Рабочая программа Наглядная геометрия 6 класс

   Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Каждая из учебных дисциплин объясняет ту или иную сторону окружающего мира, изучает ее, применяя для этого разнообразные методы. Геометрия – это раздел математики, являющийся носителем собственного метода познания мира, с помощью которого рассматриваются формы и взаимное расположение предметов, развивающий пространственные представления, образное мышление обуча...
Раздел Математика
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рассмотрено на заседании

МО учителей математики

Протокол №__ от ______

____________ 2012 года

Председатель МО ________________

/Т.Н. Барышникова/

Согласовано

Заместитель директора

по УВР

/Е.П. Калинина/

30 августа 2012 года

Утверждаю

Директор

МОУ «Гимназия №5»

_________/В.В. Киреев/

31 августа 2012 года







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Учителя 1 квалификационной категории


Барышниковой Татьяны Николаевны


по « Наглядной геометрии»


в 6 «А», 6 «В», 6 «Г» классах










Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»_______2012 г.







г. Саратов

2012-2013 учебный год


Пояснительная записка


Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое. Каждая из учебных дисциплин объясняет ту или иную сторону окружающего мира, изучает ее, применяя для этого разнообразные методы.

Геометрия - это раздел математики, являющийся носителем собственного метода познания мира, с помощью которого рассматриваются формы и взаимное расположение предметов, развивающий пространственные представления, образное мышление обучающихся, изобразительно-графические умения, приемы конструктивной деятельности, т.е. формирует геометрическое мышление.

Целью изучения досистематического курса геометрии - курса наглядной геометрии является всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 5-6-х классов с помощью методов геометрической наглядности. Изучение и применение этих методов в конкретной задачной и житейской ситуациях способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления.

Геометрия как учебный предмет обладает большим потенциалом в решении задач согласования работы образного и логического мышления, так как по мере развития геометрического мышления возрастает его логическая составляющая.

Содержание курса «Наглядная геометрия» и методика его изучения обеспечивают развитие творческих способностей ребенка (гибкость его мышления, «геометрическую зоркость», интуицию, воображение). Вместе с тем наглядная геометрия обладает высоким эстетическим потенциалом, огромными возможностями для эмоционального и духовного развития человека.

Одной из важнейших задач в преподавании наглядной геометрии является вооружение обучающихся геометрическим методом познания мира, а также определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых ученику для нормального восприятия окружающей действительности.

Приобретение новых знаний обучающимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие «геометрическую зоркость», интуицию и воображение обучающихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству обучающихся.

Темы, изучаемые в наглядной геометрии, не связаны жестко друг с другом, что допускает возможность перестановки изучаемых вопросов, их сокращение или расширение.

Данная учебная программа по наглядной геометрии для 5-6-х классов рассчитана (в условиях данной школы) на 68 часов:

В 6 классе - 34 часа.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

- поиска, систематизации, анализа и классификации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.







Содержание обучения

6 класс


1. Линии в геометрии______________________________________________8 ч.

Параллельность и перпендикулярность прямых на плоскости и в пространстве. Ломаные линии. Кривые линии. Окружность. Замечательные кривые.

2. Многоугольники________________________________________________4 ч.

Многоугольники. Параллелограммы

3. Многогранники_________________________________________________2 ч.

Многогранники и их элементы

4. Измерение величин______________________________________________6 ч.

Измерения величин: длина, площадь, объем. Площадь поверхности. Объем куба, параллелепипеда.

5. Координаты____________________________________________________4 ч.

Координаты на плоскости. Игры в координатах.

6. Геометрические построения______________________________________4 ч.

Симметрия. Золотое сечение в геометрии, архитектуре. Бордюры, орнаменты

7. Занимательная геометрия________________________________________6 ч.

Топологические опыты: фигуры одним росчерком пера, листы Мебиуса. Задачи, головоломки, игры. Игры и головоломки с кубом, параллелепипедом. Геометрия клетчатой бумаги.



Литература

Литература для учителя


1. Альхова, З.Н. Внеклассная работа по математике / З.Н.Альхова, А.В. Макеева. - Саратов: «Лицей», 2002. - 288 с.

2. . Афонькин, С.Ю. Игрушки из бумаги / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. - СПб.: Регата, Издательский Дом «Литера», 2000. - 192 с.

3. Гершензон, М.А. Головоломки профессора Головоломкина / М.А.Гершензон. - М.: ДЛ, 1994.

4. Никитин, Б.Н. Ступеньки творчества или развивающие игры / Б.Н.Никитин. - М.: Просвещение, 1990.

5. Смирнова, Е.С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5 кл.: Кн. для учителя / Е.С.Смирнова. - М.: Просвещение, 1999. - 80 с.

6. Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005. - 192 с.

7. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. Пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2000. - 95 с.


Литература для обучающихся


  1. Шарыгин, Н.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений / Н.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005. - 192 с.

Тематическое планирование учебного материала

«Наглядная геометрия»


№ п/п урока

Номер пункта учебника

Тематический раздел

(тема занятия)

Кол-во

часов

Дата

Планируем.

Фактичес.



6 класс





1-4

п.20

Параллельность и перпендикулярность прямых на плоскости и в пространстве

4



5-8

п.3

Углы, их построение и измерение. Многоугольники. Параллелограммы.

