Программа по математике в 5-6 классах, для интегрированного обучения с детьми ОВЗ

В школе обучаются дети с задержкой психического развития (VII вида) – ЗПР, поэтому педагоги и администрация школы стараются сохранить основное содержание образования математики, но дополнить своеобразием, предусматривающим коррекционную направленность обучения.  У детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, преобладание игровых интересов.  Программа построена с учетом специфики усвоения учеб...
Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

к адаптированной программе уроков математики

в 5 и 6 классах


Адаптированная программа составлена на основании Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев - Математика, 5-11 классы, М, Дрофа, 2001. Авторы: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. и рекомендованной программы, разработанной в институте коррекционной педагогике российской академии образования (ИКП РАО).

В школе обучаются дети с задержкой психического развития (VII вида) - ЗПР, поэтому педагоги и администрация школы стараются сохранить основное содержание образования математики, но дополнить своеобразием, предусматривающим коррекционную направленность обучения.

ЗПР проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития. У детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость, преобладание игровых интересов. В одних случаях (различные виды инфантилизма) у детей преобладает задержка развития эмоционально-волевой сферы. В других случаях ЗПР преимущественно проявляется в замедлении развития познавательной деятельности.

Программа построена с учетом специфики усвоения учебного материала, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития.

Сроки реализации программы в 5 и 6 классах составляют один год при 5 часах в неделю, 170 часов в год.

Изучение математики в V классе базируется на математической подготовке, полученной учащимися в начальной школе.

Основной задачей обучения математике в интегрированных классах, как и в общеобразовательной школе, является обеспечение прочных и сознательных математических знаний и умений, необходимых учащимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности.

Важнейшими коррекционными задачами курса математики являются развитие логического мышления и речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда - планирование работы, поиск рациональных путей ее выполнения, осуществление самоконтроля. Школьники должны научиться грамотно и аккуратно делать математические записи, уметь объяснить их.

Дети с ЗПР из-за особенностей своего психического развития трудно усваивают программу по математике. В связи с этим в программу общеобразовательной школы надо вносить некоторые изменения: усилить разделы, связанные с повторением пройденного материала, увеличивать количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью учащихся; некоторые темы давать как ознакомительные; исключать отдельные трудные доказательства; теоретический материал рекомендуется преподносить в процессе решения задач и выполнения заданий наглядно-практического характера.

Учитывая психологические особенности и возможности этих детей, целесообразно давать материал небольшими дозами, с постепенным его усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Следует избегать механического счета, формального заучивания правил, списывания готовых решений и т.д. Учащиеся должны уметь показать и объяснить все, что они делают, решают, рисуют, чертят, собирают. При решении задач дети должны учиться анализировать, выделять в ней неизвестное, записывать ее кратко, объяснять выбор арифметического действия, формулировать ответ, т.е. овладевать общими приемами работы над арифметической задачей, что помогает коррекции их мышления и речи. Органическое единство практической и мыслительной деятельности учащихся на уроках математики способствуют прочному и сознательному усвоению базисных математических знаний и умений.

Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики, должна строиться в соответствии со следующими основными положениями:

  • Восполнение пробелов начального школьного математического развития детей путем обогащения чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности

  • Пропедевтический характер обучения: подбор заданий, подготавливающих учащихся к восприятию новых тем

  • Дифференцированный подход к детям - с учетом сформированности знаний, умений и навыков, осуществляемый при выделении следующих этапов работы: выполнение действий в материализованной форме, в речевом плане без наглядной опоры, в умственном плане

  • Формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления

  • Развитие общеинтеллектуальных умений и навыков - активизация познавательной деятельности: развитие зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций

  • Активизация речи детей в единстве с их мышлением

  • Выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету

  • Формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля

Любой учебный материал нужно использовать для формирования у детей различных приемов мыслительной деятельности, для коррекции недостатков их развития.

Учебник

  • «Математика, 5. М., Просвещение, 2005. Авторы: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.

  • «Математика, 6. М., Просвещение, 2005. Авторы: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.

Методические пособия

  • «Контрольные и проверочные работы по математике 5 класс, Москва, Издательский дом «Дрофа», 2005 г.

  • Иванова Т.П., Мордашова Т.В. «Математика. КРО: 5-9 классы», М, «Школьная пресса», 2005


Тематическое планирование

учебного материала по математике в 5 классе (5 уроков в неделю)

Авторы: Виленкин Н.Я., Жохов В.И.,Чесноков А.С.,Шварцбурд С.И.

урока

Содержание учебного материала

Количество часов

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по §

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся с отклонениями в развитии по §

Дата

§1. Натуральные числа и шкалы (18 ч.)


