- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии на тему Авторская (11 класс)
Рабочая программа по геометрии на тему Авторская (11 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Cолодилова Е.И. |
Дата | 26.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена для изучения курса «Геометрия» учащимися 11 класса
общеобразовательной школы.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования
по математике(«Геометрия. 10-11 классы»Сост. Т. А. Бурмистрова М.: «Просвещение», 2009.
Программа по геометрии (базовый уровень) 11 класс. Авторы: Л. С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С. Б.
Кадомцев и др.) в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта
основного общего образования по математике, обязательным минимумом содержания основных
образовательных программ, требованиями к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета..
Геометрия- один из важнейших компонентов математического образования, необходимый
для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений,
формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного
воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся.
Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия
доказательства. При изучении курса математики на базовом уровне продолжается и получает
развитие содержательная линия: «Геометрия».
Цели программы обучения
• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в
практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для
полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления,
интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных
представлений, способность к преодолению трудностей;
• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки
и техники, средства моделирования явлений и процессов;
• развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры,
критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а
также последующего обучения в старшей и высшей школах;
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни,
для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения
образования в областях, не требующих углублённой математической подготовки;
• воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для
научно - технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой
культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
Задачи программы обучения
• изучение свойств геометрических фигур в пространстве, формирование пространственных
представлений;
• формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.
• приобретение опыта построения и исследования математических моделей для описания и
решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
• выполнение и самостоятельное составление алгоритмических предписаний и инструкций на
математическом материале;
• выполнение расчетов практического характера;
• использование математических формул и самостоятельного составления формул на основе
обобщения частных случаев и эксперимента;
• обобщение и систематизация полученной информации, самостоятельной работы с источниками
информации ,интегрирования ее в личный опыт;
• проведение доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения
доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных
суждений;
• развитие самостоятельной и коллективной деятельности, включение своих результатов в
результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного
коллектива и мнением авторитетных источников.
Описание места предмета .
В федеральном базисном учебном плане для общеобразовательных учреждений Российской Федерации
на изучение геометрии в 11 классе отведено 51 час, из расчета 1,5 учебных часа в неделю (34 учебных
недель).
Содержание учебного предмета.
Векторы в пространстве. ( 6 ч)
Понятие вектора
Сложение и вычитание векторов
Умножение вектора на число
Компланарные векторы
Метод координат в пространстве. ( 11 ч )
Координаты точки и координаты вектора
Скалярное произведение векторов
Цилиндр. конус, шар. ( 13 ч )
Цилиндр
Конус
Сфера и шар
Объёмы тел.( 15 ч )
Объем прямоугольного параллелепипеда
Объем прямой призмы
Объем цилиндра
Объем наклонной призмы
Объем пирамиды
Объем конуса
Объем шара
Объем шарового сегмента, слоя
Объем шарового сектора
Площадь сферы
Итоговое повторение ( 6 ч )
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Геометрия 11 класс
№ п\п
Наименование темы
Кол-во часов
1
Векторы в пространстве
6
1.1
Понятие вектора в пространстве
1
1.2
Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число
2
1.3
Компланарные векторы.Зачёт.
3
1
Метод координат в пространстве
11
1.1
Координаты точки и координаты вектора
2
1.2
Простейшие задачи в координатах
2
1.3
Скалярное произведение векторов
2
1.4
Решение задач
3
1.5
Повторительно-обобщающий урок .Зачёт.
1
1.6
Контрольная работа № 1 по теме «Метод координат в пространстве»
1
2
Цилиндр, конус, шар
13
2.1
Цилиндр
1
2.2
Решение задач
2
2.3
Конус. Усеченный конус
2
2.4
Решение задач
1
2.5
Сфера
4
2.6
Решение задач
1
2.7
Повторительно-обобщающий урок.Зачёт.
1
2.8
Контрольная работа № 2 по теме «Цилиндр, конус, шар»
1
3
Объемы тел
15
3.1
Объем прямоугольного параллелепипеда
2
3.2
Объем прямой призмы и цилиндра
1
3.3
Решение задач
2
3.4
Объем наклонной призмы, пирамиды, конуса.
2
3.5
Решение задач
2
3.6
Объем шара и площадь сферы
2
3.7
Решение задач
2
3.8
Повторительно-обобщающий урок.Зачёт.
1
3.9
Контрольная работа № 3 по теме «Объемы тел»
1
4
Обобщающее повторение
6
4.1
Решение задач
6
4.2
Итоговая контрольная работа
1
Итого часов
51
Описание материально- технического обеспечение образовательного процесса.
Литература для учителя:
1. Используемые учебники: Авторы: Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.
«Геометрия.10-11 классы» М.: «Просвещение», 2014
2. Геометрия. 11 класс. Поурочные планы по учебнику Атанасяна Л.С. М.: «Просвещение», 2013
3.Изучение геометрии в 10-11классах. Книга для учителя. Саакян С.М., Бутузов В.Ф. М.:
«Просвещение», 2013
4. Контрольные работы по геометрии. 11 класс. Дудницын Ю.П., Кронгауз В.Л. - М.:
«Просвещение» 2009
Литература для учащихся:
1.Авторы: Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. «Геометрия. 10-11 классы» М.:
«Просвещение», 2014-15
2.Геометрия.11 класс. Тесты: В 2ч.- Саратов: Лицей, 2012.
