- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии 8 класс
Рабочая программа по геометрии 8 класс
Раздел | Математика |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гречушкина Т.В. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по геометрии для 8 класса разработана на основании следующих нормативных правовых документов:
- Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089;
- примерной программы среднего общего образования по геометрии (базовый уровень),
- авторской программы по геометрии в 7-9 классов (базовый курс) УМК по Л. С. Атанасян
Основные цели курса:
-развивать пространственное мышление и математическую культуру;
-учить ясно и точно излагать свои мысли ;
-формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности ,доводить начатое дело до конца;
-помочь приобрести опыт исследовательской работы.
Задачи обучения:
-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;
-начать изучение многоугольников и их свойств, научить находить их площади;
-ввести теорему Пифагора и научить применять её при решении прямоугольных треугольников;
-ввести тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике научить применять эти понятия при решении прямоугольных треугольников;
-ввести понятие подобия и признаки подобия треугольников, научить решать задачи на применение признаков подобия;
-ввести понятие вектора , суммы векторов, разности и произведения вектора на число;
-ознакомить с понятием касательной к окружности.
2) Общая характеристика учебного предмета
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры и эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления и формирование понятия доказательства.
-
Описание места предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МАОУ «Памятнинская СОШ» на изучение геометрии в 8 класс предусмотрено за счёт федерального компонента 2 часа в неделю, 68 часов за год.
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.
Личностные
-
Сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
-
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
-
Сформированность коммуникативной компетентности в общении со всеми участниками образовательного процесса, в образовательной, учебно - исследовательской и других видах деятельности;
-
Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
-
Представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
-
Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
-
Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
-
Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
Метапредметные
-
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-
Умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
-
Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
-
Осознанное владение логическими действиям и определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления связей;
-
Умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, делать умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
-
Умение создавать, применять и преобразовывать знаково- символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
-
Сформированность и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий ( ИКТ-компетентности);
-
Первоначальные представления об идеях и методах математики как универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
-
Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
-
Умение находить в различных источниках информацию. Необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
-
Умение понимать и использовать математические средства наглядности ( рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
-
Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
-
Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
-
Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
-
Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
-
Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметные
-
Умение работать с геометрическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
-
Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; иметь представление об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
-
Овладение навыками устных, письменных инструментальных вычислений;
-
Овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
-
Усвоение системы знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне - о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
-
Умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
-
Содержание учебной программы
Четырехугольники (14 часов)
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников - параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией. Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы. Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников.
Площадь (14 часов)
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
Цель: расширить и углубить полученные в 5-6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии - теорему Пифагора. Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на двух основных свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для обучающихся. Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
Подобные треугольники (19 часов)
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии. Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон. Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение. В заключение темы вводятся элементы тригонометрии - синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Окружность (17 часов)
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить обучающихся с четырьмя замечательными точками треугольника. В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач. Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров. Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
Повторение. Решение задач. (4 часа)
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 8 класса.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные. Основой построения курса геометрии 8 класса являются идеи и принципы развивающего обучения. Главными принципами развивающего обучения являются обучение на высоком уровне трудности и ведущую роль в обучении занимают теоретические знания. Ведущими технологиями развивающего обучения являются проблемно-поисковая, исследовательская технологии, технология развития критического мышления. Именно они позволяют создать такое образовательное пространство, в котором ученик является субъектом процесса обучения. Применение этих технологий обеспечивается строгим соблюдением такого дидактического принципа, как принцип систематичности и последовательности изложения материала. Не упуская из виду того, что основной целью развивающего обучения является формирование и развитие теоретического мышления, новые понятия и алгоритмы вводятся с опорой на принцип наглядности в обучении.
-
Тематическое планирование
-
№ раздела программы
Раздел программы
Количество часов
В том числе контрольных работ
1
Четырёхугольники
14
2
2
Площадь
14
2
3
Подобные треугольники
19
2
4
Окружность
17
1
5
Повторение
4
1
всего
68
6
-
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
-
Атанасян Л.С. Геометрия 7 - 9. Учебник для 7 - 9 классов средней школы. М., «Просвещение», 2009.
-
Рабочие тетради по геометрии для 8 класса. К учебнику Л.С. Атанасян
-
Атанасян, Л. С, Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя [Текст] / Л. С. Атанасян. - М.: Просвещение.
