Методика использования информационных и телекоммуникационных технологий в обучении

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных  технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение  информационных  потоков в обществе, образуя глобальное информационное  пространство. Неотъемлемой  и  важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое  информационно-образовательное  пространст... С развитием  информационных   технологий  профессиональная деятельность учителя выходит за рамки классно-урочной системы  и  активизируется в сети Интернет. Она представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика средствами Интернет. В современных условиях расширяются возможности для самообразования, совершенствования профессиональных качеств самого учителя.
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методика использования информационных и телекоммуникационных технологий в обучении

Введение

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство.

С развитием информационных технологий профессиональная деятельность учителя выходит за рамки классно-урочной системы и активизируется в сети Интернет. Она представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика средствами Интернет. В современных условиях расширяются возможности для самообразования, совершенствования профессиональных качеств самого учителя.

Усиление роли ИКТ в образовании делает необходимым формирование информационно-коммуникационной компетенции учителей. Умение применять ИКТ для решения профессиональных проблем и задач в реальных ситуациях педагогической деятельности способствует реализации личностно-ориентированной парадигмы образования.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют собирать, обрабатывать, хранить, распространять, отображать различного рода информацию и с помощью электронных средств коммуникации осуществлять взаимодействие людей, территориально удалѐнных друг от друга. Для профессионального взаимодействия учителей в сети необходимы знания, умения и навыки использования ИКТ в педагогической деятельности.

Электронные библиотеки, мультимедиа, системы оперативного поиска, обработки и передачи информации, системы автоматизации различных форм деятельности контроля, учета и управления, электронная почта и Интернет и т.д. - все это сегодня достаточно эффективно используются учителями предметниками. использование каких ИКТ могут иметь педагогическую ценность на данном уроке?

 помогут ли выбранные средства ИКТ учителю и учащимся в достижении целей данного урока?

 будут ли результаты данного урока хуже, если не использовать данные средства ИКТ?

Сегодня разрабатываются и разработаны различные компьютерные программы для сферы образования для различных категорий обучающихся и для различных форм обучения.

Однако многие педагогические программные продукты рационально не вписываются в рамки современного традиционного урока, в систему учитель-ученик. Более того, спонтанное и насильственное внедрение подобных ИКТ в учебный процесс только мешают решению дидактических задач.

Основной проблемой в современном учебном заведении является рациональный отбор методов обучении, причем речь идет лишь о тех методах, которые значительно интенсифицируют формирование познавательной (ПС) студентов при изучении математических дисциплин. К таким методам можно отнести: метод информационной накачки, метод постановки и решения (коллективного и индивидуального) проблемных и творческих задач, вопросно- развивающая беседа, метод укрупненных проблем, обучающее - развивающий контроль.

Метод информационной накачки способствует реализации в процессе обучения основных требований концепции «сжатия» (обобщения, укрупнения, систематизации) знаний с использованием инженерии знаний. С этой целью рассматриваются всевозможные типы моделей представления знаний в компактном, удобном для использования виде. Среди них: логическая модель, продукционная модель, модель семантической сети. При обучении математике специфику метода информационной накачки наиболее полно отражает метод укрупнения дидактических единиц (УДЕ). Он содержит в себе элементы диалогического и исследовательского метода.

Метод постановки и решения проблемных и творческих задач базируется на организации проблемных и творческих ситуаций и их разрешении в процессе совместной деятельности студентов и преподавателя. Решение проблем, представленных студентам в виде познавательных задач, вопросов, заданий, упражнений в аудиторное время требует от них мыслительной активности и разнообразной деятельности.

Обобщая сказанное, можно отметить, что составленный таким образом комплекс методов, гармонически сочетает наиболее рациональные элементы каждого из указанных методов обучения для достижения конечной цели в процессе формирования познавательной самостоятельности студентов и решения различных дидактических задач.

