- Преподавателю
- Математика
- Методическая разработка урока по математике Логарифмические уравнения
Методическая разработка урока по математике Логарифмические уравнения
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Клещина Н.В. |
Дата | 13.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Математика, как и любая другая наука не стоит на месте, вместе с развитием общества меняются и взгляды людей, возникают новые мысли и идеи. И XX век не стал в этом смысле исключением. Появление компьютеров внесло свои корректировки в способы решения уравнений и значительно их облегчило. Но компьютер не всегда может быть под рукой (экзамен, контрольная), поэтому знание хотя бы самых главных способов решения уравнений необходимо знать. Использование уравнений в повседневной жизни - редкость. Но логарифмические уравнения были придуманы для ускорения и упрощения вычислений. Они нашли свое применение во многих отраслях хозяйства и практически во всех новейших технологиях.
В структуре изучаемой дисциплины «Алгебра и начала математического анализа; геометрия» выделяется следующий раздел: «Корни, степени и логарифмы». Содержание раздела «Корни, степени и логарифмы» включает тему урока «Логарифмические уравнения» .
В результате изучения данной темы студент должен
Знать
- определение и свойства логарифмической функции;
- формулы логарифмирования и формулу перехода от одного основания логарифма к другому;
-понятие о логарифмического уравнения и равносильности уравнений;
- методы решения логарифмических уравнений.
Уметь
-определять и применять методы решения логарифмических уравнений в задачах;
- решать прикладные задачи с применением логарифмических функций
Тема урока : Логарифмические уравнения
Образовательная цель:
- ввести определение логарифмического уравнения;
-обобщить методы решения логарифмических уравнений;
-сформировать умения и навыки решения логарифмических уравнений.
Развивающая цель:
-развитие продуктивного мышления и навыков самоконтроля в процессе выполнения упражнений;
-развитие умений логически мыслить и аргументировано отстаивать свои убеждения.
Воспитательная цель:
-воспитывать информационную культуру и культуру общения, готовить обучающихся к
жизни в современном информационном обществе
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Вид урока: урок практикум
Методические приемы:
-ответы на вопросы;
-самостоятельная работа (тест);
-практический- решение математических и прикладных задач.
Межпредметные связи: физика, информатика, история
Оборудование и наглядные средства обучения: компьютерный класс с ОС Windows 8 и пакетом программ Microsoft Office 2010 (10 ПК), мультимедийный проектор, интерактивная доска SmartBoard, программа Notebook, колонки, демонстрационный и раздаточный материал, презентация в Notebook, в Power Point.
Методическая цель: способы активизации мыслительной деятельности студентов
Ход урока:
I.Организационный момент: Подготовка учащихся к уроку
ΙΙ. Актуализация опорных знаний.
1) Определение и свойства логарифмической функции;
2) Формулы логарифмирования и формулу перехода от одного основания логарифма к другому;
3) Понятие о равносильности уравнений.
Два уравнения с одной переменной f(x)=g(x) и p(x)=h(x) называют равносильными, если множества их корней совпадают.
4)Используя основные свойства логарифмической функции и правила логарифмирования, установите закономерность заполнения таблицы и найдите х.
1 группа
1
2
8
3
х=5 log 2=2 х=2
5
Х
log2
2
3
2
9
хlg3=3 х=10
Х
lg3
3
3
64
4
3
2log 7=7 х=2
7
2
log7
2группа
1
5
Х
log6
х=5log 6 х=36
3
81
4
2
lg5
Х
lg7
х=lg5+lg7=lg35 х=lg35
7
12
5
3
log27
log3
X
х= =3 х=3
6
3
2
3 группа
1
Х
2log5
х== х=5
2
32
5
2
7
2
5
х=log324-3log32 = log3 =log 33 =1 х =1
log24
3log2
x
3
3
5
125
3 log 5 =5 х=3
logх 5
3
5
ΙΙΙ. Изучение нового материала.
Определение: Логарифмическими уравнениями называются уравнения, в которых неизвестная содержится только под знаком логарифма (в частности в основании логарифма)
Например: lg(x-3)=2, logx5=3log5(2x), log5x log2(x-3)=2log5x.
Методы решения:
-
Уравнения, решаемые с помощью определения логарифма;
-
Уравнения, решаемые потенцированием;
-
Уравнения, решаемые разложением на множители;
-
Уравнения, решаемые введением вспомогательной переменной.
Учащиеся работают в группах. Каждая группа должна определить метод решения и решить предложенные уравнения.
Решить уравнения:
1группа
1
log3(1-2x)=1
ОДЗ: 1-2х0 х0,5
1-2х=31х=-1
Ответ: х= -1
2
log2(x-12)=2
ОДЗ: х12
х-12=2х=16
Ответ: х=16
3
logx( )=-1,5
ОДЗ:
х-1,5=5-1,5х=5
Ответ: х= 5
4
logx=-0,4
ОДЗ:
х-0,4=6-0,4х=6
Ответ: х= 6
Вывод: Уравнения, решаемые с помощью определения
логарифма.
