- Преподавателю
- Математика
- План урока-игры на тему Арифметическая и геометрическая прогрессии (9 класс)
План урока-игры на тему Арифметическая и геометрическая прогрессии (9 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ибраева З.Р. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
КГУ «СОШ №4»
План обобщающего урока-игры по
алгебре в 9 классе
на тему:
«Арифметическая и геометрическая прогрессии»
учитель: Баязова М.К.
Г. Семей
Тема урока: Арифметическая и геометрическая прогрессии
Тип урока: Урок обобщения и закрепления пройденного материала.
Цели урока:
-
Образовательная: закрепить полученные ранее знания об арифметической и геометрической прогрессии в ходе увлекательной викторины.
-
Развивающая: развить внимание учащихся, настойчивость, логическое мышление, математическую речь.
-
Воспитательные: посредством урока воспитывать внимательное отношение друг к другу, прививать умение слушать товарищей, умение работать в команде.
Оборудование:
Школьная доска, материалы для викторины, карточки с задачами.
План урока:
-
Организационный момент - 2 минуты
-
Распределение на команды - 3 минуты
-
Ход игры - 35 минут
-
Подведение итогов, раздача призов за участие - 5 минуты
Математическая викторина
Приветствие.
Урок-игра. Учащиеся делятся на 3 команды, удобнее всего разделить их по рядам. При необходимости перед началом игры можно пересаживать некоторых учеников, чтобы силы команд были примерно равны. Определяются названия команд. У каждой команды, то есть ряда, выбирается капитан команды. Это должен быть наиболее преуспевающий в решении задач ученик / ученица, потому что для капитанов предусмотрен отдельный конкурс. Игра состоит из трех туров: разминка, конкурс капитанов и решение задач. В разных турах вес решенных задач или вопросов разный. На левой части доски идет подсчет баллов. За несоблюдение командой дисциплины, снимаются баллы, по 3 балла за каждое замечание, начиная со второго. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Разминка
По 2 вопроса для каждой из команд, вес одного вопроса - 5 баллов. Вопросы задаются по очереди, по одному для каждой из команд, итого 2 круга вопросов. Если в течении 1 минуты команда не в силах ответить на вопрос, право ответа переходит к другим командам, в том порядке, в котором ученики поднимали руки. Вопросы:
-
Как называется последовательность, каждый член которой, начиная со второго, получается прибавлением к предыдущему одного и того же числа? (Арифметическая прогрессия)
-
Как называется число, равное разности любых двух последовательных членов арифметической прогрессии?
(Разность арифметической прогрессии)
-
Назовите формулу n-го члена арифметической прогрессии.
(an=a1+d*(n-1))
-
Как называется последовательность, первый член которой отличен от нуля, а каждый член, начиная со второго, равен предыдущему члену, умноженному на одно и то же, не равное нулю, число?
(Геометрическая прогрессия)
-
В геометрической прогрессии, как называется число, на которое надо умножить предыдущий член, чтобы получить последующий?
(Знаменатель геометрической прогрессии)
-
Какая геометрическая прогрессия называется бесконечно убывающей?
(Со знаменателем |q| < 1)
Конкурс капитанов
Капитан каждой команды выходит к доске. Даются 6 задач, по 2 для каждого капитана, вес каждой из них - 7 баллов. В зависимости от степени решенности задачи начисляются очки соответствующей команде. Задачи выдаются капитанам на карточках. Помощь капитанам расценивается как нарушение дисциплины, штрафуется соответственно.
Задачи для капитана 1-ой команды:
-
(Алгебра, 9 класс, Абылкасымова А. Е., №165)
Найдите шестой член арифметической прогрессии: 3; 7; 11; ...
Решение: формула n-го члена арифметической прогрессии an=a1+(n-1)*d. В данно случае d = 7-3 = 4, посколько 7 является следующим после 3 членом. a1 = 3. Тогда шестой член а6 = 3+(6-1)*4 = 23.
Ответ: 23.
-
(Алгебра, 9 класс, Абылкасымова А. Е., №236)
Найдите сумму членов бесконечно убывающей геометрической прогрессии:
3; 1; ; ...
Решение: b1=3, q=1/3 = . Формула суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии: S=, где |q| < 1. Тогда
S=.
Ответ:
Задачи для капитана 2-ой команды:
-
(Алгебра, 9 класс, Абылкасымова А. Е., №165)
Найдите десятый член арифметической прогрессии: 3; 7; 11; ...
Решение: формула n-го члена арифметической прогрессии an=a1+(n-1)*d. В данно случае d = 7-3 = 4, посколько 7 является следующим после 3 членом.
a1 = 3. Тогда десятый член а10 = 3+(10-1)*4 = 39.
Ответ: 39.
-
(Алгебра, 9 класс, Абылкасымова А. Е., №236)
Найдите сумму членов бесконечно убывающей геометрической прогрессии:
; ; ;...
Решение: b1=, q=. Формула суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии: S=, где |q| < 1.
Тогда S=.
Ответ: 1.
Задачи для капитана 3-ей команды:
-
(Алгебра, 9 класс, Абылкасымова А. Е., №165)
Найдите двенадцатый член арифметической прогрессии: 3; 7; 11; ...
Решение: формула n-го члена арифметической прогрессии an=a1+(n-1)*d. В данно случае d = 7-3 = 4, посколько 7 является следующим после 3 членом.
a1 = 3. Тогда двенадцатый член
а12 = 3+(12-1)*4 = 47.
Ответ: 47.
-
(Алгебра, 9 класс, Абылкасымова А. Е., №236)
Найдите сумму членов бесконечно убывающей геометрической прогрессии:
8; -4;+2;...
Решение: b1=8, q=. Формула суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии: S=, где |q| < 1. Тогда
S=.
Ответ: .
Решение задач
3 общих задачи, одинаковые для каждой команды, выдаются одновременно, на карточках. На решение всех задач отсчитываются 6 минут, из расчета по 2 минуты на 1 задачу. По истечении времени с каждой команды собираются карточки и проверяются ответы. За каждую решенную задачу команде начисляется по 7 баллов. Если же правильно решены все 3 задачи, то начисляется 25 баллов. Задачи:
-
(Алгебра, 9 класс, Абылкасымова А. Е., с. 82)
Найти сумму первых 20 членов арифметической прогрессии:
1; 3,5; ...
Решение: а1 = 1,
а2 = 3,5, тогда d = 2,5. Тогда 20-ый член прогрессии равен:
a20 = 1 + 2,5 * (20-1) = 1 + 2,5 * 19 = 48,5. Теперь вычисляем искомую сумму: .
Ответ: 495.
-
(Алгебра, 9 класс, Абылкасымова А. Е., с. 89)
Найти шестой член геометрической прогрессии, если первый член равен 6, а знаменатель равен .
Решение: по формуле имеем:
Ответ: .
-
(Алгебра, 9 класс, Абылкасымова А. Е., с. 96)
Вычислить сумму первых пяти членов геометрической прогрессии: 6; 2; ; ...
Решение: , поэтому по формуле имеем:
Ответ: или