Стратегия смыслового чтения и работа с текстом на уроках математики

Данный материал позволяет определить стратегию    учителя  математики,работающего в 5-9 классах, по развитию навыков  смыслового чтения и работе с текстом у учащихся различных классов А так же развития навыков поиска различной информации и   критического анализа  правдоподобности  данной информации . Развитие навыков понимания  прочитанного материала. Для каждого класса определен уровень умений и навыков работы с текстом, овладение которыми является обязательным для учащихся того или иного класс...
Раздел Математика
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Стратегия смыслового чтения и работы с текстом на уроках математики в неполной

средней школе.

Учитель Ланцова Татьяна Анатольевна гбоу лицей 101 Санкт - Петербург.
В «Стратегии модернизации содержания общего образования» отмечено, что развивающемуся обществу необходимы современно образованные, предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к постоянному обновлению и повышению уровня своих знаний.

Суть и смысл современного полного общего среднего образования состоит в формировании выпускника, способного к самостоятельной познавательной деятельности,анализу получаемой инфорации и преобразованию профессиональной среды , где ориентация направленая на компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности и творческую реализацию личности приобретают приоритетный смысл и значение.Компетентностное обучение становится перспективным, так как учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер,что наиболее важно в условиях современного развитея общества.

Необходимо заметить, что введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. А так же,что особенно важно в современных условиях информационных войн ,критического анализа информации полученной в той или иной форме( в тексте на бумажном носителе и в интернете , а так же по ТВ, СМИ)

Перед каждым учителем, который видят свое назначение в том, чтобы создать условия каждому ученику для свободного саморазвития, так или иначе встает следующая проблема: «Как научить учеников самостоятельно работать с текстом,,какие умения и навыки являются для ученика обязательными в том или ином классе, а какие можно обозначить как продвинутый- повышенный уровень ». Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником математики на каждом уроке и дома по следующим этапам: Постановка целей и задач до чтения текста. Анализ текста во время чтения.И обсуждение - анализ после прочтения текста. Умения и навыки работы с текстом учебника в последствии призваны помочь каждому ребенку в успешном самообразовании.Систематическая и планомерная работа по формированию умений работы с текстом включает разнообразные аспекты, пополняясь ими в разных возрастных группах. Формирование навыков самостоятельной работы с книгой требует работы с учебником и на этапе закрепления пройденного материала и при изучении нового.


Обязательный уровень

Повышенный уровень

5-6 классы

Ориентироваться в тексте задачи.Опеделять главное,составлятьлогическое обоснование для уравнения.Сопосталять и обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей.Решать учебно - позновательные и учебно- практические задачи, требующие полногокритеческого пониания текста. Определять назначение различных видов текста.атеатических понятий, математических правил,задач, диаграмм.графиков, таблиц, формул.Ставить перед собой цель чтения , выдел полезную в данный моент информацию.

7 класс

Сопосталять и обнаруживать соответствие между частью текста и соответствующим рисунком, графиком,чертежом,диаграммой.

Находить в тексте требуемую информацию,решать учебно- позновательные и практические задачи, требующие критического понимания текста.Определять назначение различных видов текста.Выделять ,нужную на данный момент информацию.Сопоставлять необхоимые текстовые и внетекстовые компоненты.Объснять смысл и назначение диаграмм, таблиц, графиков.

8 класс

Выделять главную и избыточную информацию. Сравнивать и сопоставлять заключенную в тексте информацию различного характера и внетекстовый компонент.Сформулированным вопросом объяснять назначение геометрического чертеж,графика и его конкретной части.Формулировать на основе текста систему логических аргуентов, доводов при решении задач и доказательстве теорем. Находить в тексте требуемую информацию , необходимую для решения задач различного характера.

9 класс

Структурировать текст используя нумерацию страниц , ссылки.таблицы, изображения , графики. Сопоставлять различные точки зрения и различные источники информации по заданной теме. Формировать на основе данного текста систему аргументов для обоснования того или иного решения. Проводить проверку проведенного решения .Выделять необходимую на данный момент инфорацию, необходиую для решения тех или иных поставленных задач. Решать учебно- позновательные и учебно - практические задачи, используя различные виды текстов. Уметь прогнозировать последовательность изложений текста. Интепретировать текст.Обнаруживать в тексте доводы и подтверждения выдвинутых тезисов . Находить доводы в защиту своей точки зрения. Преобразововать текст, используя различные форы представления информации: формулы, графики,диаграммы , таблицы.Переходить от одного представления данных к другому. Интепретировать текст.Решать учебно- позновательные и учебно- практические задачи,требующие полного и практического понимани текста.

5-6 классы

Сопоставлять и обнаруживать соответствие между частью текста и соответсвующим рисунком. Объяснять назначение рисунка, диаграммы, таблицы, графика.Сопоставлять диаграммы и графики с текстом задачи и по данным диаграммам и графикам составлять текст ,соответствующий поставленной задачи.



7 класс

Сравнивать и сопоставлять заключенную в тексте информацию различного характера. Сопоставлять текстовые и внетекстовые компоненты. Сформулированным вопросом объяснять назначение геометрического рисунка,пояснять геометрический чертеж. Части графика. Таблицы. Формировать на основе текста систему аргументов( доводов)при решении геометрических задач и доказательств теорем.

8 класс

Структурировать текст, используя нумерацию страниц,ссылки . Использовать в тексте таблицы , диаграммы и графики.Сопоставлять различные точки зрения и источники информации по данной теме. Формировать на основе текста систему аргументов для обоснования того или иного решения.Перефразировать текст в соответствии с поставленными задачами. Проводить проверку проведенного решения.

Сопоставлять различные точки зрения и различные источники информации по данной теме. Выполнять смысловое сверивание выделенных фактов и мыслей. Связывать инфорцию, обнруженную в тексте со знаниями ,полученными из других источников Оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих знаний о предмете. Находить доводы в защиту своей точки зрения.

9 класс.

Выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализом поддекста . Связывать информацию, полученную в тексте с личным опытом.

Прогнозировать последовательность изложения идей текста. Интепретировать текст, используя различные диаграммы , графики, рисунки, чертежи( в том числе и динамические - электронные в практических задачах). Обнаруживать в тексте доводы и подтверждения выдвинутых тезисов.Делать выводы из сформулированных посылов.На основе иеющихся данных ,знаний , личного опытаподвергать сомнению достоверность полученной информации. Обнаруживать недостоверность в этой информации,находить пробелы в информациии .Находить пути восстановления этих пробелов. В процессе работы с текстом выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию,используя полученный опыт восприятия информационных объектов , высказывать оценочное суждение о прочитанном тексте. Находить способы проверки достоверности конфликтной информации.


© 2010-2022