2 группа
1
log2x-log211=log219-log2(30-x)
ОДЗ: 0
х(30-х)=11*19
х 2 -30х+209=0
х1=11, х2=19
Ответ:
2
log5x-log5(2x-5)=log58-2log5
ОДЗ:
х2-3х=4х-10
х2-7х+10=0
х1=2
х2=5
Ответ: х=5
3
lg(x+1)+lgx=lg6
ОДЗ:х
х(х+1)=6
х2+х-6=0
х1=-3
х2=2
Ответ: х=2
4
log3(x-6)-log32=1+log3(x-10)
ОДЗ: х10
2log3(x-6)-log32=2+log3(x-10)
х2-30х+216=0
х1=12, х2=18
Ответ:
х1=12,
х2=18
Вывод: Уравнения, решаемые потенцированием.
3 группа
1
log32(x+2)=5log3(x+2)
ОДЗ: х+20, х
log3(x+2)(log3(x+2)-5)=0
-
log3(x+2)=0 x+2=30
x=-1
-
log3(x+2)=5 x+2=35
x=241
Ответ: х1=-1
х2=241
2
log2x lg(x+1)-2log2x=0
ОДЗ: х0
log2x(lg(x+1)-2)=0
-
log2x=0 x1=20=1
-
lg(x+1)=2 102=x+1
x2=99
Ответ:
х1=1
х2=99
3
2log3x log2-
ОДЗ:
2log3x log2-5log3x=0
log3x(log2(x-5)-5)=0
-
log3x=0x1=30=1
-
log2(x-5)=5x=25+5
т.е. х=37
Ответ: х=37
4
log42x=6log4
ОДЗ: х0
log4x(log4x-3)=0
-
log4x=0x1=40=1
-
log4x-3=0 log4x=3
x=43=64
Ответ:
х1=1,х2=64
Вывод: Уравнения, решаемые путем разложения на множители.
4 группа
1
log32x-3log3x+2=0
ОДЗ: х0
Пусть у= log3x, тогда получим уравнение
у2-3у+2=0 у1=1 у2=2
-
log3x=1 х1=3
-
log3x=2 х2=32=9
Ответ: х1=3 х2=9
2
logx2-logx3+=0
ОДЗ:
logx23-logx3+=0
Пусть у= logx3, тогда получим уравнение
у2-6у+5=0у1=1;у2=5
-
logx3=1 т.е. х=3
-
logx3=5 т.е.х5=3 х=
Ответ:
3
ОДЗ:
2(lgx+2)+3(lgx+1)=2(lg2x+3lgx+2)
2lg2x+lgx-3=0
-
lgx=-x1=10-3/2
-
lgx=1 x2=10
Ответ:
4
log3x+logx3=2
ОДЗ:
log3x+
log32x-2log3x+1=0
log3x=1 x=3
Ответ: х=3
Вывод: Уравнения, решаемые введением вспомогательной переменной
ΙV. Закрепление пройденного материала.
-
хlg x+lg x -12=102lgx
Данные уравнения называются показательно - логарифмическими.
ОДЗ: х0
Способ решения: Прологарифмируем обе части уравнения по основанию 10.
(lg2x+5lgx-12)lgx=2lgx
lgx(lg2x+5lgx-14)=0
а) lgx=0 x=100=1
б) lg2x+5lgx-14=0 lgx=-7 , т.е. х1=10-7
lgx=2, x2=102=100
Ответ:
-
Решите уравнение: log2(x-3)+x=9 (*)
Данные уравнения называются трансцендентные уравнения
Способ решения: Графический способ решения.
Преобразуем данное уравнение, к виду log2(x-2)=9-x
На одном чертеже построим графики функций у=log2(x-3) и у=9-х
Графики пересекаются в точке А(7;2).
Следовательно, х=7 - корень уравнения.
Ответ: х=7
Применение логарифма в географии
-
На какой высоте над уровнем моря находится школа «Арктика», если давление воздуха убывает с высотой по закону
если р0 = 760 мм.р.с. (давление на уровне моря); р = 677 мм.р.с. (давление воздуха на 21 марта 2013 г в г.Нерюнгри на высоте h)
Применение логарифма в географии (экономике)
-
По данным Интернета, по численности домашних северных оленей, Якутия занимает второе место в РФ, уступая только Ямало-Ненецкому автономному округу: на конец 2012 г., поголовье домашних северных оленей за год выросло с 200861 до 205 428 голов. Через сколько лет поголовье оленей
достигнет количества победителей - Ямало-Ненецкого автономного округа (683300 голов).
S - итоговая сумма
А - начальная сумма
р - процент изменения
n - количество необходимых лет
Вывод: Полвека это огромный срок, чтобы достичь лидерства в такой отрасле хозяйства поэтому нужно увеличенье поголовья оленей на больнее количество процентов.
Применение логарифма в физике
-
Коэффициент звукоизоляции стен рассматривается по закону
где р0 - давление звука до поглащения, р - давление звука, прошедшего через стену: А - некоторая постоянная, равная 20дБ. Вычислите давление звука до поглащения домах г. Нерюнгри, в том числе в школе Арктика, если коэффициент звукоизоляции железобетонной стены равен 50дБ.
