Статья: Изучаем математику с помощью психологии

В статье представлена методика реализации тестов Айзенка при обучении предмета  математики. Учебные действия заключаются в необходимости понять идею расположения «фигур», в случае с математической информацией - это формулы, арифметические действия, последовательности чисел или выражений. Идея подобных моделей заимствована из работы психолога Ганса Айзенка. Рассматриваются примеры заданий по темам: «Производная функции» и «Свойства степени». Например, вставить пропущенное выражение, функцию, числ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Изучаем математику с помощью психологии


Областное государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Братский политехнический колледж»

г.Братск, Иркутская область, Россия


Лапина Н.Л.


Представлена методика реализации тестов Айзенка при обучении предмета математики. Рассматриваются примеры заданий по темам: «Производная функции» и «Свойства степени».

Успех и эффективность усвоения математики зависит от творческого подхода к организации учебной работы; от того, как преподаватель организует работу всех студентов на различных этапах урока, а также от комплексно-методического обеспечения занятий. Для того, чтобы уроки математики были интересными, необходимо не только раскрывать значимость темы, но и развивать находчивость, сообразительность. Одним из способов сделать познавательную деятельность студентов более интересной, является применение заданий в виде схем, фигур, таблиц, заполненных математическими формулами или символами.

Учебные действия заключаются в необходимости понять идею расположения «фигур». Идея подобных моделей заимствована из работы психолога Ганса Айзенка[1] рис.1.

Статья: Изучаем математику с помощью психологииСтатья: Изучаем математику с помощью психологии

Рис. 1 Вставить пропущенное число


Идею этого расположения необходимо выдвинуть самостоятельно. Это можно сделать проанализировав схему по диагоналям, секторам, вертикалям или горизонталям. При поиске ответа используются догадка, логическое мышление, фантазия, знание материала.

Подобные задания можно разработать и по математике, например по темам «Производная функции», «Свойства степени». На рис. 2 пример задания по теме «Производная функции»: Вставить пропущенную запись.

Статья: Изучаем математику с помощью психологии



Статья: Изучаем математику с помощью психологии

Статья: Изучаем математику с помощью психологии

Статья: Изучаем математику с помощью психологии

?

Статья: Изучаем математику с помощью психологии

Рис. 2 Вставить пропущенную функциюСтатья: Изучаем математику с помощью психологии

Рассмотрев и проанализировав функции в секторах круга, студенты, даже не зная материала, могут дать предполагаемый ответ, а при уже изученной теме должны дать точный ответСтатья: Изучаем математику с помощью психологии, причем это у них неплохо получается.

Далее рассмотрим пентаграмму: по центру расположена степенная функция, а на концах звезды её производные различных порядков, предлагается вставить недостающую функцию, что в результате получается 24х. Можно также предложить найти две функции, поместив знаки вопроса на двух концах звезды.

В ячейках таблицы изображена показательная функция, и если рассмотреть эту таблицу по диагонали, то можно догадаться, что кроме самой функции присутствует и её производная. Тогда в пустой ячейке должна находиться производная функции е10х, а именно, 10е10х.

Теперь выполним задание на рис.3, в котором предлагается найти общий результат, т.е. значение выражений в столбце. Применяя свойства степени, получается 8.

Статья: Изучаем математику с помощью психологии



Рис.3 Найти общий результат для всех трех следующих значений


Можно предоставлять и варианты правильных ответов, но как показывает практика, студенты с примерами справляются и без таковых.

В настоящее время разрабатывается материал для создания сборника таких задач.

Подобные задания облегчают творческое восприятие и запоминание учебного материала, а также знакомят с альтернативной схемой изложения учебного материала.

Возможно несколько вариантов изготовления таких задач:


  • задания, составленные самими студентами, т.е. дать возможность проявить фантазию, применив при этом знания изучаемого или изученного материала;

  • задания, составленные преподавателем, служащие для изучения нового материала или его повторения (например, проведение устного счета);

  • задания, составленные совместно с преподавателем.

Практическая значимость подобных задач состоит в том, что они упрощают усвоение изучаемого материала, также несут функцию обучения математике.


Литература

  1. Немов Р.С. Психология. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 576 с.

© 2010-2022