-
Зив, Б. Г. Дидактические материалы по геометрии для 8 кл. [Текст] / Б. Г. Зив. - М.: Просвещение.
-
Артюнян Е. Б., Волович М. Б., Глазков Ю. А., Левитас Г. Г. Математические диктанты для 5-9 классов. - М.: Просвещение.
-
Буланова Л. М., Дудницын Ю. П. Проверочные задания по математике для учащихся 5-8 и 10 классов. - М.: Просвещение.
-
Бурмистрова Т.А. Программы общеобразовательных учреждений.
Геометрия. 7-9 классы. М.: Просвещение, 2009. 126 с. -
Геометрия, 7-9: учебник для общеобразоват. учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. М.: Просвещение, 2004 -2008.
-
Зив Б. Г., Мейлер В. М. Дидактические материалы по геометрии за 8 класс. - М.: Просвещение, 2005.
-
Иченская М. А. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л. С. Атанасяна 7-9 классы. - Волгоград: Учитель, 2006:
-
Презентации по геометрии 8 кл.
-
Таблицы справочные «формулы сокращенного умножения , основные формулы тригонометрии, тригонометрия, логарифмы, тригонометрические уравнения, свойства арифметических корней, квадратные уравнения, производная, свойства степеней, значения тригонометрических функций»
-
Доска
-
Мультимедиа проектор
-
Компьютер.
-
Экран
-
Интернет - ресурсы.
-
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Планируемый уровень подготовки учащихся 8 класса на конец учебного года в соответствии с требованиями установленными образовательной программой ОУ:
- распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские геометрические фигуры;
- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
- находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии);
- оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
- решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
- решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
- овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
- вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов;
- вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
- вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
Календарно-тематическое планирование
№урока
Наименование раздела
Тема урока
Требования к уровню подготовки обучающихся
Количество часов
Дата проведения
1-2
Четырехугольники
Многоугольники.
-уметь строить выпуклый многоугольник;
-знать формулу суммы углов выпуклого многоугольника
2
3-4
Параллелограмм и трапеция.
-уметь доказывать свойства параллелограмма;
-уметь доказывать признаки параллелограмма;
-знать, что называют трапецией;
-уметь решать задачи на доказательство
2
5-7
Решение задач по теме «Параллелограмм и трапеция»
-уметь решать задачи
3
8
Контрольная работа № 1 по теме:
«Четырёхугольники»
-уметь применять все изученные свойства, признаки и теоремы в комплексе;
-уметь решать задачи;
1
9-10
Прямоугольник, ромб и квадрат.
-уметь доказывать теоремы и свойства прямоугольника;
-уметь доказывать свойства ромба и квадрата;
2
11
Решение задач по теме «Прямоугольник, ромб и квадрат.»
-уметь решать задачи на применение свойств фигур;
1
12
Прямоугольник, ромб и квадрат.
-уметь применять все изученные свойства в комплексе;
1
13
Решение задач по теме: «Четырёхугольники и их свойства»
-уметь решать задачи, опираясь на изученные свойства
1
14
Контрольная работа №2 по теме: «Четырёхугольники»
-уметь применять все изученные свойства, признаки и теоремы в комплексе;
-уметь решать задачи;
1
15-16
Площадь
Площадь многоугольника.
-уметь вывести формулу площади прямоугольника;
2
17
Площадь параллелограмма.
-знать формулу площади параллелограмма;
1
18
Площадь треугольника.
-знать формулу площади треугольника;
-уметь находить площадь прямоугольного треугольника;
-уметь решать задачи на применение формулы
1
19
Площадь трапеции.
-знать и уметь доказывать формулу вычисления площади трапеции;
1
20-21
Решение задач
-уметь решать задачи на применение формулы
2
22
Контрольная работа № 3
-уметь применять все изученные формулы, признаки и теоремы в комплексе;
-уметь решать задачи;
1
23-25
Теорема Пифагора.
-уметь доказывать теорему Пифагора;
3
26-27
Решение задач по теме «Теорема Пифагора.»
-уметь решать задачи на нахождение гипотенузы или катета в прямоугольном треугольнике
2
28
Контрольная работа №4 по теме; «Площадь многоугольников»
-уметь применять полученные знания в комплексе
1
29-30
Подобные треугольники
Определение подобных треугольников
-уметь определять подобные треугольники;
2
31-32
Признаки подобия треугольников.