Дополнительная литература для учащихся:
1. Задачи по геометрии. Пособие для 7-11 классов. Зив Б.Г., Мейлер В.М., Баханский А.Г. М.:
«Просвещение», 2003
Интернет-ресурс
1. school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
2. mathvaz.ru - docье школьного учителя математики
3.it-n.ru"Сеть творческих учителей"
4. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и
внеклассные.
Формы контроля:
Самостоятельная работа, контрольная работа, тест
Технические средства обучения:
компьютер, медиапроектор.
Планируемые результаты.
Требования к математической подготовке
Уровень обязательной подготовки
Уметь решать простые задачи по всем изученным темам, выполняя стереометрический
чертеж.
Уметь описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве.
Уметь анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в
пространстве;
Уметь изображать основные многоугольники; выполнять чертежи по условию задач;
Уметь строить простейшие сечения куба , призмы, пирамиды;
Уметь решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение
геометрических величин (длин, углов, площадей)
Уметь использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и
методы;
Уровень возможной подготовки
Уметь распознавать на чертежах и моделях пространственные формы;
Уметь описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве,
аргументировать свои суждения об этом расположении;
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
исследования (моделирования) практических ситуаций на основе изученных формул и
свойств фигур;
вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических
задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Геометрия 11 класс (авторы: Л.С.Атанасян и др.)
№
Наименование темы
Кол-во часов
Дата по
плану
Дата по факту
Примечание
Векторы в пространстве
6
Понятие вектора в пространстве
1
Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число
1
Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число
1
Компланарные векторы.
1
Компланарные векторы.
1
Зачёт.
1
1
Метод координат в пространстве
11
Координаты точки и координаты вектора
1
Координаты точки и координаты вектора
1
Простейшие задачи в координатах
1
Простейшие задачи в координатах
1
Скалярное произведение векторов
1
Скалярное произведение векторов
1
Решение задач
1
Решение задач
1
Решение задач
1
Повторительно-обобщающий урок .Зачёт.
1
Контрольная работа № 1 по теме «Метод координат в пространстве»
1
2
Цилиндр, конус, шар
13
Анализ контрольной работы Цилиндр
1
Решение задач
1
Решение задач
1
Конус. Усеченный конус
1
Конус. Усеченный конус
1
Решение задач
1
Сфера
1
Сфера
1
Сфера
1
Сфера
1
Решение задач
1
Повторительно-обобщающий урок.Зачёт.
1
Контрольная работа № 2 по теме «Цилиндр, конус, шар»
1
3
Объемы тел
15
Анализ контрольной работы Объем прямоугольного параллелепипеда
1
Объем прямоугольного параллелепипеда
1
Объем прямой призмы и цилиндра
1
Решение задач
1
Решение задач
1
Объем наклонной призмы, пирамиды, конуса
1
Объем наклонной призмы, пирамиды, конуса
1
Решение задач
1
Решение задач
1
Объем шара и площадь сферы
1
Объем шара и площадь сферы
1
Решение задач
1
Решение задач
1
Повторительно-обобщающий урок.Зачёт.
1
Контрольная работа № 3 по теме «Объемы тел»
1
4
Обобщающее повторение
6
Анализ контрольной работы Решение задач
1
Решение задач
1
Решение задач
1
Решение задач
1
Решение задач
1
Решение задач
1
Решение задач
1
Итоговая контрольная работа
1
Итого часов
51
Критерии оценок
Опираясь на эти рекомендации, учитель оценивает знания и умения учащихся с учетом их
индивидуальных особенностей.
1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При
проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и
умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
2. Основными формами проверки знаний и умений учащихся по математике являются письменная
контрольная работа и устный опрос.
При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные
учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей,
допущенных учащимися.
3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой,
если,она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями, умениями,
указанными впрограмме.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или
недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не
считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не
привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения;
неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.
Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних
обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как
ошибка, в другое время и при других обстоятельствах - как недочет.
4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и
задач.Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию
полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты я
обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и
отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само
решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и
преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.
5.Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной
системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 1 (плохо), 2 (неудовлетворительно), 3
(удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное
решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося;
за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные
учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.
Критерии ошибок
К грубым ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание учащимися
формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения
задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются
опиской;
К негрубым ошибкам относятся: потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня;
отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;
К недочетам относятся: нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие
пояснений, обоснований в решениях
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и
учебником,
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности,
точно
используя математическую терминологию и символику;
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами,
применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов,
сформированность
и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности
при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил
по
замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5»,
но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание
ответа;
допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные
по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или
в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, по показано общее
понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения
программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке
учащихся»);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании
математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких
наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении
практического
задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность
основных
умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части
учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической
терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены
после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала
или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.
Оценка письменных работ учащихся
Отметка «5» ставится, если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок; в
решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся
следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение
обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или
графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках,
чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой
теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет
обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по
проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.