- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по математике 11 класса
Рабочая программа по математике 11 класса
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Суслова Т.В. |
Дата | 26.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, программы по алгебре и началам математического анализа для 10-11 классов к учебнику А.Н. Колмогорова, A.M. Абрамова, Ю.П. Дудницына и др., программы по геометрии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных школ А.В. Погорелова.
Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Программа выполняет две основные функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительная записка, основное содержание, примерное распределение учебных часов по разделам программы, требования к уровню подготовки обучающихся данного класса, тематическое планирование учебного материала, примерные контрольные работы, учебное и учебно-методическое обеспечение обучения для обучающихся и учителя.
Цели обучения математике:
-
Формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
-
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
-
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, а также для изучения школьных естественнонаучных дисциплин;
-
воспитание средствами математики культуры личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.
Задачи обучения математике:
-
систематизировать сведения о числах, изучить новые виды числовых выражений и формул, совершенствовать практические навыки и вычислительную культуру, расширить и совершенствовать алгебраический аппарат, сформированный в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
-
расширить и систематизировать общие сведения о функциях, пополнить класс изучаемых функций, иллюстрировать широту применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
-
развить представления о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствовать интеллектуальные и речевые умения путем обогащения математического языка и развития логического мышления.
Общая характеристика учебного материала
При изучении курса математики на базовом уровне продолжаются и получают развитие содержательные линии «Алгебра», «Функции», «Уравнения и неравенства», «Геометрия», «Элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики», вводится линия «Начала математического анализа».
Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 11 класса и реализуется на основе следующих документов:
-
Сборник "Программы общеобразовательных учреждений: Алгебра и начала математического анализа. 10-11 кл."/ Сост. Т.А. Бурмистрова, 3-е изд., стереотип.- М. Просвещение, 2011 г.
-
Сборник "Рабочие программы по геометрии: 7-11 кл."/ Сост. Н.Ф. Гаврилова. - М. ВАКО, 2011 г.
Количество часов в теме 1 «Повторение» увеличено на 2 часа за счет темы 2 «Первообразная и интеграл» в связи с необходимостью прочного усвоения темы «Производная» для изучения первообразной; количество часов в теме 5 «Повторение. Решение задач» увеличено на 2 часа за счет темы 3 «Показательная и логарифмическая функции». Последний параграф учебника геометрии «Избранные вопросы планиметрии» вынесен в материал факультатива по математике «Решение задач повышенного уровня сложности».
Место учебного курса «Математика» в учебном плане
Количество часов всего: 170 ч.; в неделю - 5 ч.; из них: алгебра и начала анализа - 102 ч. (в неделю - 3 ч.), геометрия - 68 ч. (в неделю - 2 ч.). Контрольных работ - 10. Административных контрольных работ по плану ВШК - 3. Индивидуальное обучение - 68 ч.; в неделю - 2 ч.
Организация образовательного процесса построена на классно-урочной форме обучения с применением фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.
Используется учебно-методический комплект:
Учебники:
«Алгебра и начала математического анализа 10-11 классы» А.Н. Колмогоров и др. Издательство Москва «Просвещение» 2010г.
«Геометрия 10-11» А.В. Погорелов. Издательство Москва «Просвещение» 2010 г.
Дидактические материалы:
-
Б.М. Ивлев, С.М. Саакян, С.И. Шварцбурд, «Дидактические материалы по алгебре и началам анализа для 11 класса», Москва, «Просвещение», 2003 г.
-
П.И. Алтынов, «Алгебра и начала анализа. 10-11 классы. Тесты», Москва, «Дрофа», 2005 г.
-
П.И. Алтынов, «Геометрия. 10-11 классы. Тесты», Москва, «Дрофа», 1998 г.
-
А.П. Ершова, В.В. Голобородько, «Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10-11 класса», Москва, «Илекса», 2005 г.
-
А.П. Ершова, В.В. Голобородько, «Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 11 класса», Москва, «Илекса», 2004 г.
-
«Тематические тесты. Математика. ЕГЭ - 2009. 10-11 классы. Часть I и II», под ред. Ф.Ф. Лысенко, Ростов-на-Дону, «Легион», 2008 г.