-уметь доказывать первый признак подобия треугольников;
-уметь доказывать второй признак подобия треугольников;
2
33
Решение задач по теме «Первый и второй признаки подобия треугольников.»
-уметь применять признаки при решении задач
1
34
Третий признак подобия треугольников.
-уметь доказывать третий признак подобия треугольников;
1
35
Решение задач по теме «Третий признак подобия треугольников.»
-уметь применять признак при решении задач
1
36
Контрольная работа №5. По теме «Определение подобных треугольников»
-уметь применять первый, второй, третий признаки в комплексе при решении задач
1
37
Определение средней линии треугольника.
-уметь определять среднюю линию треугольника;
1
38
Теорема о средней линии треугольника
-уметь доказывать теорему о средней линии треугольника;
1
39
Решение задач по теме «Средняя линия треугольника»
-уметь решать задачи, используя теорему о средней линии треугольника
1
40
Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.
-уметь использовать утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике при решении задач
1
41
Решение задач по теме «Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике.»
1
42
Практические приложения подобия треугольников.
-уметь решать задачи на построение методом подобия;
1
43
Решение задач по теме «Подобия треугольников»
-применять подобия к доказательству теорем и решению задач
1
44
Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
-уметь определять синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника;
-знать основное тригонометрическое тождество
1
45
Значение синуса, косинуса для углов 300, 450, 600.
-знать таблицу значений синуса, косинуса для углов 300, 450, 600
1
46
Значение тангенса для углов 300, 450, 600.
-знать таблицу значений тангенса для углов 300, 450, 600
1
47
Контрольная работа №6. По теме «Соотношение между сторонами и углами в треугольнике»
-уметь применять подобия к доказательству теорем и решению задач;
-уметь решать задачи, используя соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника
1
48
Окружность
Взаимное расположение прямой и окружности.
-знать все взаимные расположения прямой и окружности;
-уметь находить расстояние от точки до прямой
1
49
Касательная к окружности.
-уметь доказывать свойство и признак касательной;
-уметь определять касательную к окружности;
1
50
Решение задач по теме «Касательная к окружности»
-уметь проводить через данную точку окружности касательную к этой окружности
-уметь решать задачи
1
51
Центральный угол.
-уметь определять градусную меру центрального угла;
1
52
Градусная мера центрального угла
1
53
Определение вписанного угла
-уметь определять вписанный угол;
1
54
Вписанный угол.
-доказывать теорему о вписанном угле и следствия к ней;
-знать в каком отношении пересекаются хорды окружности
1
55
Четыре замечательные точки треугольника.
-уметь доказывать указанные теоремы;
1
56
Закрепление по теме «Четыре замечательные точки треугольника.»
-уметь доказывать указанные теоремы;
1
57
Решение задач по теме «Четыре замечательные точки треугольника.»
-уметь решать задачи на применение этих теорем
1
58
Вписанная окружность.
-уметь вписывать окружность в многоугольник;
1
59
Теорема о вписанной окружности
-уметь доказывать теорему о вписанной окружности и свойства;
1
60
Описанная окружность.
-уметь описывать окружность
около многоугольника;
1
61
Решение задач по теме «Описанная окружность.»
-уметь доказывать теорему об описанной окружности и замечания;
-знать, чему равна сумма противоположных углов вписанного многоугольника
1
62
Решение задач по теме «Градусная мера центрального и вписанного угла»
-уметь определять градусную меру центрального и вписанного угла;
1
63
Решение задачи по теме «Четыре замечательные точки треугольника»
-уметь решать задачи с использованием замечательных точек треугольника;
-знать, чему равна сумма противоположных углов вписанного многоугольника
1
64
Контрольная работа №7 по теме: «Окружность»
-уметь применять полученные знания в комплексе
1
65
Итоговое повторение
Решение задач по теме «Площадь многоугольника»
-уметь находить площадь многоугольника по формулам;
1
66
Решение задач по теме «Свойства вписанной и описанной окружности»
-знать свойства вписанной и описанной окружности
1
67
Повторение по теме «Четыре замечательные точки треугольника»
-уметь решать задачи с использованием замечательных точек треугольника;
-знать, чему равна сумма противоположных углов вписанного многоугольника
1
68
Итоговая контрольная работа.
-уметь применять все полученные знания за курс геометрии 8 класса
1
Итого 68 часов в год
68