Знать: Сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе, знаки сравнения, понятия отрезка, луча, прямой, шкалы и координаты. Уметь: читать и записывать числа в пределах миллиона, понимать представление числа в виде разрядных слагаемых, сравнивать числа, измерять и сравнивать отрезки, отмечать координаты точек на луче.

Знать: Сведения о натуральных числах, полученные в начальной школе, знаки сравнения, понятия отрезка, луча, прямой, шкалы и координаты. Уметь: читать и записывать числа в пределах миллиона, сравнивать числа, измерять и сравнивать отрезки, отмечать координаты точек на луче.


1-3

Обозначение натуральных чисел, п.1

3


4-6

Отрезок. Длина отрезка. Треугольники, п.2

3


7-8

Плоскость, прямая, луч, п.3

2


9-12

Шкалы и координаты, п.4

4


13-16

Меньше или больше, п.5

4


17

Контрольная работа №1

1


18

Работа над ошибками

1


§2. Сложение и вычитание натуральных чисел

(20 ч.)


Знать: правила сложения и вычитания натуральных чисел, свойства сложения и вычитания, запись числовых и буквенных выражений.

Уметь: выполнять арифметические действия на сложение и вычитание с применением свойств, уметь решать простейшие уравнения.

Знать: правила сложения и вычитания натуральных чисел, свойства сложения и вычитания, запись числовых и буквенных выражений. Уметь: выполнять арифметические действия на сложение и вычитание с применением свойств, уметь решать простейшие уравнения.


19-22

Сложение натуральных чисел и его свойства, п. 6

4


23-26

Вычитание, п.7

4


27

Контрольная работа №2

1


28-30

Числовые и буквенные выражения, п.8

3


31-33

Буквенная запись свойства сложения и вычитания, п.9

3


34-37

Уравнения, п.10

4


38

Контрольная работа №3

1


§3. Умножение и деление натуральных чисел

(21 ч.)

Знать: правила умножения и деления натуральных чисел, порядок выполнения действий, квадрат и куб числа.

Уметь: выполнять арифметические действия на умножение и деление, упрощать выражения.

Знать: правила умножения и деления натуральных чисел, порядок выполнения действий, квадрат и куб числа. Уметь: выполнять арифметические действия на умножение и деление, упрощать выражения.

39-43

Умножение натуральных чисел и его свойства, п.11

5


44-46

Деление, п.12

3


47-49

Деление с остатком, п.13

3


50

Контрольная работа №4

1


51-53

Упрощение выражения, п.14

3


54-56

Порядок выполнения действий, п.15

3


57-58

Квадрат и куб, п.16

2


59

Контрольная работа №5

1


§4. Площади и объёмы (15 ч.)


Знать: формулы площади прямоугольника, единицы измерения, формулу объема прямоугольного параллелепипеда, единицы измерения.

Уметь: вычислять по формуле площадь прямоугольника и объем прямоугольного параллелепипеда.

Знать: понятие прямоугольника, формулы площади прямоугольника, единицы измерения; ознакомительно знать формулу объема прямоугольного параллелепипеда, единицы измерения.

Уметь: вычислять по формуле площадь прямоугольника и объем прямоугольного параллелепипеда.


60-62

Формулы, п.17

3


63-65

Площадь. Формулы площади треугольника, п.18

3


66-68

Единицы измерения площадей, п.19

3


69-70

Прямоугольный параллелепипед, п.20

2


71-73

Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда, п.21

3


74

Контрольная работа №6

1


§5. Обыкновенные дроби (26 ч.)


Знать: запись обыкновенных дробей, правильные и неправильные дроби, правило сложения и вычитания дробей, сложение и вычитание смешанных чисел.

Уметь: записывать, сравнивать, складывать и вычитать дроби с равным знаменателем, выделять целую часть из неправильной дроби.

Знать: запись обыкновенных дробей, правильные и неправильные дроби, правило сложения и вычитания дробей, сложение и вычитание смешанных чисел.

Уметь: записывать, сравнивать, складывать и вычитать дроби с равным знаменателем, выделять целую часть из неправильной дроби.


75-76

Окружность и круг, п.22

2


77-80

Доли. Обыкновенные дроби, п.23

4


81-83

Сравнение дробей, п.24

3


84-87

Правильные и не правильные дроби, п. 25

4


88

Контрольная работа №7

1


89-91

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, п.26

3


92-93

Деление и дроби, п.27

2


94-96

Смешанные числа, п.28

3


97-99

Сложение и вычитание, п.28

3


100

Контрольная работа №8

1



§6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 ч.)


Знать: десятичную запись дробных чисел, правила сложения и вычитания десятичных дробей, правило округления.

