Воспитательные аспекты на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитательные аспекты уроков математики.

Алферова Наталья Васильевна,

учитель математики муниципального бюджетного образовательного учреждения «Горячеключевская средняя общеобразовательного учреждения»

Омского района Омской области

Электронный адрес: [email protected]

Воспитание подрастающего поколения всегда остается приоритетной задачей образования в нашей стране. Но по-прежнему мы часто задаем вопрос: что важнее: знания или развитие личности ученика, его воспитание? Конечно, на мой взгляд, важнее воспитание и развитие личности ребенка, а знания - одно из средств достижения этой цели. Но, говоря о качестве знаний, проверяя его, мы пользуемся количественным показателем. На этот показатель рассчитаны наши контрольные задания, срезы и другие проверочные работы. Конечно, легче работать с тем учеником, который больше знает по предмету.

В.А. Сухомлинский утверждал, что "быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем. Воспитательная работа в процессе обучения - такой же целенаправленный, специально и преднамеренно организованный учителем процесс, в нем есть свои закономерности и особенности». Советский и российский педагог Владимир Абрамович Караковский писал: "Воспитательная работа в школе тем успешнее, чем больше она связана с учением- главным видом деятельности школьника, с другой стороны, учебный процесс тем эффективнее, чем он более насыщен воспитанием". И часто за рамками урока остаются вопросы: что дала ученикам та информация, которую они получили на уроке? Какие качества были приобретены учениками на уроке, и как урок способствовал развитию способностей учеников, как урок помог ученику в поиске ответов на жизненно важные вопросы? Каким же должен быть урок, чтобы принести пользу в воспитании подрастающего поколения?

Современный урок должен быть и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный. Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А ещё - действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности.

В соответствии с ФГОС для всех учебных предметов в рамках компетентностно-ориентированного урока, целью воспитания сегодня является достижение личностных результатов: формирование положительной мотивации к обучению; создание позитивного эмоционального отношения к уроку и учебному предмету; формирование коммуникативной компетенции, потребности в приобретении новых знаний через сотрудничество (умение работать в группе или в паре, представлять результат своей деятельности и деятельности группы, использовать приемы речевого общения в ходе коллективного обсуждения проблемы и принятия решения, уважать чужое мнение и отстаивать свою точку зрения).

Поэтому в уроке при реализации ФГОС второго поколения задача педагога:

  • Не только точно, но и творчески выполнять программно-методические требования к уроку;

  • учитывать обученность, обучаемость, учебные и воспитательные возможности учащихся;

  • выделять в содержание материала объект прочного усвоения;

  • продумывать ценностное основание выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке;

  • осуществлять практическую направленность учебного процесса;

  • сочетать фронтальные формы работы с групповыми и индивидуальными;

  • дифференцировать домашние задания;

  • обеспечить благоприятные гигиенические и эстетические условия;

  • в общение умело сочетать требовательность и уважение к личности учащегося;

Воспитательные цели любого урока относятся к воспитанию культуры личности: воспитывать такое-то качество; воспитывать /формировать ценностное отношение к тому-то; воспитывать бережное/уважительное отношение к тому-то; воспитывать неприятие того-то и т.д. Но на уроках математики, мы должны воспитывать отношения к математике как к части общечеловеческой культуры; формировать понимание значимости математики для научно-технического прогресса; воспитывать графическую культуру школьников. Воспитание на уроках математики, на мой взгляд, происходит: обогащением содержания материалом по истории науки; решением задач повышенной трудности и нестандартных задач; подчеркиванием силы и изящества методов вычислений, доказательств, преобразований и исследований; разнообразием уроков, нешаблонным их построением, включением в уроки элементов, придающих каждому уроку своеобразный характер, использованием ИКТ и наглядных пособий; активизацией познавательной деятельности учащихся на уроке, использованием форм самостоятельной и творческой работы; использованием различных форм обратной связи: систематическим проведением опроса, кратковременных устных и письменных контрольных работ, различных тестов, математических диктантов наряду с контрольными работами, предусмотренными планом; разнообразием домашних работ; установлением внутренних и межпредметных связей, показом и разъяснением применения математики в жизни, в технике, в производстве.

Можно выделить три основных направления реализации воспитательного потенциала урока:

  • Отбор содержания материала;

  • Совершенствования структуры урока;

  • Организация общения.

Решение текстовых задач является одним из средств воспитания. Ведь тематика задач может и должна быть разнообразной по содержанию, относится к разным областям человеческой деятельности. Задачи, составленные на местном материале, задачи исторические, патриотические, статистические, экономические, задачи-шутки должны отвечать учебным целям, должны быть связаны с изучаемой темой. Подобранные или лучше придуманные детьми задачи должны быть разнообразными по способам решения. Как вы думаете, какие задачи из предложенных в Приложении 1, с большим интересом будут решать обучающиеся? Какие из них окажут воспитательное воздействие? В силах каждого творческого учителя трансформировать обычную учебную задачу в задачу познавательную, воспитывающую, развивающую. Такие задачи можно предложить на уроке накануне великого праздника Дня Победы в Великой Отечественной войне.

