Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

Я составила программу по теме «Тригонометрические уравнения» для учащихся 10 класса общеобразовательных школ и приложение, включающее все типы тригонометрических уравнений с методами их решения. Цель: усвоить понятие простейшего тригонометрического уравнения, частный вид уравнения Ознакомьтесь с п.9 §3 Вопросы и задания для самоконтроля: 1.Какие уравнения называются тригонометрическими? 2.Запишите формулу для решения первого вида уравнений, пример 1; рассмотрите 2 и 3; второго вида уравнений и...
Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Хороших методов существует ровно

столько, сколько существует

хороших учителей.

Д.Пойа

Модульная программа по теме «Тригонометрические уравнения»

(1 часть)

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по освоению учебного материала

УЭ-0

В процессе работы над учебным материалом вы:

  • усвоите понятие тригонометрического уравнения;

  • научитесь решать простейшие тригонометрические уравнения

  • будете развивать умения сравнивать и обобщать

Внимательно прочитайте изложение цели урока.

Алгоритм работы

Найдите УЭ

Работайте с теоретической частью УЭ, выполняйте практическую часть УЭ.

Проверьте практическую работу друг друга.

Работайте по схеме: УЭ-0, УЭ-1, УЭ-2, УЭ-3, УЭ-4,УЭ-5

УЭ-1

Теоретическая часть

Цель: усвоить понятие простейшего тригонометрического уравнения, частный вид уравнения

Ознакомьтесь с п.9 §3

Вопросы и задания для самоконтроля:

1.Какие уравнения называются тригонометрическими?

2.Запишите формулу для решения первого вида уравнений, пример 1; рассмотрите 2 и 3; второго вида уравнений и пример 4; рассмотрите 5 и 6; третьего вида уравнений и пример7; рассмотрите 8 и 9.

3.Приведите свой пример простейшего тригонометрического уравнения.

4.Какие уравнения можно назвать частным случаем простейших т.у.? Запишите формулы для решения таких уравнений.

Работайте по учебнику

Работайте в тетрадях

Работайте в парах

В случае затруднения обратитесь к преподавателю

УЭ-2

Практическая часть

Цель : научиться решать простейшие т.у. и частные уравнения

  1. Выполните устно №136 (а,г), №138 (в,г), №140 (а,г).

  2. Выполните письменно №137(в,г), №139 (а,б), №141 (в), 142 (б).

Решения записывайте в тетрадь

Проверьте выполненную работу у соседа по парте

Консультируйтесь с преподавателем

УЭ-3

Обобщение

Цель : привести в систему полученные знания, научиться рассуждать при решении задач, делать самостоятельные выводы.

№137 (б), №139(в), №141 (а,г), №142 (а).

Индивидуальная самостоятельная работа в тетрадях

УЭ-4

Самооценка

Цель: оценить свою работу.

«+» - выполнено верно задание; «Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)» - допущен недочет

Ответы сверяем с ответами преподавателя

По вопросам оценки консультируйтесь с преподавателем

УЭ-5

Подведение итогов

Цель: выявить степень усвоения материала и получить задания для закрепления.

Проанализируйте, достигли ли вы поставленной цели

УЭ-6

Домашняя самостоятельная работа

Цель: закрепить полученные знания

№139 (г), №141 (б), №142 (в,г)

Выполните работу во внеурочное время

Модульная программа по теме «Тригонометрические уравнения»

(2 часть)

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по освоению учебного материала

УЭ-0

В процессе работы над учебным материалом вы:

  • познакомитесь с различными способами решения т.у.

  • научитесь решать тригонометрические уравнения

  • продолжите развивать умения сравнивать и обобщать

Внимательно прочитайте изложение цели урока.

Алгоритм работы

Найдите УЭ

Работайте с теоретической частью УЭ, выполняйте практическую часть УЭ.

Проверьте практическую работу друг друга.

Работайте по схеме: УЭ-0, УЭ-1, УЭ-2, УЭ-3, УЭ-4,УЭ-5

УЭ-1

Цель: повторить понятие простейшего т.у. и закрепить умение решать простейшие т.у.

Выполните письменно самостоятельную работу

Вариант 1.

1. Какие из данных уравнений не имеют решений:

1) cosx=Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса); 3) sinx=Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса); 5) tgx=Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса);

2) sinx=Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса) 4) cosx=Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса); 6) ctgx=Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса);

а) 1 и 4; б) 1 и 5; в) 1 и 6; г) другой ответ.

2. Найдите сумму корней уравнения cos2x+1=0, принадлежащих промежутку Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса) .

