• Преподавателю
  • Математика
  • ВЫСТУПЛЕНИЕ НА АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ТЕМЕ «ПРОГРАММА СЕМИ МОДУЛЕЙ В МОДЕРНИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ТЕМЕ «ПРОГРАММА СЕМИ МОДУЛЕЙ В МОДЕРНИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ»

Я всегда задумывалась, почему не все дети активно участвуют в учебном процессе, и какая же нужна мотивация для учеников, и что нужно изменить в моей деятельности преподавания. Кризис образования конца XX века привел к глобальному реформированию современной системы образования Республики Казахстан. Формирование новой национальной модели средней школы, нацеленной на интеграцию Казахстана в общемировое образовательное пространство, изменение образовательной парадигмы – от знаниевой к компетентностн...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО ТЕМЕ «ПРОГРАММА СЕМИ МОДУЛЕЙ В МОДЕРНИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ»

«Нельзя человека научить на всю жизнь,

его надо научить учиться всю жизнь»


Я всегда задумывалась, почему не все дети активно участвуют в учебном процессе, и какая же нужна мотивация для учеников, и что нужно изменить в моей деятельности преподавания.

Кризис образования конца XX века привел к глобальному реформированию современной системы образования Республики Казахстан. Формирование новой национальной модели средней школы, нацеленной на интеграцию Казахстана в общемировое образовательное пространство, изменение образовательной парадигмы - от знаниевой к компетентностной - выдвинуты государством в качестве стратегических целей. Новая Программа повышения квалификации педагогов полностью соответствует Государственной программе развития образования Республики Казахстан.

На курсах повышения квалификации педагогов я ознакомилась с новыми методами преподавания.

Понимание обучения с социоконструктивистской точки зрения (Vygotsky, 1978, Wood, 1998) лежит в основе «Новых подходов в преподавании и обучении», изложенных в настоящей Программе. Дети являются активными обучающимися, которые строят свое собственное понимание, исходя из личных исследований и социального взаимодействия. Педагогические подходы, известные как «преподавание и обучение на основе диалога» (Mercer, 1995, Alexander, 2008) и метасознание, или «Обучение тому, как учиться» (Flavell, 1976, Vygotsky, 1978), служат в качестве важных современных интерпретаций социоконструктивистских идей. Несмотря на то

что идеи, рассматриваемые во всех семи модулях, также можно считать новыми подходами в преподавании и обучении, лишь «Обучение через диалог» и «Обучение тому, как обучаться» рассматривается в рамках именно новых подходов, поскольку они находятся в тесной взаимосвязи с социоконструктивистской точкой зрения. Обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся построить и развить свое собственное мышление. «Обучение тому, как учиться», или метасознание, направлено на оказание помощи учащимся в понимании и принятии ответственности за собственное обучение таким образом, чтобы в дальнейшем продолжить обучение самостоятельно. Именно поэтому я включила в свою серию уроков работу в группах. Результат - все ученики активно работают в течении всего времени. Например, провожу урок в виде игры-соревнования. Учащиеся были разбиты на равносильные группы - это были команды, которые приняли участие в гонках. На одной из станций надо было выполнить письменную работу. После самостоятельного выполнения, сверяли ответы, разбирали ошибки в группах. На уроке организовано сотрудничество учеников. Ученики свободно и открыто выражают свое мнение, без опасения критики. И это не только благодаря диалогическому обучению, но и тому, что я теперь умею правильно реагировать на ответы учеников. Раньше я считала правильным, сказать ученику, что он не прав и отвечает неверно. Рэгг и Браун (2001) предлагают несколько типов реакций на ответы и комментарии учеников. Придерживаясь их, я получила невероятный результат. Теперь у меня на уроке все учащиеся хотят отвечать, они не боятся выходить к доске, высказывать свое мнение мне и своим одноклассникам. Ученики стали активными участниками учебного процесса. Они активно отвечают на уроках, не боятся высказывать своё мнение, ведут обсуждение между собой.

