Методическая разработка для школьного математического кружка

В последнее время среди подростков заметно охладел интерес к истории распространения математических знаний как вообще, так и в нашей родной стране. А между тем область эта, как бы её старательно не изучали, остаётся, по-прежнему, малоисследованной для современного ученика, как будто таинственной. Попытаться, на сколько это возможно, со своими учениками заняться своеобразным исследованием, окунуться в такой загадочный и увлекательный мир (попытаться) увидеть изучаемую нами науку в другом ракурсе,...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Методическая разработка для школьного математического кружка.

Автор: М. А. Баженова

Санкт-Петербург 2014 г.

Оглавление



Введение …………………..………………….……….……………… 2

Часть 1 ………………………………………………………………….… 3

Часть 2 ……………………………………………………………………. 4

Часть 3 ……………………………………………………………………. 5

Выводы ………………………………………………………………….. 5

Рекомендации …………………..…………………………………. 6

Сценарий …………………………..………………………………….. 6

Заключение ………………………………..……….………………… 7

Список литературы .……………….………….…….………….. 8





























Введение.

В последнее время среди подростков заметно охладел интерес к истории распространения математических знаний как вообще, так и в нашей родной стране. А между тем область эта, как бы её старательно не изучали, остаётся, по-прежнему, малоисследованной для современного ученика, как будто таинственной. Попытаться, на сколько это возможно, со своими учениками заняться своеобразным исследованием, окунуться в такой загадочный и увлекательный мир (попытаться) увидеть изучаемую нами науку в другом ракурсе, постигнуть взаимосвязи математики и других наук. Все эти цели, которые были поставлены мною и которые достигаются частично уже в процессе подготовки к математическому вечеру по теме: «История развития математической мысли на Руси»

Конечно, такое намеренье учителя должно сочетаться с сознательным и продуманным усилием детей.

Конечная цель такого «Математического вечера», в интересной, увлекательной форме изучить разделы математики «Так измеряли в старину», пробудить их творческую активность, чтобы могли применить полученные знания не только на уроках математики, но и истории, литературы, географии, расширить их кругозор, активизировать познавательную деятельность. Несомненно, что эта работа приучает детей к самостоятельной исследовательской деятельности. В процессе этой работы развивается и чувство ответственности за конечные результаты, и умение вести работу в духе взаимовыручки и поддержки.

Хорошо, если в подготовке этого вечера примут участие не только ребята из математического кружка, но и из других детских, творческих коллективов школы. Это позволит значительно украсить праздник, определит интерьер и атмосферу его проведения.

Несомненно, в наше время, когда чтение классической литературы, обсуждение серьёзных проблем всё более вытесняется пустым времяпровождением в подростковой среде; такой «Математический праздник» может оказаться событием в любой школе.







Часть 1.

Сочинение Кирика: «Учение о числах» представляет несомненный интерес для изучения формирования астрономических и математических взглядов и воззрений у древнерусских книжников, а он сам считается первым русским математиком, известным нам по имени, и автором древнейшего сохранившегося математического сочинения Древней Руси. Историки астрономии считают, что «Учение» - первая русская оригинальная статья о календаре, даны теоретические основы календарного счёта.

Впервые, полный текст учения опубликовал митрополит Евгений(Болховитинов) в 1828г. Затем к этому тексту неоднократно обращались многие ученые, но книга Р.А. Симонова - наиболее полная и подробная работа, в которой рассматриваются проблемы, связанные с изучением рукописного наследия Кирика.

