не может быть выполнен, если ученик не обучен методам и приемам самостоятельной работы на уроках.

Существуют правила методики задавания на дом.

1. Отводить специальное время на уроке, сообщать домашнее задание тогда, когда оно вписывается в логику урока.

2. Добиться полного внимания всего класса. Этот этап урока не менее важный , чем все остальные, так как он определяет успех

3. Содержание домашнего задания должно быть понятно всем без исключения учащимся.

4. Важно, чтобы учащиеся знали не только то, что нужно сделать, но и как сделать, то есть владели методикой выполнения домашнего задания.

5. Задавать на дом только в случае уверенности в возможности проверки выполнения и оценивания на следующем уроке.

Многие ученики не знают рациональных методов заучивания материала, не владеют мыслительными операциями, не имеют навыков самоконтроля. Каждому учителю необходимо обучать учащихся выполнять домашнее задание по своему предмету и осуществлять действенный контроль. Также нужно ознакомить учащихся с советами психологов по выполнению домашнего задания.

Домашнее задание - это воспитание отношение к труду, любви к нему превращение работы в приятное задание; приучение к самостоятельности; управление своей волей; формирование привычки правильного использования своего времени. Используя самооценку на уроках, учащиеся более грамотно формулируют задачи для домашней работы и на будущее. По мнению родителей, где самооценка учебной деятельности происходит регулярно, выполнение домашнего задания стало занимать меньше времени, так как дети видят конкретные задачи, стремятся их выполнять самостоятельно. Работа по формирования навыков самоконтроля и самооценки нелегкая и требует много времени. Иногда я экономлю время на уроке за счет проговаривания развернутой оценки ответа ученика, момента подведения итогов урока и т.п.

Тем не менее, хотелось бы обратится к учителям с некоторыми советами:

  1. Не стремитесь занять все после урочное время учеников выполнением заданной вами домашней работы;

  2. Не считайте свое предмет главным или единственным;

  3. Не заставляйте учеников выкладываться так, словно кроме вашего предмета в их жизни больше ничего не существует;

  4. Помните, что у других членов педагогического коллектива такое же мнение о своем предмете.

В заключении хотелось бы еще раз отметить, что домашнее задание должно быть логическим продолжением предшествующего урока и началом следующего, оптимальным по объему вариативным по содержанию и прежде всего необходимо самому ученику и самооценка всего этого повышает успешность ученика.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Бернс Р. Самооценка и успеваемость школьника. Издание «Мы и мир». 2000 г., 96 с., с. 15.

2. Липкина А. И. Самооценка школьника. М., Знание. 1976 г, 116 с., с. 36

3. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. М., 1993 г., с. 87

4. Амонашвили Ш. А. Развитие познавательной активности учащихся на уроке. Вопросы психологии. 1984 г. №5

5. Психологический словарь под редакцией Давыдова В. В. М., 1983 г.

6. Энциклопедический словарь. 2000 г.

7. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. М., 1997 г., с. 800

8. Леонов Н.Ф. Новая эффективная дидактика. М., 2009г., с.175.

9. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен. Санкт-Петербург: КАРО, 2005.

© 2010-2022