- Преподавателю
- Математика
- Научно - познавательная статья на тему Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе
Научно - познавательная статья на тему Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Янковец Н.А. |
Дата | 07.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе.
В последние годы вопрос о необходимости специальной работы учителя начальных классов над развитием логической составляющей мышления ребёнка приобретает особую остроту по нескольким причинам:
-
во-первых, появились новые учебники, требующие от учителя активной мыслительной деятельности для усвоения их содержания;
-
во-вторых, как в начальном, так и в среднем звене внедрён предмет "Информатика", для изучения которого необходимо усилить логическую подготовку учеников младших классов;
-
в-третьих, изменения в российском образовании, связанные с достижением нового образовательного стандарта: "Всестороннее развитие личности обеспечивается единством нравственного, умственного, эстетического и физического воспитания. Умственное воспитание выступает как формирование у детей интеллектуальных умений, в состав которых входят логические приёмы мышления.
Основные задачи логического развития детей состоят в следующем:
-
воспитать умение самостоятельно применять доступные способы познания (сравнение, измерение, классификацию и др.) с целью освоения зависимостей между предметами, числами;
-
строить простые высказывания о сущности выполненного действия;
-
находить нужный способ выполнения задания, ведущий к результату наиболее экономным путем;
-
активно включаться в коллективную игру, предлагать нестандартные способы решения игровых задач;
-
свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр, творческих задач и способов их решения.
Под логическим мышлением понимается способность и умение ребёнка младшего школьного возраста самостоятельно производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация), а так же составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной, или дедуктивной.
Целесообразнее развивать логическое мышление в русле математических знаний. Математика, как ни одна другая наука даёт возможность глубокого и осмысленного перехода от наглядно-действенного к образному, а потом и к логическому мышлению. Объекты математических умозаключений и принятые в математике правила их конструирования способствуют формированию у индивида умения формулировать чёткие определения обосновывать суждения, развивать логическую интуицию.
Почти все современные учебники математики для начальных классов содержат специальные упражнения. Их цель-развитие логических приемов умственных действий (сравнение, обобщение, синтез, анализ, классификация). Однако эти задания часто воспринимаются как дополнительные и необязательные и поэтому адресуются в лучшем случае наиболее развитым ученикам.
Задания на развитие мышления в 3 классе.
Сравни примеры, найди общее и сформулируй ново правило:
40+41 41+42 42+43 43+44 45+46
Вывод: сумма двух последовательных чисел есть число нечетное.
125+10-10 86+5-5 256+28-28
Вывод: если к любому числу прибавить и затем из него вычесть одно и то же число, то получится первоначальное.
54:2х2 75:5х5 91:7х7
Вывод: если любое число разделить на одно и то же число, то получится первоначальное число.
Сравни выражение, найди общее в полученных неравенствах, сформулируй вывод:
8+9 * 8х9 21+22 * 21х22 10+11 * 10х11
Вывод: сумма двух последовательных чисел всегда меньше произведения этих же чисел - неверный так как
0+1>0х1, 1+2>1х2.
Разбей числа на группы, чтобы в каждой группе были числа, похожие между собой:
53, 33, 84, 75, 22, 13, 11, 44
По какому правилу записан каждый ряд чисел?
Продолжи его:
10, 30, 50, 70 …
14, 34, 54, 74 …
В каждой тройке запиши числа, соседние с данным:
207, … , ….
…. , 105, ….
…. , …. , 546
Найди закономерность и напиши ещё два числа в каждом ряду:
85, 97, 109, 121, 133, … , …
901, 802, 703, 604, … , …
5, 6, 8, 11, 15, 20, … , …
Задачи на смекалку
-
На груше росло 37 груш, а на иве меньше. Сколько груш росло на иве?
-
Сколько часов вместе длятся ночь и день?
-
Последний дом на одной из сторон улицы имеет номер 27. Сколько всего домов на этой стороне улицы?
-
Два лыжника выехали одновременно навстречу друг другу. Первый ехал до встречи 2 часа. Сколько времени ехал до встречи второй лыжник?
-
Две девочки идут из школы домой, а навстречу им три мальчика. Сколько всего детей идёт домой?
-
На столе лежит яблоко. Его разделили на 4 части. Сколько яблок лежит на земле?
-
Летели три страуса. Охотник одного подстрелил. Сколько страусов осталось?
Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы.
Список литературы:
-
Баракина Т.В. Возможности изучения элементов логики на уроках математики и информатики в начальной школе // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - №4. - С. 33 - 37.
-
Белошистая А.В. Развитие математических способностей школьника как методическая проблема // Начальная школа. - 2010. - №1. - С.44 - 45.
-
Григорьева Г.И. Логика. Занимательные материалы для развития логического мышления. 2 класс. - Учитель - АСТ, 2004. - 112с.
-
Иванова Е.В. Развитие логического мышления на уроках математики // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - №6. - С.59 - 60
-
Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике 1 - 4 классы. Москва: ВАКО, 2008. - 237с.
-
ФГОС НОО.
-
festival.1september.ru/articles/611611/
-
nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2012/04/10/razvitie-logicheskogo-myshleniya-na-urokakh-matematiki-v