Формы и методы контроля:
В зависимости от степени лёгкости и быстроты обучаемости обучающихся, а также структуры изученного материала, в каждом отдельном случае применяются следующие формы и методы контроля и самоконтроля:
-
устный фронтальный опрос (от 5 до 25 мин.);
-
проверочная работа (тест или запись определений, от 5 до 30 мин);
-
самостоятельная работа (от 10 до 40 мин);
-
контрольная работа (от 40 до 80 мин);
-
самооценка работы учащегося;
-
оценивание группой экспертов-учащихся;
-
оценивание одноклассником.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения математики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать1
-
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
-
вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
Алгебра
уметь
-
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
-
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
-
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
Функции и графики
уметь
-
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
-
строить графики изученных функций;
-
описывать по графику и в простейших случаях по формуле2 поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
-
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
Начала математического анализа
уметь
-
вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
-
исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
-
вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
решения прикладных задач, в том числе социально-экономи-ческих и физических, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения;
Уравнения и неравенства
уметь
-
решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
-
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
-
использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
-
изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
построения и исследования простейших математических моделей;
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
-
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
-
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
-
анализа информации статистического характера;
Геометрия
уметь
-
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
-
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
-
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
-
изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач;
-
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
-
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
-
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
-
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
-
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Содержание курса обучения
-
Алгебра и начала математического анализа
Первообразная и интеграл. Первообразная. Первообразные степенной функции с целым показателем (n - 1), синуса и косинуса. Простейшие правила нахождения первообразных. Площадь криволинейной трапеции. Интеграл. Формула Ньютона-Лейбница. Применение интеграла к вычислению площадей и объемов.
Показательная и логарифмическая функции. Понятие о степени с иррациональным показателем. Решение иррациональных уравнений. Показательная функция, ее свойства и график. Тождественные преобразования показательных уравнений, неравенств и систем. Логарифм числа. Основные свойства логарифмов. Логарифмическая функция, ее свойства и график. Решение логарифмических уравнений и неравенств. Производная показательной функции. Число e и натуральный логарифм. Производная степенной функции.
Элементы теории вероятностей. Табличное и графическое представление данных. Числовые характеристики рядов данных. Поочередный и одновременный выбор нескольких элементов из конечного множества. Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. Решение комбинаторных задач. Формула бинома Ньютона. Свойства биноминальных коэффициентов. Треугольник Паскаля. Элементарные и сложные события. Рассмотрение случаев и вероятность суммы несовместных событий. Вероятность противоположного события. Понятие о независимости событий. Вероятность и статистическая частота наступления события. Решение практических задач с применением вероятностных методов.
-
Геометрия
Многогранники. Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб. Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида. Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая, зеркальная). Сечения многогранников. Построение сечений. Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).
Тела и поверхности вращения. Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения, параллельные основанию. Шар и сфера, их сечения. Касательная плоскость к сфере. Сфера, вписанная в многогранник, сфера, описанная около многогранника.
Объемы тел и площади их поверхностей. Понятие об объеме тела. Отношение объемов подобных тел. Формулы объема куба, параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхности цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.
Планируемые результаты обучения
Обучающиеся должны знать/понимать:
-
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
-
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
-
вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
Алгебра
Обучающиеся должны уметь:
-
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применяя вычислительные устройства; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
-
проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
-
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования.
Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, обращаясь при необходимости к справочным материалам и применяя простейшие вычислительные устройства.
Функции и графики
Обучающиеся должны уметь:
-
определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
-
строить графики изученных функций;
-
описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функции;
-
находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
-
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графики;
-
исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа.
Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков.
Начала математического анализа
Обучающиеся должны уметь:
-
вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
-
вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной.
Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на вычисление наибольших и наименьших значений, на нахождение скорости и ускорения.
Уравнения и неравенства
Обучающиеся должны уметь:
-
решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
-
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
-
использовать графический метод для приближенного решения уравнений и неравенств;
-
изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем.
Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
построения и исследования простейших математических моделей.
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Обучающиеся должны уметь:
-
решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
-
вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов.
Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков;
-
анализа информации статистического характера.
Геометрия
Обучающиеся должны знать:
-
основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
-
формулировки аксиом стереометрии, основных теорем и их следствий;
-
возможности геометрии в описании свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
-
роль аксиоматики в геометрии;
уметь:
-
соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
-
изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
-
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
-
вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
-
применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
-
строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
-
вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Учебно-тематический план
-
№ п/п
Тема раздела
Кол-во часов
Кол-во к/р
Алгебра и нач. анализа
102
7
1
Повторение
6
1 (входная контрольная работа)
2
Первообразная и интеграл
17
1
3
Показательная и логарифмическая функции
45
4
4
Элементы теории вероятностей
13
-
5
Повторение. Решение задач
21
1 (итоговый тест)
Геометрия
68
5
6
Многогранники
19
2
7
Тела вращения
15
1
8
Объемы многогранников
11
1
9
Объемы и поверхности тел вращения
16
1
10
Повторение. Решение задач
7
-
Всего:
170
12
-
Календарно - тематическое планирование
№ урока
№
пункта в уч-ке
Дата
Название темы
Кол-во
часов
Индивид.