Харгривс и Гэлтон (2002) обнаружили, что в среднем учитель ждет около двух секунд перед тем, как либо повторить вопрос, перефразировать его и задать другому ученику, либо уточнить его самому. Увеличение времени ожидания с трех до семи секунд на размышление (в частности, для сложных ответов) позволяет ученикам корректировать, уточнять и «шлифовать» свои ответы. Давать детям возможность и время на размышления очень важно при работе по развитию критического мышления учеников. Дети должны развивать критическое мышление и навыки исследования, которые позволят им участвовать эффективно и благополучно в более широких коммуникативных процессах, к которым у них имеется увеличивающийся доступ (Wolfe and Alexander, 2008). Например, предлагаю детям выбрать себе задание из предложенных. С целью обратить внимание и разъяснить и научить делать умозаключения на основе наблюдений, я задаю детям вопрос: - Кто выбрал, какое задание и почему? Продолжая работу по развитию критического мышления, раздаю ученикам задания, а после спрашиваю:

- Как вы думаете, зачем мы выполняем данное задание?

- Какой можно сделать вывод?

Во время обучения на курсах я осознала всю важность оценивания учащихся. Понимание эффективной оценки обучения и эффективной оценки для обучения тесно связано со всеми новыми подходами в преподавании и обучении. Теперь я уделяю должное внимание подведению итога урока и оцениванию учеников, используя как формативное так и суммативное оценивание. Важно, когда дети сами себя оценивают. Например, чтобы узнать, какой вывод сделали дети для себя после самопроверки выполнения самостоятельной работы, я провела формативное оценивание (учащиеся показали соответственные смайлики). То есть в начале повторения, оценивание учащихся по итогам выполнения входного теста содержало в себе побуждающие для ученика стимулы, способствовало тому, чтобы у ученика проснулось желание учиться, желание узнать больше, основательнее, глубже. Разработав критерии оценивания вместе с учащимися, я добилась, что оценка стала понятна ученику и воспринимается им как объективная. Я планирую в дальнейшем продолжить работу по внедрению в мою практику формативного оценивания, а также разработку критериев оценивания вместе с учащимися. Использую взаимооценивание, так как считаю, что взаимооценка - важнейшая составляющая оценочной деятельности на уроке. Например, взаимная проверка домашней работы побуждает ученика быть на уроке в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше.

Также при составлении уроков я учитываю возрастные особенности учеников. Так как учащиеся класса в возрасте 11-12 лет, с целью привлечения и концентрации внимания использую на уроках ИКТ, включаю различные игровые моменты, провожу физминутку. Применение презентации на уроке усиливает игровой момент, позволяет ненавязчиво включить в игру повторение. Единый дизайн оформления презентации способствует воспитанию эстетического вкуса у детей; эффект постепенного появления позволяет превратить письменную работу в игровой момент интеллектуального развлечения; позволяет сократить время на проверку правильности выполнения работы в группе и зрительно разделить урок для детей на логические этапы.

Включая в свою практику обучение талантливых и одаренных детей, я продумываю и тщательно планирую индивидуальные задания. В данном классе я выявила двоих наиболее успешных детей по математике. У них превосходная память, они быстрее других выполняют задания и предлагают оригинальные решения, занимаются самообразованием. Я планирую организовать с ними проектную деятельность. Дифференцированное обучение направлено на удовлетворение потребностей учащихся. Задания составляю с учетом требований по таксономии Блюма.

Я считаю, что работа была на самом деле успешной. Отношение учащихся к уроку математики положительное, это видно из результатов диагностической работы по изучению отношения обучающихся к уроку.

Обучение на курсах определило моё движение вперед, я училась, как научить учеников учиться. Ученик становится активным участником в добывании знаний. Сам делает выводы и умозаключения из полученной информации. Ему становится интересно, если он видит, что его знания необходимы, применимы в жизни. И тогда он учится осознанно. По критериям оценивания, разработанными детьми под моим руководством, проведена проверка выходного теста.

По результатам, изображенным на диаграмме, можно с уверенностью утверждать, что благодаря включению в образовательный процесс 7 модулей, повысилась успеваемость учащихся и возрос процент качества знаний.

Во время выполнения заданий в школе в период дистанционного обучения мне было очень интересно наблюдать за изменениями, которые происходили с моими детьми и со мной. Теперь я знаю, как построить урок, чтобы он прошёл наиболее продуктивно, чтобы в процесс обучения вовлечь всех учеников. Чтобы ученики могли продемонстрировать свои знания, выслушать мнения других, подвергнуть сомнению свои предположения и прийти к определенному выводу. Я научилась по-новому смотреть на подходы в преподавании.

Для меня эти курсы открыли новый взгляд на стиль преподавания.

Мои изменения на практике будут постоянно внедряться в школе.

Учитель математики и информатики

школы- лицей № 14

Тымкив Елена Ивановна


© 2010-2022