Вывод: Стена снижает давление звука в 316 раз, т.е. стены домов хорошая звукозащита
Тестирование (подготовка к экзамену)
le-savchen.ucoz.ru/
-
1. Найдите значение выражения
12
4
6
8 -
2.Найдите значение выражения
35
30
140
28 -
3.Найдите значение выражения
36
12
-16
16 -
4. Найдите значение выражения
2
5
-0,5
-4 -
5. Найдите значение выражения
1,5
2
3
6 -
6. Найдите значение выражения
2
-2
0,6
36 -
7. Найдите значение выражения
-2
-8
-3
6 -
8. Найдите значение выражения
5
0,2
-1
-0,1 -
9. Найдите значение выражения
5
2
0,5
-2 -
10. Найдите значение выражения
0,25
5
2
4
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
3
2
2
4
1
1
3
2
4
1
VI. Итоги урока: Проверка теста, выставление оценок
V.Домашняя работа
Тест
по теме: «Логарифмическая функция»
Вариант - 1
Задания уровня А
-
Вычислите log2 16.
-
16
-
2
-
1
-
4
-
Вычислите log3 3.
-
3
-
0
-
1
-
2
-
Вычислите log3 .
-
2
-
- 2
-
1
-
3
-
Вычислите .
-
5
-
2
-
16
-
1
-
Вычислите .
-
3
-
2
-
8
-
9
-
Найдите х, если logx 36 = 2.
-
6
-
2
-
36
-
64
-
Вычислите log2 2 log3 81.
-
81
-
2
-
4
-
3
-
Вычислите log12 2 + log12 72.
-
2
-
3
-
1
-
12
-
Вычислите log5 75 - log5 3.
-
2
-
1
-
5
-
3
-
Чему равно logab + logac?
-
loga (b + c)
-
loga (b - c)
-
loga bc
-
loga
-
Назовите область определения функции у = log2 (x - 2).
-
(0; )
-
(1;+ )
-
(- ;1)
-
(- ; + )
-
Решите уравнение log2 x = - 2.
-
4
-
-
- 2
-
- 4
-
Решите уравнение log3 (x + 2) = 1
1) 1
2) 3
3) - 1
4) 2
Тест
по теме: «Логарифмическая функция»
Вариант - 2
Задания уровня А
-
Вычислите log3 27.
-
2
-
1
-
27
-
3
-
Вычислите log4 1.
-
1
-
4
-
0
-
Вычислите log1/2 4.
-
4
-
2
-
2
-
Вычислите .
-
13
-
6
-
1
-
2
-
Вычислите .
-
2
-
15
-
3
-
9
-
Найдите х, если log2 4=x.
-
4
-
- 2
-
2
-
1
-
Вычислите log3 log2 8.
-
8
-
3
-
2
-
1
-
Вычислите lg 5 -lg 2.
-
1
-
7
-
3
-
10
-
Вычислите log3 15 - log3 5.
-
1
-
10
-
3
-
0
-
Чему равно logabk?
-
bk;
-
k
-
loga b
-
k loga b
-
Назовите область определения функции y = log0,5 (x + 5).
-
(- 6; + )
-
(5; + )
-
(- ; 5)
-
(- ; - 5)
-
Решите уравнение log6 x = 2.
-
3
-
36
-
64
-
6
-
Решите уравнение log5 (x - 3) = 2.
1) 28
2) 25
3) 2
4) 5
Ключи ЛОГАРИФМЫ
Вариант 1
Вариант 2
А1 4
А1 4
А2 3
А2 3
А3 2
А3 2
А4 3
А4 1
А5 3
А5 4
А6 1
А6 2
А7 2
А7 4
А8 1
А8 1
А9 1
А9 1
А10 3
А10 4
А11 2
А11 1
А12 2
А12 2
А13 1
А13 1
Интернет-ресурсы:
ziimag.narod.ru - персональный сайт автора Мордковича А. Г. "Практика развивающего обучения".
math.ru -Интернет - поддержка учителей математики.
it-n.ru-Сеть творческих учителей. Материалы и ресурсы, касающиеся использования ИКТ в учебном процессе:
- библиотека готовых учебных проектов с применением ИКТ, а также различные проектные идеи, на основе которых можно разработать свой собственный проект;
- библиотека методик проведения уроков использованием разнообразных электронных
ресурсов;
- руководства и полезные советы по использованию программного обеспечения в учебном процессе;
- подборка ссылок на интересные аналитические и тематические статьи для педагогов.
exponenta.ru -Образовательный математический сайт. Содержит материалы по работе с математическими пакетами Mathcad, MATLAB, Mathematica, Maple и др. Методические разработки, примеры решения задач, выполненные с использованием математических пакетов. Форум и консультации для студентов и школьников.
http:school-collection.edu -Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) к учебникам.
intellectcentre.ru - сайт издательства «Интеллект-Центр», -тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами, методические рекомендации и образцы решений.