А) -2,5Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса); б) -4Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса); в) -Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса); г) другой ответ.

Вариант 2.

1. Какие из данных уравнений имеют корни:

1) cosx=Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса); 3) sinx=Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса); 5) tgx=Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса);

2) sinx=Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса); 4) cosx=0,57; 6) ctgМодульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)=8?

а) 1, 5 и 6; б) 2 и 6; в) 2, 4, 5 и 6; г) другой ответ.

2. Найдите сумму корней уравнения sin2x-1=0, принадлежащих промежутку Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса) .

а) 2,5Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса); б) 3,5Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса); в) 3Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса); г) другой ответ.



Работайте в парах



За правильными ответами обращайтесь к учителю.

Если все задания выполнены верно, переходите к следующему учебному элементу.

УЭ-2

Практическая часть

Цель : научиться решать т.у. другими способами

  1. Рассмотрите пример 1, выполните № 164 (а).

  2. Рассмотрите пример 2, выполните № 165 (в,г)

  3. Рассмотрите пример 3, выполните №167(г).

Примеры запишите в тетрадь

Работа в группах

УЭ-3

Обобщение

Цель : привести в систему полученные знания, научиться рассуждать при решении задач, делать самостоятельные выводы.

№164(б), №165(а), №167 (а,б).

Индивидуальная самостоятельная работа в тетрадях с последующим обсуждением в группах.

УЭ-4

Самооценка

Цель: оценить свое участи в работе группы.

Примите участие в обсуждении

УЭ-5

Подведение итогов

Цель: выявить степень усвоения материала и получить задания для закрепления.

Проанализируйте, достигли ли вы поставленной цели, какие задания вызвали у вас наибольшее затруднение

УЭ-6

Домашняя самостоятельная работа

Цель: закрепить полученные знания

№164 (г), №165 (б), №167 (в), рассмотрите примеры 4-7.

Выполните работу во внеурочное время

Каждый учащийся - индивидуальный субъект учения. Он имеет возможность обратиться за помощью к преподавателю и к одноклассникам, причем сам указывает, в какой именно помощи он нуждается. При подготовке к урокам по данной технологии следует помнить в первую очередь об учащихся, желающих знать изучаемый материал глубже и желающих заниматься самостоятельно. Специально для этой категории учащихся нужно составить приложение к урокам.



Приложение

Методы решения тригонометрических уравнений

1. Простейшие тригонометрические уравнения.

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

Решаются по соответствующим формулам:

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

Замечание: Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

По этим же формулам решаются уравнения вида:Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

А именно:

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

Пример 1.

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

Задания:

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

Пример 2.

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

Так как Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса) то Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса) - целое. Тогда

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

Задания:

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

Пример 3.

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

Так как Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса) Это верно при n=0, Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

Тогда

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

Пример 4.

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

n- не целое. Ответ. Нет решений.

2. ТУ, квадратные относительно тригонометрических функций.

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

Приводятся к квадратному уравнению методом подстановки.

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

Пример 5.

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

Пусть Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса) тогда

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

Но Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса) - не подходит.

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

Задания:

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

3. ТУ, рациональные относительно тригонометрической функции.

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

R(t) - рациональная функция аргумента t. Они преобразовываются к рациональному уравнению с помощью подстановок.

Пример 6.

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)
Задания:

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

4. Метод вспомогательного угла.

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

Поделим обе части на Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса) . Коэффициенты при Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса) и Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса) можно считать синусом и косинусом одного и того же угла Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса) так как

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

Пусть Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

Тогда в качестве Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса) можно взять угол, равный Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

Уравнение привели к простейшему виду.

Пример 7.

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

Задания:

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

5. Преобразование суммы в произведение

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

Пример 8.

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

Задания:

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

6. Преобразование произведения в сумму.

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

Пример 9.

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

Ответ. Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

7. Понижение степеней тригонометрических функций.

Задания:

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

Формулы:

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

Пример 10. Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

Задания:

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

8. Разложение на множители.

Пример 11.

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

Задания:

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

9. Однородные уравнения.

Тригонометрические уравнения Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса) называются однородными, если функция f такова, что

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса),

где p - некоторое неотрицательное число. Функция f называется однородной функцией степени p.

Пример 12.

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

10. Замена переменной.

а) Подстановка Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

Возведем обе части в квадрат Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

Пример 13.

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

Введем вспомогательный угол: Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

Имеем:Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

б) Подстановка Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса) .

Выразим Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса) через t. Имеем

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

Пример 14. Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

Имеем:

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)

Задания:

Модульная программа «Тригонометрические уравнения» (для учащихся 10 класса)




15


© 2010-2022