4



9-10

п.8

Многогранники и их элементы. Игры и головоломки с кубом, параллелепипедом

2



11-12

п.10

Измерения величин: длина

2



13-16

п.11, п.12

Измерения величин: площадь, объем. Площадь поверхности. Объем куба, параллелепипеда

4



17-20

п.13, 24,25, п.33

Кривые линии. Окружность. Замечательные кривые

4



21-22

п.15

Топологические опыты

2



23-26

п.28-32

Симметрия. Золотое сечение в геометрии, архитектуре. Бордюры, орнаменты

4



27-30

п.22

Координаты. Игры в координатах

4



31-34

п.17, 18, 27, 34

Задачи, головоломки, игры. Геометрия клетчатой бумаги

4





Итого:

34






















Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Наглядная геометрия» для 6 кл. ( 1 урок в неделю)

по учебнику И.Ф. Шарыгина, Л.Н. Ерганжиевой «Наглядная геометрия 5-6 кл.», всего 34 часа.


№ п/п

Тема

Кол-во час.

Основные виды учебной деятельности

Результаты освоения образовательной программы


Вид контроля

Дата проведения

Предметные

Личностные

Метапредметные

План

Факт

1-4

Параллельность и перпендикулярность прямых на плоскости и в пространстве

4

Формулировать определения параллельных и перпендикулярных прямых; распознавать и изображать их на чертежах и рисунках

Умение распознавать и изображать параллельные и перпендикулярные прямые, умение применять изученные понятия для решения задач практического характера

Уметь грамотно излагать свои мысли

Уметь видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах

Практическая работа



5-8

Углы, их построение и измерение. Многоугольники. Параллелограммы.

4

Формулировать определения иллюстрировать понятия угла, прямого, острого, тупого и развернутых углов; вертикальных и смежных углов; биссектрисы угла; многоугольника и параллелограмма; решать задачи на построение и вычисления. Выделять в условии задачи условие и заключение.

Умение работать с математическим текстом, грамотно применять математическую символику и терминологию, умение проводить классификацию фигур. Решать задачи на построение, измерение и вычисления.

Понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры

Планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера

Самостоятельная работа



9-10

Многогранники и их элементы. Игры и головоломки с кубом, параллелепипедом

2

Формулировать определения многогранника, его элементов

Овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений

Понимать смысл поставленной задачи, креативно мыслить

Планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера, принимать решения в условиях неполной информации

Практическая работа



11-12

Измерения величин: длина

2

Формулировать определение расстояние между точками и объяснять свойства длины; решать задачи на вычисление линейных величин

Умение решать задачи на вычисления линейных величин, умение применять изученные понятия для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин

Уметь грамотно излагать свои мысли.

Уметь понимать и использовать математические средства наглядности

Самостоятельная работа



13-16

Измерения величин: площадь, объем. Площадь поверхности. Объем куба, параллелепипеда

4

Объяснять и иллюстрировать понятия равновеликих и равносоставленных фигур; находить площадь многоугольника разбиением на треугольники и прямоугольники; решать задачи на нахождение объема куба и параллелепипеда

Умение объяснять и иллюстрировать понятия равновеликих и равносоставленных фигур; находить площадь многоугольника разбиением на треугольники и прямоугольники; решать задачи на нахождение объема куба и параллелепипеда

Планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Уметь понимать и использовать математические средства наглядности, уметь видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах

Практическая работа, самостоятельная работа



17-20

Кривые линии. Окружность. Замечательные кривые

4

Формулировать определение окружности; иллюстрировать разные виды замечательных кривых линий; решать задачи на деление окружности на части; формулировать понятие вписанного угла в окружность; решать задачи на вычисление углов в окружности

Умение иллюстрировать разные виды замечательных кривых линий; решать задачи на деление окружности на части; формулировать понятие вписанного угла в окружность; решать задачи на вычисление углов в окружности

Планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Практическая работа, самостоятельная работа



21-22

Топологические опыты

2

Объяснять и иллюстрировать топологические опыты

Овладение геометрическим языком. Умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений, умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера

Креативно мыслить, применять активность, находчивость при решении математических задач

Планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Практическая работа



23-26

Симметрия. Золотое сечение в геометрии, архитектуре. Бордюры, орнаменты

4

Объяснять и иллюстрировать симметрию; строить симметричные фигуры, бордюры. орнаменты

Овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений, умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера

Креативно мыслить, применять активность, находчивость при решении математических задач

Уметь планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера

Практическая работа



27-30

Координаты. Игры в координатах

4

Формулировать понятия декартовой системы координат, координат точки; выполнять построение точек в координатной плоскости

Овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений, умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера, умение выполнять построения точек в координатной плоскости

Понимать смысл поставленной задачи, принимать решения в условиях неполной информации

Уметь видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах.

Практическая работа



31-34

Задачи, головоломки, игры. Геометрия клетчатой бумаги

4

Решать задачи-головоломки, задачи-игры

Умение решать задачи-головоломки, задачи-игры

Креативно мыслить, применять активность, находчивость при решении математических задач

Принимать решения в условиях неполной информации, видеть различные стратегии решения задач.

Самостоятельная работа




© 2010-2022