Рабочая программа предметного курса

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Пинигинская СОШ


Рассмотрено Согласовано

на заседании метод. совета зам.директора по УВР

МАОУ

МАОУ Пинигинской СОШ Пинигинской СОШ

протокол № ______ ______ Знаменщикова С.И.

от «__» _________ 2015г. «____» __________ 2015г.

Утверждаю

Директор МАОУ

Пинигинской СОШ

_________В.Ф.Виноградов

Приказ № ________

«_____» ________2015г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


предметного курса


«Математическая карусель»


в 5 классе






Составитель:

Музалёва Марина

Александровна

учитель математики






2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 класса и реализуется на основе следующих документов:

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике, утвержденный приказом Минобразования РФ от 05.03.2004г. №1089. (Опубликован в журнале «Математика в школе» - 2004г, №4, с.4 )

Преподавание ведется - 1 час в неделю, всего 35 часов.

Цель курса:

- развитие творческих способностей,

- логического мышления,

- углубление знаний, полученных на уроке,

- расширение общего кругозора ребенка в процессе живого и забавного рассмотрения различных

практических задач и вопросов, решаемых с помощью одной арифметики или первоначальных

понятий об элементарной геометрии,

- изучение интересных фактов из истории математики.

- воспитание настойчивости, инициативы в процессе учебной деятельности;

- формирование психологической готовности учащихся решать трудные и нестандартные задачи.

Задачи курса:

  • привитие интереса учащимся к математике;

  • углубление и расширение знаний учащихся по математике;

  • развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся при решении текстовых задач;

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;

  • повышение математической культуры ученика;

  • воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.

Общая характеристика предмета

Предметный курс является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Он способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, данный курс по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.

В содержание курса включены исторические аспекты возникновения чисел, вычислений и математических знаков, жизнь и работа великих математиков, введены понятия геометрических фигур и терминов геометрии. Рассматриваются различные практические вопросы и задачи, игры, ребусы, головоломки, софизмы, фольклор, логические задачи, которые не требуют дополнительных знаний, но зато практика их решения учит мыслить логически, развивает сообразительность, память и внимание, решать логические задачи полезно и интересно. Проводится подготовка к олимпиаде по математике.

Содержание программы


Тема №1. История математики ( 3ч)

История возникновения цифр и чисел. Числа великаны. Великие математики древности. Числовые лилипуты. Старинная система мер

Тема №2. Приемы устного счета (5ч) Приемы умножения и деления. Некоторые особые случаи счета Собирательный способ умножения двух произвольных двузначных чисел. Умножение трехзначных чисел, у которых число десятков одинаково, а цифры единиц составляют в сумме 10. Возведение в квадрат чисел, заканчивающихся цифрой 5. Умножение чисел на 11, 111, 1111, 101, 1001, 10101.

Тема №3. Математический Ералаш (6ч)

Математические ребусы. Задачи в стихах, задачи-шутки, головоломки

Тема №4. Логические задачи (6ч)

Понятие логических задач. Выделение в задаче данных и искомых величин. Построение цепочек. Доказательство истинности или ложности утверждений.

Тема №5. Текстовые задачи и техника их решения (7ч)

Текстовые задачи. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовой задачи арифметическими приемами (по действиям). Решение задач методом составления уравнения. Решения текстовой задачи с помощью графика. Чертеж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели.

Тема №6. Геометрические задачи (6ч)

Задачи со спичками. Задачи на разрезание. Задачи на перекраивание. Геометрические головоломки. Геометрические иллюзии

Итоговое повторение (2ч)

Результаты изучения предмета

По окончании обучения учащиеся должны знать:

  • нестандартные методы решения различных математических задач;

  • логические приемы, применяемые при решении задач;

  • историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.

По окончании обучения учащиеся должны уметь:

  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

  • систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

  • применять нестандартные методы при решении программных задач

Календарно - тематическое планирование

5 класс

Количество часов за год:

Всего _____35ч___В неделю ____1ч _________

Плановых самостоятельных работ _3_


№ урока

Содержание курса

Всего часов

Вид занятия

Виды самостоятельной работы

Дата проведения

Планируемая

Фактическая


Тема №1. История математики





1

История возникновения цифр и чисел. Числа великаны. Числовые лилипуты

1

Комбинированный урок


4.09


2

Старинная система мер

1

Комбинированный урок


11.09


3

Великие математики древности

1

Комбинированный урок


18.09



Тема №2. Приемы устного счета





4

Приемы умножения и деления.

2

Комбинированный урок


25.09

2.10


5

Возведение в квадрат чисел, заканчивающихся цифрой 5. Умножение чисел на 11, 111, 1111, 101, 1001, 10101.

3

Урок проверки и коррекции знаний

с/р

9.10, 16.10,

23.10



Тема №3. Математический

Ералаш





6-7

Математические ребусы

3

Комбинированный урок


30.10; 13.10; 20.10


8

Задачи в стихах, задачи-шутки, головоломки

3

Комбинированный урок


27.10; 6.11; 13.11



Тема №4. Логические задачи





9

Понятие логических задач. Выделение в задаче данных и искомых величин

3

Комбинированный урок


20.11; 27.11;4.12


10-11

Доказательство истинности или ложности утверждений

3

Урок проверки и коррекции знаний

с/р

11.12, 18.12, 25.12



Тема №5. Текстовые задачи и техника их решения





12

Задачи на движение

2

Комбинированный урок


15.01, 22.01


13

Задачи на проценты

2

Комбинированный урок


29.01,6.02


14

Решение задач методом составления уравнения. Решения текстовой задачи с помощью графика. Чертеж к текстовой задаче и его значение

3

Комбинированный урок


13.02,20.02,27.02



Тема №6. Геометрические задачи





15

Задачи со спичками

3

Комбинированный урок


5.03, 12.03,19.03


16

Задачи на разрезание. Задачи на перекраивание. Геометрические головоломки.

3

Урок проверки и коррекции знаний

с/р

26.03, 3.04,10.03


17

Итоговое повторение

Урок

повторения

Устн упр

17.03, 15.04



Итого

35ч






Тематическое планирование 5 класс


№ n/n

Наименование разделов и тем

Максим. нагрузка (ч.)

Из них

Самостоятельные работы, практические работы, тесты

Теоретическое обучение + решение задач (ч.)

Решение задач (ч.)

Контрольная работа (ч.)

I

История математики

1

2

-

-

II

Приемы устного счета

1

4

-

1

III

Математический ералаш

1

5

-

-

IV

Логические задачи

2

4

-

1

V

Текстовые задачи и техника их решения

2

5

-

-

VI

Геометрические задачи

2

4

-

1


Итоговое повторение

-

2

-

-


Итого

35

9

26

-

3

Учебно-методическое обеспечение


  1. А.П. Савин Занимательные математические задачи «АСТ» Москва, 1995

  2. И.Н. Петрова Проценты на все случаи жизни. Челябинск, 1996

  3. Л.М. Лихтарников Занимательные логические задачи. «МИК»

С.-Петербург, 1996

  1. Л.М. Лихтарников Числовые ребусы, способы их решения. «МИК»

С.-Петербург,1996

  1. М. Гарднер Математические чудеса и тайны. «Наука» Москва, 1986

Материально-техническое обеспечение

1.Презентации, учебные диски

2.Компьютер, экран, мультимедийный проектор


© 2010-2022