Как часто мы слышим: «Зачем нам эти синусы и косинусы?» и здесь задача педагога опровергнуть эти скептические взгляды. Например, при изучении в 9 классе темы: «Правильные многоугольники» предложить детям разработать проекты по построению на местности n-угольных беседок для отдыха семьи, тем самым показать практическую значимость и жизненную необходимость в математике.

Воспитывает весь процесс обучения в целом, а это происходит тогда, когда мы не просто сообщаем знания, а всей своей работой, всей системой занятий учим школьников умению всю жизнь учиться, самостоятельно добывать знания, вырабатывать своё личное отношение к познаваемому, преодолевать трудности познания, создавать себя.

Формы организации деятельности на уроке, такие как парная, групповая дают ещё большую возможность социализации, формированию коммуникативности, самопознанию, самореализации, ответственности. Уроки педагогического сотрудничества, когда ученики учат учеников или отвечают за какую-то часть работы в совместном творчестве, способствуют воспитанию ответственности даже самого неуспешного обучающегося. Урок можно провести с предварительной подготовкой, каждая группа отвечает за определенный объём работы. Например, одна группа работает с учебником, другая черпает информацию из интернета, другие с дополнительными источниками, задачниками, Кимами и др. На следующем уроке идёт обмен информацией и расширение представлений обучающихся об изучаемом объекте, закрепление и различные виды контроля с сочетанием нескольких видов оценки.

Большое влияние на нравственное воспитание учащихся оказывает и личность учителя. 40 минут учитель наедине с классом, со своими учениками. В эти 40 минут ученик должен видеть учителя увлечённым, влюблённым в своё дело. В этом случае учитель сможет увлечь и ребят своим примером, включить всех в творческий поиск (решение задач, упражнений; доказательство теорем разными способами, выделяя наиболее рациональные). На таких уроках главным содержанием работы становится не только усвоение теоретического материала курса, но и выработка коллективной оценки методов решения математических задач. Но самыми сильными воспитательными моментами на уроках, особенно в старших классах, являются те, когда учитель мыслит вслух, ведёт мысль учащихся, ищет правильный ход решения вопроса, что - то отвергает, заменяет по ходу, объясняя почему, задумывается, приглашает как бы посмотреть вперёд, к чему это приведёт. Это захватывает всех учеников; они сообща ищут решение того или иного вопроса, занимают активную позицию, создающую настрой коллективного поиска. Радость такого поиска рождается именно на таких уроках. Научить мыслить может только мысль. Поэтому учителю необходимо найти время: послушать каждого ученика, дать возможность каждому из них принять участие в поиске, правильно, логично построить ответ.

Творческий учитель при реализации воспитательного аспекта урока должен при планировании урока учитывать диагностику уровня воспитанности ученика и класса в целом; продумывать виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с поставленными целями; осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока; использовать на этапе актуализации инновационные технологии; использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие; применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на ребенка и в плане успеха и в случае неудач; проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока.

Конечно, воспитание- это долгий и разносторонний процесс, и учитель не может отвечать за всё, что влияет на формирование личности: социальную среду, семью, друзей, жизненные ситуации и др. Но уже сейчас, в школьные годы, мы должны заложить в ребенка зачатки нравственности, показать красоту и эстетику окружающего мира, научить решать жизненные ситуации с точки зрения нравственных и этических позиций, организовать обучение так, чтобы оно было для ученика наполнено положительными эмоциями.



Приложение 1.

1.Вычислите значение выражения:

8,45 + (346 - 83,6):12,8 +1910,05

1.Вычислите год начала второй Мировой войны:

8,45 + (346 - 83,6):12,8+1910,05

2. У Васи 650 марок, а у Пети на 185 марок меньше и на 20 марок больше, чем у Саши. Найдите количество марок у Пети и у Саши и сравните их с количеством марок у Васи.

2. Максимальная скорость советского истребителя военного времени "ЯК-3" 650 км/ч, а немецкого истребителя "Мессершмидт-109" на 185 км/ч меньше скорости "ЯК-3" и на 20 км/ч больше истребителя "Фокке-Вульф-190-А". Найдите скорости немецких истребителей и сравните их со скоростью "ЯК-3".

3. Найдите число, 1/9 которого составляет 100.

3.Сколько дней длилась блокада Ленинграда, если известно, что 100 дней город жил без воздушной тревоги, что составляет 1/9 часть всего срока блокады.

4.Решите уравнение:

( х + 3 7/8 ) - 2 5/8 = 1 3/8 .

4.Решите уравнение:

( х + 3 7/8 ) - 2 5/8 = 1 3/8 . Такую часть от килограммовой буханки хлеба составлял паёк рабочего на день в 1942 году. Дайте ответ в граммах.



© 2010-2022