Практическая работа Построение казахских орнаментов

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Практическая работа. Построение казахского орнамента.

В данной работе мы поставили перед собой задачу: применить результаты нашего исследования по выявлению математических принципов при построении орнамента для выполнения практической части по проектированию и построению орнаментальной композиции для казахского ковра.

Разработка проекта создания коврового орнамента проводилась по следующим основным этапам:

  1. Сбор и анализ информации о требованиях к составлению орнаментальной композиции казахского ковра, знакомство с аналогами.

  2. Разработка концепции будущей орнаментальной композиции.

  3. Определение формы и размеров ковра.

  4. Выбор базовых элементов по каждому из четырёх видов казахского орнамента (из п.1.1).

  5. На основе выбранных элементов построение в графическом редакторе подобных элементов с использованием пропорций Золотого сечения.

  6. Подборка уравнений к линиям, описывающим некоторые элементы.

  7. Построение трёх видов орнамента (п.1.3) с использованием этих элементов.

  8. Разработка чертежа (в графическом редакторе) итоговой композиции орнамента казахского ковра.

Казахские ковры, как войлочные, так и тканые, многообразны. Казахские ковры делятся на несколько групп с характерными для каждой из них особенностями техники изготовления, орнаментизации, цветового решения (рис.35). Из всего многообразия мы выбрали тип ворсового ковра, так как в композициях этого вида ковров используются самые различные орнаментальные мотивы и изображения [21].Практическая работа Построение казахских орнаментов

Рисунок 35

Для композиции казахских ковров характерны наличие бордюра и центрального поля, где могут располагаться восьмиугольники, шестиугольники, вытянутые ромбы с крестовиной из четырех пар бараньих рогов. Использование одного и того же орнаментального узора искусно варьируется не нарушая в то же время ни гармонии красок, ни сущности композиции. В казахских коврах ритмически повторяются орнаментальные мотивы в виде розеток, которые располагаются по двум осям симметрии. Ряд часто состоит их четырех розеток, размещенных по всей средней полосе ковра, квадратной или ромбической, близкой к квадратной форме [22].

Основная концепция нашей практической работы: целостность орнаментальной композиции. Также все элементы этой композиции должны удовлетворять следующим требованиям:

а) распределение по классификационным признакам;

б) соответствие пропорциям Золотого сечения;

в) для некоторых элементов соответствие графику подобранного алгебраического уравнения;

г) распределение отдельных структур орнамента трем видам: сетчатый, линейный и центрический.

Для нашей орнаментальной композиции выберем традиционный вид: форма ковра - прямоугольник; выделенный центр; обрамляющий бордюр; две оси симметрии полотна s1 и s2 - вертикальная и горизонтальная.

Построим схему расположения орнаментальных композиций с применением пропорций Золотого сечения (см.Приложение 3).

В графическом редакторе построим элементы орнамента по каждому из четырех видов, используя кривые I, II и III порядков.

1. Элементы орнамента первого типа, состоящие из отрезков прямых линий.


Практическая работа Построение казахских орнаментовПрактическая работа Построение казахских орнаментовПрактическая работа Построение казахских орнаментов

Рисунок 37

Рисунок 38

Рисунок 36

а) «Сынық муйіз» (сломанный рог) (рис36). При построении мы использовали Золотую спираль.

б) «Шынжары» (цепи), обычно используется в бордюрном орнаменте (рис.37). Представляет собой две скрещённые ломаные линии.

в) «Балдақ» (костыль), используется в основном для обрамления центрального поля (рис.38).

2. Элементы орнамента второго типа, состоящие из окружностей и их составляющих.

а). Элемент «Қайнар» (Родничок) состоит из трёх дуг (рис.39).Практическая работа Построение казахских орнаментовПрактическая работа Построение казахских орнаментов

б) «Қос дөнгелек» (спаренные кольца). Потеряв свой первоначальный магический смысл, эти традиционные изобразительные формы до сих пор имеют широкое распространение (рис.40).

Рисунок 42

Рисунок 41

Рисунок 40

Рисунок 39

3. Элементы орнамента третьего типа, состоящие из кривых с переменным радиусом кривизны, т.е кривые второго и третьего порядков, за исключением окружностей и их составляющих. Например, «Түйе табан» - верблюжий след (рис.41), широко известен, также, как и бараньи рога.Практическая работа Построение казахских орнаментовПрактическая работа Построение казахских орнаментов

4. Элементы орнамента четвертого типа,состоящие из комбинации линий разных типов (линий 1, 2, и 3-го типов). Например, «Қошқар муйіз» - бараньи рога (рис. 42), один из самых древних элементов казахского орнамента. В этом элементе использована Золотая спираль и отрезок.



© 2010-2022