обучение
Основная цель темы.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся.
Примечание
Тема 1 (алгебра и нач. анализа) «Повторение» (6 часов)
1-3
Определение производной, производные тригонометрических и степенной функций, правила вычисления производных.
3
Повторить понятие производной; правила и формулы дифференцирования.
Знать:
Понятия производная, дифференцирование, непрерывная функция; формулы производных, правила дифференцирования, физический и геометрический смысл производной.
Уметь:
Находить производные функций; решать задачи на применение производной.
4-6
Применение производной.
3
Тема 2 (алгебра и нач. анализа) «Первообразная и интеграл» (17 часов)
7-8
26
Определение первообразной.
2
Ознакомить с интегрированием как операцией, обратной дифференцированию; показать применение интеграла к решению геометрических задач.
Знать:
Определение первообразной, признак постоянства функции; основное свойство первообразных, его геометрический смысл; таблицу первообразных для элементарных функций; правила нахождения первообразных. Понятие криволинейная трапеция, определенный интеграл, пределы интегрирования, подынтегральная функция, переменная интегрирования, геометрический и физический смысл интеграла, формулу Ньютона-Лейбница; формулу площади криволинейной трапеции, формулы для вычисления объемов тел, работы, координаты центра масс.
Уметь:
Находить первообразные известных функций, вычислять первообразные элементарных функций; применять основные правила нахождения первообразных. Вычислять площади фигур, ограниченных линиями, в том числе с помощью определенного интеграла; вычислять определенные интегралы.
9-10
27
Основное свойство первообразной.
2
11-14
28
Три правила нахождения первообразных.
4
15-17
29
Площадь криволинейной трапеции.
3
18-20
30
Интеграл. Формула Ньютона-Лейбница.
3
21-22
31
Применения интеграла.
2
23
Контрольная работа № 1.
1
Тема 3 (алгебра и нач. анализа) «Показательная и логарифмическая функции» (45 часов)
24-26
32
Корень n-й степени и его свойства.
3
Привести в систему и обобщить сведения о степенях; ознакомить с показательной, логарифмической и степенной функциями и их свойствами; научить решать несложные показательные, логарифмические и иррациональные уравнения, их системы.
Знать: Определение корня n-й степени и его основные свойства; понятие иррациональные уравнения; способы решения иррациональных уравнений, основные правила решения систем иррациональных уравнений. Определение степени с рациональным показателем; свойства степени с рациональным показателем. Понятие степень с иррациональным показателем; определение показательной функции, ее свойства и график. Понятие показательное уравнение, принципы решения показательных неравенств. Определение логарифма, основное логарифмическое тождество, основные свойства логарифмов; определение логарифмической функции, ее основные свойства; основные методы решения логарифмических уравнений и неравенств. Число е, определение натурального логарифма, формулы производной и первообразной показательной функции, логарифмической функции. Определение степенной функции, ее свойства и график; формулы производной и первообразной степенной функции. Понятие дифференциальное уравнение, общий вид, смысл, свойства дифференциального уравнения и метод его решения.
Уметь: Вычислять корень n-й степени. Решать иррациональные уравнения и неравенства, системы иррациональных уравнений и неравенств; упрощать выражения, содержащие степени с рациональным показателем, и находить их значения. Строить графики показательных функций. Решать показательные уравнения и неравенства, системы показательных уравнений и неравенств. Вычислять логарифмы, строить график логарифмической функции. Решать логарифмические уравнения и неравенства, системы логарифмических уравнений и неравенств. Вычислять производные и первообразные показательных функций, логарифмических функций. Строить графики и описывать свойства степенных функций, находить производные и первообразные степенных функций. Решать дифференциальные уравнения.
27-30
33
Иррациональные уравнения.
4
31-34
34
Степень с рациональным показателем.
4
35
Контрольная работа № 2.
1
36-37
35
Показательная функция.
2
38-41
36
Решение показательных уравнений и неравенств.
4
42
Контрольная работа № 3.
1
43-45
37
Логарифмы и их свойства.
3
46-48
38, 40
Логарифмическая функция. Понятие обратной функции.
3
49-53
39
Решение логарифмических уравнений и неравенств.
5
54
Контрольная работа № 4.
1
55-58
41
Производная показательной функции. Число е.
4
59-61
42
Производная логарифмической функции.
3
62-64
43
Степенная функция.