ПУТИ ЭФФЕКТИВНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


На сегодняшний день мы не можем не задумываться над тем, что ожидает наших учащихся, так как квалификационные знания в современном информационном пространстве скоро устаревают.

Студенты должны освоить новые жизненно необходимые навыки в связи с тем, что информационные технологии не только быстро меняются но и вс глубже проникают в нашу жизнь.

Изучив современную образовательную концепцию, мы выделили для себя основные компоненты, которым должны научить студента:

 оперативно работать с информацией, производя ее классификацию;

 принимать участие в определении собственной образовательной траектории и

уровня образования;

 готовиться к непрерывному продолжению образования;

 стимулировать интегрирование новых идей, проектов.

Какие условия необходимы для достижения качества обучения и самореализации личности?

Сегодня большую роль играет внедрение в процесс обучения метода проектов через самостоятельную, творческую деятельность студента, соответствующую его личным интересам, характеру и уровню интеллекта.

Творчество - это высшая форма активной и самостоятельной деятельности человека, а в проекте осуществляется самовыражение, самораскрытие личности учащегося. Результатом активного внедрения метода проектов на уроках является компетентность учащихся и конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности:

 опыт работы с большим объемом информации;

 опыт проведения презентации;

 умение оценивать ситуацию и принимать решения;

 умение структурировать информацию;

 умение индивидуально планировать работу;

 умение работать в команде.

Главным признаком того, что данная работа стремится решить задачи обучения студентов телекоммуникационным навыкам, может служить тот факт, что приобретенные навыки учащиеся применяют во внеурочной, общественной и социальной деятельности.

Например, учащиеся

 создают презентации для проведения открытых защит рефератов, курсовых работ, семинаров, конкурсов, научно-исследовательских работ и традиционных праздничных мероприятий (группы и техникума);

 помогают учителям в создании презентаций уроков (поиск материала в книгах или Интернете);

 записывают различные звуковые оформления к праздникам, показам презентаций;

 создают видеофильмы об истории группы, техникума и к тематическим конференциям («Нет безвредного табака 2009», «Мы за здоровый образ жизни 2010»);

 участвуют в проектной и исследовательской деятельности и т.д.

Эти работы невозможно выполнить без каких-либо, пусть самых простых, исследований. Проектно-исследовательская деятельность представляет собой более глубокое и выходящее за рамки стандартов изучение какой-либо темы.

Что позволяет человеческой мысли быть безграничной и безмерной? Это возможно в случае - умелой организации и руководстве своей мыслительной деятельности, умения настроить свой мозг на работу в нужном русле, в необходимом направлении. Руководство деятельностью, с греческого, означает стратегия. То есть, знание и грамотное применение основных стратегий человеческого мышления приводит нас к желаемым результатам, порою просто удивляющих нас своей новизной и необычностью.

Стратегическая линия - системно мыслить - это значит:

 производить анализ ресурсов объекта и его окружения;

 использовать обобщение (синтез) при создании творческого продукта;

Изучение и использование свойств системы становятся определяющими и решающими для успешной практической деятельности. Одним из современных инструментов системного анализа и синтеза является информационное (абстрактное) моделирование, выполняемое на компьютерах. Информационные модели могут имитировать существенные черты объектов-оригиналов и воспроизводить их поведение в соответствии с поставленной целью.

Принцип системности позволяет использовать целую совокупность категорий - функциональных, структурных, исторических, коммуникативных, ценностных, социологических, статистических, динамических и т.д.

Образовательные области «Информатика» и «Мультимедиа технология» позволяют аккумулировать знания из разных предметных областей. Это именно то направление обучения, где реально можно воплотить идею развития системного мышления каждого учащегося, научить его системному анализу, сформировать навыки исследовательской и познавательной деятельности.

