Дифференцированно-групповая форма работы на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дифференцированно- групповая форма учебной работы на уроках математики.

Как повысить качество обучения школьников? Этот вопрос я задаю себе каждый раз, когда сажусь готовиться к урокам. Возможно ли достичь хорошего результата путем организации дифференцированно-групповой формы работы, характеризующейся учебной деятельностью учащихся на основе учебного сотрудничества в малых группах, с учетом учебных возможностей и степени обученности школьников? На уроке надо создать оптимальные условия для умственного развития каждого, чтобы преодолеть постоянно возникающие противоречия между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний и умений. Все это приводит к необходимости использования уровневой дифференциации на уроках. В условиях дифференцированного обучения комфортно чувствуют себя сильные и слабые ученики. В условиях дифференциации учитель к каждому ученику относится как к уникальной, неповторимой личности. Оставаясь в рамках классно-урочной системы и используя при этом дифференциацию обучения, мы сможем приблизиться к личностной ориентации образовательного процесса. Для организации продуктивной деятельности учащихся необходимо осуществлять на отдельных этапах урока дифференцированно-групповое обучение. Оно предполагает организацию деятельности по овладению знаниями разных групп учеников с учетом их индивидуальных возможностей. Таким образом, перед учителем встает проблема: как делить учащихся на типологические группы, что брать за основной критерий.

К первой группе относятся ученики с высшими возможностями. Они усваивают новый материал быстро, они свободно выполняют упражнения, решают задачи, с большим интересом работают над различными источниками знаний. У этих учащихся проявляется высокая самостоятельность. Они стремятся решать оригинальные познавательные задачи, которые приносят им удовлетворение .У этих учеников, как правило, развиты стержневые интересы к познанию закономерностей природы и мира, они отличаются высокой начитанностью. Владея навыками самостоятельной работы лучше своих одноклассников, они могут свободно работать без постоянного надзора учителя. Эти учащиеся нуждаются в заданиях повышенной трудности.

К второй группе относятся ученики с высокими учебными возможностями. Они имеют прочные знания, служащие реальной основой для успешной деятельности на занятиях. Они обладают несколько меньшим потенциалом, чем ученики первой группы, но усваивают материал почти на том же уровне. Они владеют навыками самостоятельной работы, свободно анализируют материал, выделяют существенное, обладают способностью к абстракции. Одни из них не уступают первой группе в усвоении материала, но не всегда тщательно закрепляют изученное, так как не обладают высокой учебной работоспособностью. Другие помедленнее усваивают материал, не сразу схватывая ключевые положения, но достигают хороших результатов благодаря самоотверженной работе по достижению поставленных целей. Они тщательно все анализируют, совершая разнообразные умственные операции. Эти учащиеся хорошо учатся, работают в быстром темпе. Однако нуждаются в некотором корректировании их деятельности, периодическом контроле за их учебными действиями.

В третью группу входят учащиеся со средними учебными возможностями. Они при соблюдении всех требований дидактики могут учиться нормально. Отдельные из них, обладая высокой обучаемостью, характеризуются низкой учебной работоспособностью. У них нет прилежания, высокой целеустремленности в учебной деятельности. Эти ученики нуждаются в том, чтобы их деятельность тщательно направлялась, осуществлялся оперативный контроль за их работой. В этой же группе ученики с типичными средними показателями в обучаемости и учебной работоспособности. Они не всегда имеют нужный фонд действенных знаний, который бы служил верной опорой для усвоения новых знаний. Не в достаточной мере владея способностью к анализу, выделению существенного, а также не отличаясь высокой умственной самостоятельностью в познавательной деятельности, эти учащиеся нуждаются в оперативной поддержке и помощи педагога. Учитель должен обстоятельно планировать их учебно-познавательную деятельность, оказывать поддержку, помощь и осуществлять оперативный контроль за их работой. Эти учащиеся медленнее, чем их одноклассники из первой группы, усваивают понятия и всю систему знаний в целом, приобретают умения и навыки. В процессе учебной деятельности они не всегда могут нап

Четвертая группа - ученики с низкими учебными возможностями. Они отличаются от третьей группы тем, что имеют низкий уровень обучаемости или учебной работоспособности. Ученики с низкой обучаемостью слабо воспринимают материал, не владея должным образом умственными операциями анализа, синтеза, обобщения и выделения существенного. Эти ученики без помощи учителя работать не могут, они не проявляют умственной самостоятельности в анализе явлений, обобщений, выделении существенного и абстрагировании. Они отличаются низким уровнем усвоения знаний. Эти учащиеся не имеют прочных опорных знаний, что вызывает затруднения в анализе нового материала.

Другая группа учеников, располагая необходимыми данными в обучаемости, не всегда желает и не всегда умеет работать. У них низкая учебная работоспособность. Нужен тщательный контроль за их деятельностью. Только благодаря ему можно заставить их ритмично работать, достигая положительного результата в познавательной деятельности. Эти ученики нуждаются в специальном подходе со стороны педагогов. Чтобы организовать продуктивную деятельность учащихся, необходимо осуществлять на отдельных этапах урока дифференцированное обучение. Дифференцированный подход обеспечивает личностно - ориентированную среду для развития, воспитания и сохранения здоровья обучающихся. Дифференцированные формы учебной деятельности могут быть успешно организованы на любом этапе урока математики. Применение дифференцированного обучения помогает учителю достичь следующих целей:

Для первой группы:

  • Развивать обобщенный интерес к предмету;

  • Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности;

Для второй группы:

  • Развивать устойчивый интерес к предмету;

  • Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия;

  • Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала;

  • Сформировать умения самостоятельно работать над заданием;

  • Развивать интеллектуальные умений учащихся

Для третьей группы и четвертой.

  • Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с их индивидуальными особенностями;

  • Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях;

  • Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

Рассмотрим, как дифференцированно-групповая форма работы может включаться в процесс обучения. Работа организуется следующим образом. Я сначала излагаю материал всем. Затем ученикам первой, второй групп предлагаю работать с другими источниками знаний, а с учащимися третьи, четвертой групп разбирает материал вторично, уточняя отдельные моменты, еще раз аргументируя основные положения. На этом этапе ученики со средними и низкими учебными возможностями, отвечая на вопросы учителя, обобщают и систематизируют знания. Ученики с высокими учебными возможностями, отличающиеся познавательной самостоятельностью, расширяют и углубляют знания. Для них обычная воспроизводящая деятельность вместе со всеми малоэффективна. Работа же над дополнительными источниками обогащает их знания, эффективно способствует формированию умений и навыков.

Иногда я провожу более тонкую дифференциацию обучения, предлагая задания соответствующего типа каждой группе учеников. Эта форма дифференциации практикуется на последнем этапе формирования умений и навыков. Внимательно наблюдая за работой учащихся, легко обнаружить, что часть из них свободно решает задачи, упражнения. Им можно дать творческую работу по составлению задач, упражнений. Ученикам второй группы следует подобрать специальные задачи оригинального типа, третьей группы - задачи, упражнения сложного типа, четвертой группы - задачи и упражнения средней сложности. Определив группам задания разных типов, я наблюдаю за самостоятельной работой учеников. Особенно внимательно надо следить за учащимися с низкими учебными возможностями. В необходимых случаях приходить им на помощь. Однако надо иметь в виду, что эти ученики с робостью берутся за выполнение задания, у них нет полной уверенности в том, что они сумеют его сделать. Подбадривание и поддержка их в этот период чрезвычайно важны. Ученики с высшими и высокими учебными возможностями обычно с большим интересом работают над решением оригинальных задач. Это способствует обострению их мышления, полной мобилизации моральных и интеллектуальных сил для достижения цели. В этот момент они также нуждаются в поддержке и помощи со стороны учителя. Например, на уроках геометрии в 8 классе при изучении темы "Трапеция" с помощью чертежей вместе с учениками даем определение трапеции, её элементов. Знакомлю с видами трапеций. Далее класс разбиваю на группы и даю задания. Первой группе " Исследовать углы равнобедренной трапеции". Второй группе "Исследовать диагонали трапеции". Третьей и четвертой группам даю решать задачи. Затем каждая группа у доски показывает результат своей работы. Приведу ещё пример.

Задания для групповой дифференцированной работы на этапе изучения темы "Произведение суммы и разности двух одночленов" (VII кл.)

Выполните умножение двух выражений и проанализируйте полученные результаты для каждого примера.

Вариант А.

а) (5х+4у)(5х-4у); б) (0,5а+2b)(0,5а-2b);

Вариант В.

а) (8х+3у)(8х-3у); б) (4а+0,3с)(4а-0,3с);

Вариант С.

а) (7х+9у)(7х-9у); б) (х+4у)(х-4у);

Вариант D.

а) (х+6)(х-6); б) (5а+11b)(5a-11b);

Образец: .

Выполните аналогично остальные примеры, заполните таблицу.

Что дано?

Что получилось?

Как получилось?

Произведение суммы и разности двух одночленов

(х+6)(х-6)

Разность квадратов

х2-36


Не выполняя умножения, напишите сразу ответ.

Вариант А.

а) (а+b)(а-b); б) (7х+8у)(7х-8у); в) (0,3а+0,4b2) (0,3а-0,4b2).

Вариант В.

а) (а+b)(а-b); б) (4х+5у)(4х-5у); в) (2а2+0,5b) (2а2-0,5b).

Вариант С.

а) (а+b)(а-b); б) (8х+5у)(8х-5у); в) (6у+7) (6у-7).

Вариант D.

а) (а+b)(а-b); б) (х+у)(х-у); в) (3а+4b) (3а-4b).

Подставьте вместо * пропущенные данные так, чтобы получилось верное тождество.

Вариант А,В.

а) (7с+2р)(7с-2р)=*; б) .

Вариант С.

а) (х+5)(х-5)=*; б) .

Вариант D.

а) б) (2b+3)(2b-3)=*.

Подведите итоги своей работы.

Варианты А, В.

а) Запишите полученное тождество; б) сформулируйте (устно) правило.

Вариант С.

а) Запишите полученное тождество: (а+b)(а-b)=…

б) Чему равно произведение суммы и разности двух одночленов?

в) Как найти произведение суммы и разности двух одночленов?

Вариант D.

а) Запишите полученное тождество: (а+b)(а-b)=…

б) Прочтите правило в учебнике.

в) Как найти произведение суммы и разности двух одночленов?

Дифференцированный подход использую при подборе домашних заданий обязательно. Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного же ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития.

Считаю, домашнее задание не должно дублировать классную работу. Это должна быть работа по применению тех знаний, которые ученик получил в классе.

Домашние задания распределяю по группам (по степени сложности) сама, или учащиеся выбирают эти задания самостоятельно - каждый ученик выбирает задание, посильное для себя. Для группы сильных учащихся часто даю опережающие задания творческого или поискового характера.

Используемая литература:

Список литературы:

1. Жужгова К.А. « Дифференциация в процессе обучения математике», 2005.
2. Юрченко О. «Из опыта использования групповой формы работы». // Математика-2006.-№21.
3. Арсланьян В. « Групповая форма работы». // Математика.-2006. - №16.
4. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии». 1998.
5. Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В. «Дифференциация в обучении математике».// Математика в школе. 1990.-№ 4.
6. Энциклопедия психологических тестов-2.

7. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе .


© 2010-2022