Статья «О Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта»

Данная статья дает краткое представление о разрабатываемом специалистами Института коррекционной педагогики РАО Специальном Федеральном государственном образовательном стандарте, его назначении и актуальности. Дается понятие инклюзивного образования.Описываются уровни образования для детей с ОВЗ, обеспечивающие  ребенку сопоставимые с его потенциалом академические знания, умения и навыки и возможность их реализации в жизни.Материал может быть полезен дефектологам, логопедам, учителям и руководит...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О Концепции Специального Федерального государственного образовательного стандарта

Во времена СССР система общего образования имела свои плюсы и минусы. К одному из плюсов можно было отнести выстроенную систему образования для детей с особыми образовательными потребностями. Так в общеобразовательных школах, если у ребенка с сохранным интеллектом возникали трудности в усвоении трехлетней программы начального образования, после консультации психолога и логопеда, после посещения городской психолого-медико-педагогической комиссии, ученику предоставляли возможность получить данное образование в этой же школе, но в коррекционном классе. Коррекционные классы, как правило, работали по традиционной программе. Наполняемость классов была 12 - 15 человек. Период начального образования в таких классах был увеличен с трех до четырех лет. К пятому классу ученикам, успешно освоившим программу начального образования, предоставляли возможность обучаться далее в общеобразовательном классе. Такая система работы приносила свои плоды: ученику давали возможность при дополнительной коррекционной поддержке приобрести необходимые знания и выработать учебные умения; учителя могли наблюдать развитие ребенка, его продвижение от неуспеха к успеху в динамике.

Эпоха перемен внесла свои коррективы в систему образования, в том числе это коснулось и детей с особыми образовательными нуждами. Коррекционные классы практически исчезли. Начальная школа перешла на четырехлетнее образование с обновленным, очень насыщенным содержанием. Где и как должны обучаться дети с пограничными состояниями, которым предписывают обучение по программе VII вида (или программе для детей с задержкой психического развития), если таких школ и классов не существует?

Становится актуальным вопрос инклюзии. Инклюзивное образование (фр. inclusif - включающий в себя, лат. include - заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями (Wikipedia).

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения недостаточно полно раскрывает механизм инклюзивного образования. Поэтому, ведущими специалистами Института коррекционной педагогики РАО была разработана Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (ограниченные возможности здоровья здесь трактуются очень широко, не подразумевая только детей-инвалидов).

СФГОС рассматривается как неотъемлемая часть стандарта общего образования, поэтому предмет стандартизации образования детей с ОВЗ практически совпадает с общим. Предметом стандартизации являются:

  • результаты образования на каждой ступени;

  • структура основной образовательной программы;

  • условия, необходимые для получения образования;

  • конечный уровень образования (цензовый, нецензовый, индивидуальный).

В то же время предмет стандартизации специфичен, поскольку адресован разнородной группе школьников с ОВЗ, имеющих не только общие, но и особые образовательные потребности. Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ настолько велик, что единый итоговый уровень школьного образования невозможен. В связи с этим выделяются несколько уровней образования, соответствующих диапазону возможностей детей с ОВЗ.

Каждый стандартизируемый уровень образования должен обеспечить ребенку не только сопоставимые с его потенциалом академические знания, умения и навыки, но и способность их реализации в жизни для достижения личных целей. В структуре программ выделяют два основных компонента: «академической» (А) и «жизненной компетенции» (Ж).

I уровень школьного образования детей с ОВЗ - цензовый, в целом соответствует уровню образования здоровых сверстников к моменту окончания школы, с учетом особых образовательных потребностей в обоих компонентах (А и Ж).

II уровень школьного образования детей с ОВЗ - нецензовый. Содержание образования значительно изменено за счет редуцирования его академического компонента и расширения области жизненной компетенции.

III уровень школьного образования детей с ОВЗ - нецензовый, индивидуальный. А- компонент сокращен до полезных ребенку элементов академических знаний, Ж-компонент максимально расширен для получения ребенком навыков коммуникации и социально-бытовой адаптации.

Соотношение уровней образования по наполняемости академической и жизненной компетенциями выглядит следующим образом.

I уровень

А

Ж

II уровень

А

Ж

III уровень

А

Ж

Таким образом, учителя общеобразовательных школ смогут осуществлять обучение наиболее «благополучных» детей с ОВЗ, чье психическое развитие близко к возрастной норме (ЗПР I - II уровня), в соответствии с I уровнем данной модели. Учащиеся с особыми потребностями получат право на качественное образование, соответствующее их возможностям и потребностям.

Инструментом решения возникающих на практике проблем должен стать Специальный дифференцированный Федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ОВЗ. СФГОС, в котором представлен набор вариантов стандарта (от цензового уровня до индивидуального) для каждой категории детей с ОВЗ, будет полезен не только обучающимся, но и учителям общеобразовательных и коррекционных школ, логопедам, дефектологам, психологам, социальным педагогам, поскольку он раскроет механизм взаимодействия школы, семьи и ребенка с ОВЗ, и позволит на качественно новом уровне осуществлять инклюзивное образование.

Литература:

  1. Концепция СФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья/ [Н.Н.Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова]. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014.

  2. Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования детей с задержкой психического развития/ [И. А. Коробейников, Е. Л. Инденбаум, Н. В. Бабкина]. - М.: Просвещение, 2013.

© 2010-2022