Варианты проектов могут быть межпредметными, учитывая изучаемые в семестре дисциплины (Химия, Физика, История) например:

 Изготовление буклетов, календарей, упаковок (Corel Draw);

 Тестов, викторин или тренажеров (О, счастливчик) ( Excel, PowerPoint);

 Web - журналов (пресс-релиз, тесты и др);

 Корпоративных Информационных систем (Банк, техникум, учет пиломатериалов, гараж, лекарственные травы нашего края) (Access, Excel).

Работа над проектом дает возможность учитывать требования из разных областей и наук: эргономики, дизайна, программирования, и др. Возможно взаимодействие с родителями при сборе информации.

Конечно, учебная деятельность не должна строиться исключительно по схеме проектного обучения. Но при обобщении, закреплении, повторении учебного материала, а главное, при обработке навыков и умений его практического применения, этот метод, по моему мнению, безусловно, принадлежит к числу наиболее эффективных.

Результаты информационной деятельности студентов могут быть представлены в различной форме: стендовый доклад, публикация, стенгазета, видеожурнал, выступление на конференции и т.д.

Таким образом, работа над проектом позволяет сделать следующие выводы:

1. Благодаря проекту повышается самооценка студентов, обогащается их социальный и духовный опыт, студенты приобщаются к творчеству, развивая свою личность.

2. Проектная работа помогает решить проблему мотивации, формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом.

3. Проектная работа приобщает студентов к профессиональному владению компьютером, позволяет реально оценивать свои коммуникационные возможности.

4. Выполнение проекта позволяет повысить успеваемость за счет обобщения, закрепления и повторения учебного материала, организации его практического применения, устранения пробелов в образовании.


УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ССУЗА

В последние десятилетия резко усилился разрыв между возрастающим потоком информации и получением необходимых знаний для профессиональной деятельности. Преодоление этого разрыва предполагает не только процесс нарастающего использования информационных технологий, но и овладение методами поиска, извлечения, переработки, генерирования и использования информации. Таким образом, формирование информационной культуры студента выступает одной из главных задач в педагогическом процессе.

На сегодняшний день не существует единого определения понятия «Информационная культура». Одним из определений является: «Информационная культура - это совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий». Составляющие информационной культуры, по определению В.А. Минкиной и В.В. Брежевой, следующие:

 культура поиска новой информации;

 культура восприятия;

 умение работать с большим объемом сведений;

 умение сохранять полученную информацию, передавать ее для коллективного использования;

 умение четко излагать результаты деятельности;

 знание норм, регламентирующих использование интеллектуальной деятельности.

Однако информационная культура личности не может быть сформирована в результате лишь механического сложения знаний и умений по каждому из этих компонентов. Только органичное сочетание всех этих компонентов может обеспечить продуктивность ее формирования.

Повышение эффективности формирования информационной культуры студентов предполагает создание особых педагогических условий, в качестве которых выступают развитие учебно-информационной деятельности студентов и педагогов, формирование информационно-насыщенной образовательной среды.

Процесс формирования информационной культуры будущего специалиста

предусматривает следующую организацию учебной работы преподавателя ССуза:

 отбор содержания, сочетание форм и методов обучения, направленных на реализацию целевых установок и достижение заданного уровня сформированности информационно-технологической составляющей профессиональной культуры медицинского работника;

 направленность подготовки на формирование интеллектуальных инструментальных средств познания и организации информационных процессов с целью принятия профессиональных решений;

 адекватность учебно-информационной среды профессиональной среде по основным параметрам.

Для формирования информационной культуры будущих специалистов должны соблюдаться следующие условия:

 соответствие содержания учебных планов и программ тенденциям развития информационных технологий в конкретных областях;

 внедрение новых информационных технологий в профессиональное образование;

 формирование у студентов профессионализма в овладении средствами информатики и вычислительной техники и способности применения новых информационных технологий по профилю их деятельности;

 высокий уровень профессиональной подготовки преподавателей-специалистов в области информационных и компьютерных технологий;

 наличие современной технической базы.



© 2010-2022