Система подготовки к ЕГЭ (из опыта работы)

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы учителя математики Салиховой Ф. Т.

Система работы учителя по подготовке к ЕГЭ

В одном из древних описаний рассказывается о том, что царь Птолемей однажды спросил Евклида, нет ли в геометрии более короткого и лёгкого пути, чем его книги, на что тот ответил, что в геометрии нет царских путей.

Немного перефразировав Евклида, скажу, что в математике нет царских путей. Математика - высокая винтовая лестница. Чтобы взобраться по ней к вершинам знаний, надо пройти каждую ступеньку, от первой до последней. Прежде чем достичь вершины, нам вместе с учениками нужно пройти долгий путь познания. Ресурсы кабинета математики: интернет, программы-тренажёры, электронные пособия, накопленный раздаточный материал КИМов позволяют это сделать. В соответствии с поставленной целью, ИКТ должны помочь ученику получить более качественные знания, которые необходимы для успешной сдачи Единого Государственного Экзамена.

Цель любого учителя состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно. Развивать способность мыслить свободно, без страха, творчески. Стараться дать возможность каждому школьнику расти настолько, насколько он способен.

Моя цель заключается в том, чтобы:

• адаптировать содержания образования к современным требованиям ЕГЭ;

• развивать творческие способности и самостоятельную активность учащихся;

• сочетать лекции, самостоятельную работу, поиск информации в сети, практикумы с широкой организацией диалогического общения, консультации;

• систематический контроль обученности учащихся;

• мониторинг выполнения типовых заданий.

В современных условиях, в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся. Решить эту проблему старыми методами невозможно. Всё это побудило меня к разработке своей системы обучения, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их творческих способностей посредством новых информационных технологий. Более плотная подготовка к ЕГЭ начинается в 10 классе. В конце 10 класса ребята сдают экзамен по математике в форме ЕГЭ. Конечно, идеальный вариант к которому стремится каждый учитель - самостоятельная учебная работа ребёнка в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы, обучающие, тренировочные и проверочные работы в системе Интернет. Опыт реализации ЕГЭ подсказал, что подготовка к нему не должна быть самоцелью (школа призвана учить, а не готовить к сдаче экзамена), но в то же время проходить постоянно, но не натаскиванием на тестирование, а в ходе планомерного использования тестов в течение нескольких лет школьного обучения Чрезвычайно важным представляется отработка алгоритма выполнения тестовых заданий ЕГЭ. Связано это с тем, что учащиеся не умеют правильно распределить свое время. Получив КИМы и инструкции, ученик поставлен в жесткие рамки: за 235 минут нужно выполнить 19 заданий, правильно оформить ответ, буквы и цифры ставить строго по образцу. Выпускники, добравшиеся до части «С», сталкивались с заданиями не только трудными, но и громоздкими, а времени на их выполнение оставалось уже немного. Выполнить эти задания нужно было так, чтобы они соответствовали критериям.

Что я считаю самым важным при подготовке к ЕГЭ?

Вычислительные навыки. Пользоваться калькулятором не рекомендую, объясняя его вред. Показываю ребятам некоторые способы быстрого умножения чисел, возведения в степень, извлечения корней др.

Обязательное знание правил и формул. Для этого после изучения теоретических вопросов темы, даю на 5 - 7 минут математический диктант, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть - простейшие примеры не её применение.

Постоянное совершенствование учебных навыков на практике.

Проверка знаний и умений учащихся. Выполнение тренировочных и диагностических работ, представленных в сети Интернет.

Подготовка к выпускному экзамену в форме ЕГЭ началась в 10 классе. В кабинете математики собраны образцы демоверсий экзаменационных работ, диагностические работы за предшествующие годы, литература для подготовки к ЕГЭ. Среди источников информации следует отметить сеть Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме онлайн.

В начале учебного года, я обычно посещаю первое родительское собрание. Я на этих собраниях: знакомлю родителей с планом работы по математике на предстоящий учебный год; характеризую структуру контрольно измерительных материалов (КИМов) по математике; рассказываю о формах заданий и поясняю подходы к оценке результатов выполнения заданий разной формы; анализируя содержание проверяемых на экзамене разделов и тем школьного курса математики, обращаю внимание родителей какими знаниями, умениями и навыками должен обладать каждый ученик. Отношение к ЕГЭ школьников и их родителей неоднозначно. Во многом оно зависит от того, насколько они знакомы с содержанием экзамена и насколько высоко оценивают собственную готовность к нему.

Первое, что пришлось сделать вначале и приходится делать каждый раз, когда начинаешь подготовку с очередным классом - это изучить материал, посвящённый ЕГЭ, «прорешать» прототипы заданий (ежегодно прототипы новых заданий) из открытого банка заданий по математике, ознакомиться с информационно-аналитическими справками по результатам ЕГЭ.

Второе - приобрести готовые печатные и электронные пособия, сборники с материалами ЕГЭ, которые рекомендованы ФИПИ и наиболее подходят для подготовки в текущем году, чтобы рекомендовать их обучающимся, выбрать адреса для онлайн-тестирования в интернете, собрать учебный материал (по типу ЕГЭ) для тренингов: тесты по основным темам курса; тренировочные тесты; итоговые тесты; тесты экзаменов прошлых лет; тесты пробных экзаменов.