Кирик написал свой научный трактат к 26 годам, к этому времени он прожил 113964 часа (дневных) так сам о себе он поведал нам. (Им же был введён в «научный оборот» стотысячный разряд)

19 июня 1136 г. Жители Новгорода выгнали Всеволода и дожидались Святослава. Вышли монахи Антониева монастыря. Во главе монастырского хора стоял доместик Кирик, худой строгого и болезненного вида монах. Он много занимался читал и писал: «Ученье им же ведети человеку числа всех лет». По отзыву Р.А. Симонова, аналога этому трактату ни в древнерусской, ни в южнославянской литературе не имеется. Средневековый трактат по вычислительной математике, исчисление чисел порядка десятков миллионов. Известны Погодинский список XVII века. Мазуринский XVIIIвек, XIX век - Румянцевский

  1. «О единицах счёта времени. §1 - §5

  2. «О теоретических основах календаря» §6 - §18

  3. «О дробном делении часа» §19 - §27

Упорядоченное изложение хронологического материала в соответствии с определёнными литературными приёмами. Построение напоминает композицию симфонического произведения, в котором каждая часть отличается законченностью, а в заключительной подчеркивается общее единство посредством повторения музыкальных тем всех частей. Отдельные аспекты проблемы заключаются в отдельные главы, а в заключительной монографии подводятся общие итоги исследования.

В сочинении дьякона Кирика представлены систематичность, полнота, упорядоченность и единство логики изложения.

В части первой этой главы мы узнали, какие математические знания применялись в Древней Руси, как обстояло дело с математикой в X-XI веках, имя первого русского математика.

Во второй части этой главы познакомимся поподробнее с первым учебником математики и его автором Леонтием Магницким.

Думаю, не без интереса дети изучат точную копию первого русского учебника математики и биографию создателя учебника.

Часть 2

«Арифметика» Л. Магницкого.

Хотелось бы дать полное представление об учебнике даже с внешней стороны, тем более что для преподавателя математики, который живет в таком городе, где в Государственной библиотеке можно работать с подлинниками и при помощи современной техники донести точные образцы старинного учебника до своих учеников.

Конечно, любопытно, как почти на столетие был в употреблении этот учебник, причём в течении полувека он был единственным и, следовательно, выучились по нему целые поколения деятелей физико-математических наук в России.

О Леонтии Магницком сохранилось мало подробностей. Родился в 1669 г. Где и кто родители неизвестно. Природнорусский. Общее образование Магницкий получил в Славяно-Греко-Латинской Академии. Преподавали там учёные монахи Иоаникий и Софроний Лихуды. Причём, математика в тот начальный период в Академии не преподавалась. Изучал он её самостоятельно, шел своим путём.

В тридцать лет он становиться учителем математики 1 русской школы, в которой обучение этому предмету было отведено видное место, а именно Математиконавигационная школа.

Для нового училища нужны были новые учебники, и в самом начале своей деятельности, а именно, в 1703 году Магницкий выпускает в свет свою «Арифметику». Затем вместе с учителями англичанами в тот же год создают таблицу логарифмов. К своим обязанностям преподавателя и воспитателя Магницкий относился чрезвычайно добросовестно. Дьякон Курбатов в письме к боярину Фёдору Алексеевичу Головину, в ведении которого была школа писал, что англичане учат детей чиновно, а когда временем загуляют или проспят, Леонтий Магницкий при школе непрестанно бывает, имеет тщание не только к единому ученикам в науке радению, но и ко иным доброму поведению (Леонтий же просит от частого их англичан гневоимания от школы освободить. А сами наукою до него не дошли) Так писал Курбатов о событиях происходящих на его глазах.

С 1732 - становиться старшим учителем Московской школы и коммисаром (зав. хозом) До самой кончины октября 1739 г. трудился. Прах погребли в Москве в церкви Гребневской Божией Матери, в трапезе храма.

В заключении биографии Магницкого приведем отзыв о нем как о человеке В. К. Тредьяковского, который знал его лично: «… сущий Христианин, добросовестный Человек, и въ немже льсти не было»

Статьи «О прогрессиях и радикалах» выделяются своим продолжительным существованием, как и его «Арифметика». Все сказанное можно заключить словами В. В. Бобынина: «Едва ли можно найти в русской физико-математической литературе другое сочинение с таким же историческим прошлым как учебник «Арифметика» Магницкого. Статьи выделяются своим продолжительным существованием, как и его Арифметика (Учебник был единственным на весь 18 век, по нему выучились выдающиеся деятели физико-математической науки. Ломоносов долгие годы хранил этот учебник. Интересно, что в учебнике давались практические советы, как применять знания по алгебре и геометрии на корабле, на верфи, в лавке, на поле боя).

