- Преподавателю
- Математика
- Материалы к педсовету. Развитие творческого потенциала учителя и учащихся при обучении математике
Материалы к педсовету. Развитие творческого потенциала учителя и учащихся при обучении математике
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Фирулина И.Л. |
Дата | 25.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Развитие творческого потенциала учителя и учащихся
при обучении математике Фирулина И. Л.
Каждого учителя волнует вопрос: как можно учить детей без двоек и без принуждения, как развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, как сделать учение радостным, творческим? Как показывает жизнь, эти задачи нельзя решить с помощью отдельных методических находок, одномоментно, за месяц или за год.
Необходима интеграция науки и практики, готовность учителя и ученика.
Будучи еще детьми, мы начинаем мыслить творчески. Каждая ситуация для нас была новая и требовала нового (творческого) подхода для её решения. Однако, постепенно, с возрастом часть людей «заключает» себя в некоторые рамки и забывает, что может быть творческой личностью.
Учитель должен сам овладеть моделью продуктивного познания и внедрять ее в своей деятельности, позднее ее можно внести в основу развития творческого потенциала учащегося.
Алгоритм, выработанный мною и используемый в педагогической практике выглядит так:
а) познание - знакомство с идеей, проблемой;
б) восприятие - сопоставление нового со своим опытом, переработка информации;
в) усвоение - сопоставление собственного опыта с опытом окружающих, установление причинно-следственных связей, рассмотрение существующих средств, методов, желание усовершенствовать то, что уже имеется;
г) выбор средств, методов нового действия, реализация, оценка результатов личностного влияния.
Одной из задач моей педагогической деятельности является - создание условий для творческого сотрудничества учащихся и учителя, взаимного уважения и ответственности, раскрытия творческих способностей учащихся в максимально благоприятных условиях организации учебно-воспитательного процесса.
Важным направлением моей деятельности как учителя, является организация разнообразных видов репродуктивной деятельности учащихся как ступеньки к творчеству.
Ещё М. Махмутов, анализируя положение школьного образования, определил, что базой любого творчества являются конкретные знания, умения и навыки. Это положение является для меня существенным для разрешения проблемы творческого развития учащихся в процессе обучения.
Как я учу работать с текстом учебника: ответы на вопросы, конспект, план, тезисы, «пометки на полях», составление кластера, - критическое мышление.
На определенном этапе, когда учащиеся овладевают разными видами репродуктивной и частично-поисковой деятельности, начинаю предлагать учащимся творческие задания: от простого к сложному.
Задачу можно назвать творческой, если ее идею учащийся осознает как потребность в поиске нового, неизвестного ему способа действий, удовлетворение которой возможно лишь через самостоятельное преодоление трудностей, которые возникают на пути достижения цели, поставленной условиями задачи.
Для успешного формирования у учащихся качеств творческой личности следует давать им максимум возможностей для испытания себя в творчестве. Усваивая опыт творческой деятельности, характерные для нее процедуры, учащиеся приобретают способности видоизменять те стереотипы мышления, которым они уже научились, учатся отказываться от стереотипов, конструировать новые подходы к осознанию ранее усвоенного или нового содержания.
Я исхожу из того, что на уроке математики формируется не только математическая грамотность, но и любовь к интеллектуальной деятельности, и нравственно-эстетическая культура.
Решение нестандартных задач; выполнений заданий на сообразительность, логику, с элементами исследования; решение эвристических задач; выход из проблемных ситуаций; выполнение заданий творческого характера; дидактические игры способствуют формированию самостоятельности мышления, воспитанию творческой активности, реализации не только образовательных, но и развивающих целей, вовлекают детей в творческую поисковую деятельность.
Однако, отсутствие подобных задач в учебниках, и недостаточное количество их в дополнительной литературе не позволяет учителю решить эту проблему быстро. Учитель должен сам, выявляя творческие способности учащихся, уметь составлять такие задания, для того, чтобы учащиеся могли реализовать в них все свои скрытые творческие возможности. Но творческие элементы сами по себе не гарантируют развитие творческих способностей. Для их достижения необходим и двигатель, который запустил бы в работу механизм мышления, то есть необходимы желания и воля - "мотивационная основа".
Поэтому даже самые полные и эффективные методы и методики лишь инструмент в руках учителя. Только умело, используя их можно добиться высокого результата.
Основным принципом любого урока считаю: востребованность темы и интерес к уроку, т.е. понимание где, когда этот материал учащемуся может пригодиться. Т.е. должна быть создана мотивация. А это уже творчество учителя!
Математика - точная наука. Но и в значительной мере является также и гуманитарной наукой, она имеет глубокую внутреннюю связь с поэзией, литературой, историей, искусством.
При этом использование поэзии и фрагментов из литературных произведений на уроках не является для меня самоцелью, а входит в урок как его составная часть и ни в коем случае не сводится только к созданию лирической атмосферы, а помогает более глубокому пониманию и осмыслению изучаемого, делает процесс обучения увлекательным и интересным.
Мир художественной литературы открывает перед учащимися широкие возможности познания природы во всем ее многообразии, приобщает к общекультурным ценностям
Использование художественной литературы, художественного слова на уроках математики создает положительный эмоциональный настрой у учащихся, способствует развитию их интереса к математике, истории, литературе, искусству. Как результат учащиеся с большим желанием выполняют такие творческие задания, как написание математических рассказов, сочинение стихов, посвященных изучаемым темам; иллюстрирование текстовых задач; работают над рефератами.
Приходя в школу, учащиеся должны углубляться в атмосферу творчества, поиска нового. Создание такой атмосферы - дело сложное, но необходимое.
И тогда, каким бы видом деятельности впоследствии ни занимался выпускник школы, опыт собственной творческой деятельности, широкий научный и художественно-эстетический кругозор, способность легко и естественно входить в творческое состояние, интеллектуальная гибкость позволят ему более полно раскрываться в самых разных сферах деятельности, создавать красоту в жизни, стать творцом самого себя.