Уметь: записывать, сравнивать, складывать, и вычитать, округлять десятичные дроби.

Знать: десятичную запись дробных чисел, правила сложения и вычитания десятичных дробей, правило округления.

Уметь: записывать, сравнивать, складывать, и вычитать, округлять десятичные дроби.


101-102

Десятичные записи дробных чисел, п.30

2


103-105

Сравнение десятичных дробей, п.32

3


106-110

Сложение и вычитание десятичных дробей, п.32

5


111-112

Приближение значения чисел. Округление чисел, п.33

2


113

Контрольная работа №9

1



§7. Умножение и деление десятичных дробей

(25 ч.)


Знать: правила умножения и деления десятичных дробей, среднее арифметическое.

Уметь: выполнять умножение и деление десятичных дробей, находить среднее арифметическое.

Знать: правила умножения и деления десятичных дробей, ознакомительно знать среднее арифметическое.

Уметь: выполнять умножение и деление десятичных дробей.


114-116

Умножение десятичных дробей на натуральные числа, п.34

3


117-121

Деление десятичных дробей на натуральные числа, п.35

5


122

Контрольная работа №10

1


123-127

Умножение десятичных дробей, п.36

5


128-133

Деление десятичных дробей, п.37

6


134-137

Среднее арифметическое, п.38

4


138

Контрольная работа №11

1



§8. Инструменты для вычислений и измерений

(15 ч.)


Знать: понятие процента, виды углов, круговые диаграммы.

Уметь: решать простейшие задачи на проценты, измерять углы. Строить круговые диаграммы.

Знать ознакомительно: понятие процента, виды углов, круговые диаграммы.


139-140

Микрокалькулятор, п. 39

2

141-144

Проценты, п.40

4

145

Контрольная работа №12

1

146-147

Угол. Прямой и развёрнутый угол. Чертёжный треугольник. п.41

2

148-150

Измерение углов. Транспортир, п.42

3

151-152

Круговые диаграммы, п.43

2

153

Контрольная работа №13

1

154-170

Итоговое повторение курса математики 5 класса, п.44

Контрольная работа №14

17

1

Решение уравнений, закрепление знаний: все действия с десятичными дробями, единицы измерения площадей.





Тематическое планирование

учебного материала по математике в 6 классе

(5 уроков в неделю)

Авторы: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И.


урока

Название темы

Количество уроков

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по §

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся с отклонениями в развитии по §

Дата


1

2-3

4-5

6

7-9

10-12


13-15

16

§1 Делимость чисел. (16 час.)

Делители и кратные

Признаки делимости на 10, на 5 и на 2.

Признаки делимости на 9 и на 3.

Простые и составные числа.

Разложение на простые множители.

Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа.

Наименьшее общее кратное.

Контрольная работа №1


1

2

2

1

3

3


3

1

Учащиеся должны знать: признаки делимости, простые и составные числа, НОД и НОК

Учащиеся должны уметь: применять признаки делимости, раскладывать на простые множители, находить НОД и НОК

Учащиеся должны знать: признаки делимости, простые и составные числа, НОД и НОК

Учащиеся должны уметь: применять признаки делимости, раскладывать на простые множители, находить НОД и НОК



17-18

19-22

23-26


27-32

33-40

41

§2 Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. (25 час.)

Основное свойство дроби.

Сокращение дробей.

Приведение дробей к общему знаменателю.

Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Сложение и вычитание смешанных чисел.

Контрольная работа №2



2

4

4


6

8

1

Учащиеся должны знать: основное свойство дроби, правила: приведение дроби к общему знаменателю, сравнение, сложение, вычитание дробей с разными знаменателями

Учащиеся должны уметь: сокращать дроби, приводить к общему знаменателю, сравнивать, выполнять действия сложения и вычитания дробей с разными знаменателями

Учащиеся должны знать: основное свойство дроби, правила: приведение дроби к общему знаменателю, сравнение, сложение, вычитание дробей с разными знаменателями

Учащиеся должны уметь: сокращать дроби, приводить к общему знаменателю, сравнивать, выполнять действия сложения и вычитания дробей с разными знаменателями



42-46

47-50

51-54


55-57

58

59-64

65-67

68-73

74

§3 Умножение и деление обыкновенных дробей.(33 час.)

Умножение дробей.

Нахождение дроби от числа.

Применение распределительного свойства умножения.

Взаимно обратные числа.

Контрольная работа №3

Деление.

Нахождение числа по его дроби.

Дробные выражения.