Часть 3

Подготовка к «Математическому вечеру»

  1. Определим возраст участников. Дети 5-6 классов.

  2. Определим количественный состав участников. Не более чем 5-6 человек от класса в команде, остальные болельщики.

  3. Командам пятых, шестых классов раздаются домашние задания с указанием срока выполнения. Выполненные домашние задания служат заявкой команды для участия в конкурсе, который проводим во время «Математического вечера»

Домашнее задание.

  1. Внимательно изучив учебник Виленкина 5-6 класс, и учебник собеседник Шеврина выпишите старинные меры веса, длины, объёма, денежные единицы.

  2. Найти в художественной, исторической или научной литературе упоминания о старинных мерах веса, длины и т.п. Выпиши их. Укажи первоисточник.

  3. Инсценировать задачу с использованием старинных мер.



  • Замечательно, если в этой работе примет участие председатель метод объединения математиков, учителя-предметники, возможна помощь классного руководителя, библиотекаря и даже родителей.

Итак, пока 3 недели дети готовят домашнее задание, наша задача (кружка математики) объединить творческую работу других кружков школы. Во-первых, театральная студия с радостью поможет в подготовке сценария. Кружок декоративно-прикладного творчества поможет оформить декорации праздника. Музыкальный коллектив украсит вечер звучанием народных инструментов, студия керамики поможет сделать награды командам-победителям. Кружок «Вологодские кружева» и «Резьбы по дереву» поможет оформить сцену продажи-покупки товаров народных промыслов и ремесленных изделий по задуманному сюжету с использованием старых цен. Кружок «Моделирование одежды» окажет помощь в оформлении костюмов нужной эпохи для инсценировки задач. Это позволит значительно украсить праздник, определит интерьер и атмосферу его проведения.

После проведения подготовительных работ дети обязательно должны увидеть этот математический праздник и почувствовать творческую радость.

Выводы.

За время подготовки математического вечера дети прочитали много полезных книг, обогатили свою память знаниями из области математики литературы, истории, истории города. Увидели связь между разными науками, разными эпохами, расширился их кругозор и представления об окружающем мире. Укрепились навыки работы в коллективе над серьёзной темой. Получили видимый результат своего труда и доброжелательные отзывы учителей об их работе, положительно окрашенные эмоциональные переживания. Такое редкое сочетание серьёзной темы и ощущения праздника, игры, думается, на пользу детям, да и взрослым.

А самое главное пробудился и окреп интерес к изучению истории развития математики у детей. Реализовались их творческие способности.

Рекомендации

Очень удобно использовать предложенные результаты работы для организации внеурочной работы с детьми в любой общеобразовательной школе, как в крупном городе, так и в отдаленных сельских школах. Можно изменить сценарий праздника, ввести новые действующие лица, или, наоборот, сократить число участников спектакля.

Можно изменить возраст участников или количественный состав команд.

Однако следует учесть, что чем больше у детей будет времени на подготовку, тем плодотворнее будут результаты из поиска.

Хочется пожелать успехов всем, кто попытается повторить этот праздник у себя в школе.

Сценарий (Краткий)

  1. Звук колоколов (фонограмма). Открывается занавес. На фоне золотистых куполов новгородских храмов звучит рассказ о Кирике Новгородце. Тихо. Освещение мягкое. Занавес закрывается.

  2. Звучит музыка характерная для Москвы начала 18 века. Открывается занавес, изменились декорации. Мы слышим рассказ об авторе 1 русского учебника математики Л. Магницком.

