• Преподавателю
  • Математика
  • Научно - познавательная статья на тему Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе

Научно - познавательная статья на тему Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе.

В последние годы вопрос о необходимости специальной работы учителя начальных классов над развитием логической составляющей мышления ребёнка приобретает особую остроту по нескольким причинам:

  • во-первых, появились новые учебники, требующие от учителя активной мыслительной деятельности для усвоения их содержания;

  • во-вторых, как в начальном, так и в среднем звене внедрён предмет "Информатика", для изучения которого необходимо усилить логическую подготовку учеников младших классов;

  • в-третьих, изменения в российском образовании, связанные с достижением нового образовательного стандарта: "Всестороннее развитие личности обеспечивается единством нравственного, умственного, эстетического и физического воспитания. Умственное воспитание выступает как формирование у детей интеллектуальных умений, в состав которых входят логические приёмы мышления.

Основные задачи логического развития детей состоят в следующем:

  • воспитать умение самостоятельно применять доступные способы познания (сравнение, измерение, классификацию и др.) с целью освоения зависимостей между предметами, числами;

  • строить простые высказывания о сущности выполненного действия;

  • находить нужный способ выполнения задания, ведущий к результату наиболее экономным путем;

  • активно включаться в коллективную игру, предлагать нестандартные способы решения игровых задач;

  • свободно разговаривать со взрослыми по поводу игр, творческих задач и способов их решения.

Под логическим мышлением понимается способность и умение ребёнка младшего школьного возраста самостоятельно производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация), а так же составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной, или дедуктивной.

Целесообразнее развивать логическое мышление в русле математических знаний. Математика, как ни одна другая наука даёт возможность глубокого и осмысленного перехода от наглядно-действенного к образному, а потом и к логическому мышлению. Объекты математических умозаключений и принятые в математике правила их конструирования способствуют формированию у индивида умения формулировать чёткие определения обосновывать суждения, развивать логическую интуицию.

Почти все современные учебники математики для начальных классов содержат специальные упражнения. Их цель-развитие логических приемов умственных действий (сравнение, обобщение, синтез, анализ, классификация). Однако эти задания часто воспринимаются как дополнительные и необязательные и поэтому адресуются в лучшем случае наиболее развитым ученикам.

Задания на развитие мышления в 3 классе.

Сравни примеры, найди общее и сформулируй ново правило:

40+41 41+42 42+43 43+44 45+46

Вывод: сумма двух последовательных чисел есть число нечетное.

125+10-10 86+5-5 256+28-28

Вывод: если к любому числу прибавить и затем из него вычесть одно и то же число, то получится первоначальное.

54:2х2 75:5х5 91:7х7

Вывод: если любое число разделить на одно и то же число, то получится первоначальное число.

Сравни выражение, найди общее в полученных неравенствах, сформулируй вывод:

8+9 * 8х9 21+22 * 21х22 10+11 * 10х11

Вывод: сумма двух последовательных чисел всегда меньше произведения этих же чисел - неверный так как

0+1>0х1, 1+2>1х2.

Разбей числа на группы, чтобы в каждой группе были числа, похожие между собой:

53, 33, 84, 75, 22, 13, 11, 44

По какому правилу записан каждый ряд чисел?

Продолжи его:

10, 30, 50, 70 …

14, 34, 54, 74 …

В каждой тройке запиши числа, соседние с данным:

207, … , ….

…. , 105, ….

…. , …. , 546

Найди закономерность и напиши ещё два числа в каждом ряду:

85, 97, 109, 121, 133, … , …

901, 802, 703, 604, … , …

5, 6, 8, 11, 15, 20, … , …

Задачи на смекалку

  1. На груше росло 37 груш, а на иве меньше. Сколько груш росло на иве?

  2. Сколько часов вместе длятся ночь и день?

  3. Последний дом на одной из сторон улицы имеет номер 27. Сколько всего домов на этой стороне улицы?

  4. Два лыжника выехали одновременно навстречу друг другу. Первый ехал до встречи 2 часа. Сколько времени ехал до встречи второй лыжник?

  5. Две девочки идут из школы домой, а навстречу им три мальчика. Сколько всего детей идёт домой?

  6. На столе лежит яблоко. Его разделили на 4 части. Сколько яблок лежит на земле?

  7. Летели три страуса. Охотник одного подстрелил. Сколько страусов осталось?

Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы.


Список литературы:

  1. Баракина Т.В. Возможности изучения элементов логики на уроках математики и информатики в начальной школе // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - №4. - С. 33 - 37.

  2. Белошистая А.В. Развитие математических способностей школьника как методическая проблема // Начальная школа. - 2010. - №1. - С.44 - 45.

  3. Григорьева Г.И. Логика. Занимательные материалы для развития логического мышления. 2 класс. - Учитель - АСТ, 2004. - 112с.

  4. Иванова Е.В. Развитие логического мышления на уроках математики // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - №6. - С.59 - 60

  5. Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике 1 - 4 классы. Москва: ВАКО, 2008. - 237с.

  6. ФГОС НОО.

  7. festival.1september.ru/articles/611611/

  8. nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2012/04/10/razvitie-logicheskogo-myshleniya-na-urokakh-matematiki-v


© 2010-2022