Контрольная работа №.4



5

4

4


3

1

6

3

6

1

Учащиеся должны знать: правила умножения и деления дробей, распределительное свойство умножения

Учащиеся должны уметь: выполнять умножение и деление дробей, находить число по его дроби


Учащиеся должны знать: правила умножения и деления дробей, распределительное свойство умножения

Учащиеся должны уметь: выполнять умножение и деление дробей, находить число по его дроби



75-76

77-79

80-82

83-84

85-87

88-89

90

91

§4 Отношения и пропорции.(17 час.)

Отношения.

Пропорции.

Прямая и обратная пропорциональная зависимость.

Масштаб.

Длина окружности и площадь круга.

Шар.

Контрольная работа № 5


2

3

3

2

3

2

1

1

Учащиеся должны знать: понятие пропорции, прямую и обратную пропорциональную зависимость, формулы длины окружности и площади круга, понятие шара и масштаб

Учащиеся должны уметь: решать простейшие задачи на пропорции, находить масштаб, вычислять длину окружности и площадь круга

Учащиеся должны знать: понятие пропорции, прямую и обратную пропорциональную зависимость, ознакомительно формулы длины окружности и площади круга, понятия шара и масштаб.

Учащиеся должны уметь: решать простейшие задачи на пропорции.



92-93

94-96

97-98

99-101

102-103

104

§5 Положительные и отрицательные числа. (13 час.)

Координаты на прямой.

Противоположные числа.

Модуль числа.

Сравнение чисел.

Изменение величин.

Контрольная работа № 6



2

3

2

3

2

1

Учащиеся должны знать: координатную прямую, противоположные числа, модуль числа

Учащиеся должны уметь: находить координаты точек на прямой, вычислять модуль числа

Учащиеся должны знать: координатную прямую, противоположные числа. Ознакомительно - модуль числа

Учащиеся должны уметь: находить координаты точек на прямой.




105-106

107-108

109-111

112-114

115

116

§6 Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.(12 час.)

Сложение чисел с помощью координатной прямой.

Сложение отрицательных чисел.

Сложение чисел с разными знаками.

Вычитание.

Контрольная работа №7




2

2

3

3

1

1

Учащиеся должны знать: правило сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел

Учащиеся должны уметь: складывать и вычитать положительные и отрицательных числа

Учащиеся должны знать: правило сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел

Учащиеся должны уметь: складывать и вычитать положительные и отрицательных числа




117-118

119-121

122

123-124


125

§7 Умножение и деление положительных и отрицательных чисел.(9 час.)

Умножение.

Деление.

Рациональные числа.

Свойства действий с рациональными числами.

Контрольная работа №8.




2

3

1

2


1

Учащиеся должны знать: правило умножения и деления положительных и отрицательных чисел

Учащиеся должны уметь: умножать и делить положительные и отрицательных числа

Учащиеся должны знать: правило умножения и деления положительных и отрицательных чисел

Учащиеся должны уметь: умножать и делить положительные и отрицательных числа


126-127

128-129

130-133

134-142

143

§8 Решение уравнений.(18 час.)

Раскрытие скобок.

Коэффициент.

Подобные слагаемые.

Решение уравнений.

Контрольная работа №9


2

2

4

9

1

Учащиеся должны знать: правила раскрытия скобок, приведение подобных слагаемых

Учащиеся должны уметь: раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые, решать простейшие уравнения

Учащиеся должны знать: правила действий с рациональными числами, включая правила перемены знака при перенесении члена из одной части уравнения в другую; правила раскрытия скобок, приведение подобных слагаемых

Учащиеся должны уметь: раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые, решать простейшие уравнения


144-145

146-147

148-149

150-151

152-153

154

§9 Координаты на плоскости.(11 час.)

Перпендикулярные прямые.

Параллельные прямые.

Координатная плоскость.

Столбчатые диаграммы.

Графики.

Контрольная работа № 10


2

2

2

2

2

1

Учащиеся должны знать: определение перпендикулярных и параллельных прямых, координатную плоскость

Учащиеся должны уметь: строить перпендикулярные и параллельные прямые, отмечать точки на координатной плоскости по их координатам, строить столбчатые диаграммы

Учащиеся должны знать: координатную плоскость ознакомительно определение перпендикулярных и параллельных прямых.

Учащиеся должны уметь: работать с транспортиром, циркулем, линейкой. Отмечать точки на координатной плоскости по их координатам.


155-157


158-161


162-165


166-169


170

Итоговое повторение. (16 час.)

Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

Умножение и деление обыкновенных дробей.

Сложение и вычитание чисел с разными знаками.

Умножение и деление чисел с разными знаками.

Итоговая контрольная работа №11


3


4


4


4


1

Обобщение изученного материала:

Примеры на все действия с положительными и отрицательными числами.

Решение примеров на все действия с обыкновенными и десятичными дробями.



© 2010-2022