  3. В третий раз звучит музыка и начинается математическая сказка.

Команды внимательно следят за приключениями главных персонажей сказки Вани и Маши, которые чудесным образом попадают на ярмарку прошлого века и не очень хорошо разбираются в происходящих событиях.

Так, например, Ване не представляет себе, что можно купить на один рубль. Ведущий может просить участников помочь Ване подсказать, что можно купить было на 1 рубль. Тут кто-либо из детей может прочитать отрывок из «Петра 1» А. Толстого о покупке скота на 1 рубль, краеведы могут вспомнить что в XI веке на 1 рубль можно было купить 54 барана, 10 пудов мёда или 100 десятин земли. А в конце XVIII века Суворову в Ундоле построили домик за 200 руб. и т.д. По сценарию встретятся так же тексты на меры длины, задачи на объём, где дети могут показать свои знания.

Проверка домашнего задания.

Инсценированные старинные задачи.

Например, ведущий объявляет: «Один из сослуживцев Суворова вспоминал». На сцене появляется ученик в костюме той эпохи и рассказывает: в 1771 году Суворов хворал, но дела своего не покидал и с весны опять носился со своим отрядом разбивая отряды поляков. Один раз за 17 суток прошёл он со своим отрядом 700 вёрст, причём 2-х суток не проходило без боя. (Из книги дочери маршала Жукова о Суворове). Ведущий задаёт вопрос участникам о том какой скоростью двигался отряд Суворова, ответ перевести в современные единицы измерения.

И так, поочерёдно свои домашние работы представляют на суд жюри делегаты от команды каждого класса.

У другой, возможно, будет инсценировка Некрасовского отрывка где встретятся слова «…уж под ними осталось меньше аршина земли в ширину, меньше сажени в длину. Тогда вопрос ведущего может быть такой: «Какая площадь островка оставалась в современных единицах измерения площади?»

Все остальные пробуют записать правильный ответ и передать в жюри. И так пока все классы не покажут свои миниатюрные инсценировки.

Подведение итогов.

В перерыве, пока работают члены жюри, уместно напоить чаем из самовара с пряниками собственного изготовления по старинным рецептам в виде цифр или в традиционной тематике.

В заключении объявить итоги, наградить победителя бесплатной экскурсией, например, в музей этнографии. Если есть желание можно задержаться после праздника поиграть, разгадать головоломку.

Заключение

В заключительной части хочется отметить, что мы постарались, чтобы это был не только урок математики для детей, но и урок жизни. Очень важно чтобы дети не забыли поблагодарить всех, кто помог им организовать этот праздник. В наше время, когда рушатся самые обыкновенные общечеловеческие понятия о доме, ответственности, важно, чтобы мы вместе с детьми прошли этот урок. Научить подростка просить совета, помощи взрослого, педагога, учителя и научить его благодарности- это ещё одна задача которую мы можем попытаться решить.

Хорошо, если после этого праздника мы сможем вместе с детьми изготовить самодельные открыточки с добрыми словами, постараться вспомнить всех, кто помог нам в этой работе и поблагодарить.



















Список литературы.

  1. Рукопись ГБП собрание Погодина №76 «Учение о числах»

  2. Симонов Р.А. «Кирик Новгородец» учёный 12 века М. 1980 г.

  3. Юшкевич Ад. П. «История математики с древнейших времён до нашего начала 19 столетия М. Наука 1970г.

  4. Л. Магницкий «Арифметика»

  5. В.Ф. Андреев «Краткий очерк истории Новгорода»

  6. Словарь книжников и книжности в Древней Руси» Л. 1987 г.

  7. Л.Н. Шеврин «Учебник-собеседник»

  8. Я.И. Перельман «Занимательная арифметика» М. 1954 г.

  9. Виленкин: «Учебник математики»

  10. А.П. Юшкевич: «Математика в её истории» М. Янус 1996 г.



© 2010-2022