Третье -познакомиться с нормативными документами по проведению ЕГЭ. Особенно уделяю большое внимание на методические рекомендации экспертным комиссиям.

Четвёртое - продолжать регулярно повышать свой уровень профессиональной грамотности через самообразование: видео-разбор заданий на сайтах, изучение опыта коллег.

ЕГЭ по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста - высокая степень восприимчивости, мотивация и компетентный педагог.

В течении учебного года ведется постоянная работа с учащимися на уроках и внеурочное время.

Каждый месяц проводятся диагностические работы, позволяющие проверить уровень усвоения материала, для каждой контрольной работы заведены папки, в которых находятся КИМы, их решения, мониторинг, который позволяет проводить отслеживание результативности каждого ученика. ( Приложения 1, 2)

Подготовка к ЕГЭ проводится в виде спецкурсов. Мы не изучаем заново всю программу по предметам, повторяем только те задания, которые встретятся на ГИА. Дети узнают о тех особенностях тестирования, которые позволят им получить максимум баллов. На курсах подготовка ориентирована не просто на экзамен, а именно на сдачу ЕГЭ. Это значит, что Вы во время обучения:

  • получают навыки тестирования;

  • поймут особенности формулировок заданий;

  • научатся распределять время на выполнение тестовых заданий;

  • узнают о самых распространенных ошибках;

  • узнают, какими критериями руководствуются эксперты при проверке тестовых заданий;

  • узнают, по каким темам больше всего вопросов в тестах

  • смогут проследить эффективность подготовки к экзамену, благодаря индивидуальному МОНИТОРИНГУ работы по каждому предмету.

Подготовка к ГИА через Интернет

Практикую еще один вариант работы - тестирование в режиме он-лайн.

Если ученики хотят в комфортных условиях (за чашечкой чая, в любимом кресле и т.п.) подготовиться к ЕГЭ и ГИА, выбирают Интернет-тесты. На сайте Дмитрия Гущина Решу ЕГЭ каждый ученик проходит тестирование и отсылает результаты своей работе по почте.

Особое, важное место в подготовке к экзамену, конечно, занимает система домашних заданий. Домашние занятия учащихся способствуют воспитанию у них внимательности и воли, точности и аккуратности, развитию трудолюбия и настойчивости в преодолении встречающихся трудностей, самоконтроля и самооценки. Но все эти качества развиваются у учащихся лишь при правильной организации домашних заданий. Контроль за качественным, регулярным выполнением учащимися домашних заданий полностью лежит на родителях. Я стараюсь, как можно чаще им об этом напоминать. С сильными учащимися проще: они контролируют свою работу сами; они более добросовестны; волнуются за свои оценки и хотят знать больше; сами задают вопросы и просят дополнительные, индивидуальные задания. Для "проблемных" детей этот контроль мной осуществляется с помощью системы индивидуальных заданий. Обязательной составляющей процесса обучения, считаю умение учащихся анализировать свои возможности. Я стараюсь учить их самостоятельно определять для себя приоритетные вопросы при изучении нового материала или при ликвидации пробелов в знаниях; видеть динамику сформированности навыков своей учебной деятельности; учу их оценивать результаты своего труда. Динамику роста или неудач учащихся регулярно показываю и обсуждаю с родителями, призывая их участвовать в процессе обучения и контролировать работу своих детей.

Советую детям во время экзамена обратить внимание на следующее: · пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу; -внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать); · если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться; · если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант. Таким образом, в своей работе я попыталась раскрыть основные направления психолого- педагогического сопровождения при подготовке к ЕГЭ.

Постоянные тренировки и усердие, я надеюсь дадут свои плоды в конце учебного года.

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ШКОЛЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВЕЛИКА, НО ОН НЕ ВСЕМОГУЩ, И ОБУЧИТЬ МОЖЕТ ЛИШЬ ТОГО, КТО ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ И КТО САМ УЧИТСЯ.

Некоторые рекомендации учителю.

1. Материал на уроках необходимо излагать в простой, доступной, понятной большинству учащихся, форме.

2. Формы работы на уроках необходимо разнообразить, повышая тем самым интерес к предмету.

3. Необходимо добиваться от учащихся не формального усвоения программного материала, а глубокого осознанного его понимания.

4. В процессе преподавания необходимо делать определенные акценты на те разделы, которые представлены в тестах ЕГЭ.

5. Объяснение нового материала необходимо строить как можно более наглядно, создавать яркие образы и конкретные представления об изучаемом материале, чтобы в наибольшей степени воздействовать на чувства ученика, вызвать у него наглядно- образное мышление.

6. Необходимо разработать систему контроля знаний учеников и возможность устранения пробелов в их знаниях.

7. Необходимо сформировать у всех учащихся достаточно высокий уровень учебной самодеятельности, которая явилась бы для них формой самоосуществления, формой свободной, творческой деятельности.



© 2010-2022