3
65-67
44
Понятие о дифференциальных уравнениях.
3
68
Контрольная работа № 5.
1
Тема 4 (алгебра и нач. анализа) «Элементы теории вероятностей» (13 часов)
69-70
Перестановки.
2
Повторить понятия перестановки, размещения, сочетания и соответствующие формулы для подсчета их числа, ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события, условной вероятности и независимых событий.
Знать:
Определение факториала, формулу числа перестановок, определения числа размещений и числа сочетаний, теоремы о размещениях и сочетаниях. Определение вероятности события, алгоритм нахождения вероятности; теоремы о сумме вероятностей двух событий, о вероятности суммы двух событий, правило умножения.
Уметь:
Вычислять число сочетаний и размещений по формулам, решать простейшие комбинаторные задачи, вычислять вероятность событий; применять полученные знания, умения и навыки на практике.
71-72
Размещения.
2
73-74
Сочетания.
2
75-76
Понятие вероятности события.
2
77-78
Свойства вероятностей события.
2
79
Относительная частота события.
1
80-81
Условная вероятность. Независимые события.
2
Тема 5 (алгебра и нач. анализа) «Повторение. Решение задач» (21 час)
82
Рациональные и иррациональные числа.
1
пособия по подготовке к ЕГЭ
83
Проценты. Пропорции. Прогрессии.
1
84
Преобразование выражений, содержащих радикалы и степени с дробными показателями.
1
85
Преобразования тригонометрических выражений.
1
86
Преобразование выражений, содержащих степени и логарифмы.
1
87
Функции.
1
88
Рациональные уравнения и неравенства.
1
89
Иррациональные уравнения и неравенства.
1
90
Тригонометрические уравнения и неравенства.
1
91
Показательные уравнения и неравенства.
1
92
Логарифмические уравнения и неравенства.
1
93
Системы рациональных уравнений и неравенств.
1
94
Системы иррациональных уравнений.
1
95
Системы тригонометрических уравнений.
1
96
Системы показательных и логарифмических уравнений.
1
97
Задачи на составление уравнений.
1
98
Производная и первообразная.
1
99
Применения производной.
1
100
Интеграл.
1
101-102
Итоговая контрольная работа (тест в формате ЕГЭ).
2
Тема 6 (геометрия) «Многогранники» (19 часов)
1
39
Двугранный угол.
1
Дать обучающимся систематические сведения об основных видах многогранников.
Знать:
Понятия двугранного угла, его граней и ребра, линейного угла двугранного угла; понятия трехгранного угла, его вершины, граней и ребер, двугранных углов трехгранного угла; многогранника, выпуклого многогранника и его элементов, призмы и ее элементов, поверхности призмы, свойства призмы. Понятия прямой, наклонной и правильной призм, теорему о боковой поверхности прямой призмы. Параллелепипед и его элементы, свойства параллелепипеда, его диагоналей. Понятия пирамиды и ее элементов, тетраэдра; правила построения изображения пирамиды и сечения пирамиды плоскостями. Понятия усеченной пирамиды и ее элементов; понятия правильной пирамиды, ее оси, апофемы, боковой поверхности. Понятие правильного многогранника, типы правильных многогранников.
Уметь:
Решать задачи по теме; строить изображения призмы и ее сечений.
2-3
40
Трехгранный и многогранный углы.
2
4
41-43
Многогранник. Призма. Изображение призмы и построение ее сечений.
1
5-6
44
Прямая призма.
2
7
45
Параллелепипед.
1
8-9
46
Прямоугольный параллелепипед.
2
10
Решение задач.
1
11
Контрольная работа № 1.
1
12-13
47-48
Пирамида. Построение пирамиды и ее плоских сечений.
2
14
49
Усеченная пирамида.
1
15
50
Правильная пирамида.
1
16
51
Правильные многогранники.
1
17-18
Решение задач.
2
19
Контрольная работа № 2.
1
Тема 7 (геометрия) «Тела вращения» (15 часов)
20-21
52-53
Цилиндр. Сечения цилиндра плоскостями.
2
Познакомить обучающихся с простейшими телами вращения и их свойствами.
Знать:
Понятия цилиндрической поверхности, цилиндра и его элементов, прямого цилиндра; свойства оснований и образующих цилиндра; виды сечений цилиндра; теорему о плоскости, параллельной плоскости основания цилиндра. Понятия призм, вписанных в цилиндр и описанных около цилиндра, касательной плоскости к цилиндру. Понятия конической поверхности, конуса и его элементов, прямого конуса, усеченного конуса и его элементов; виды сечений конуса; теорему о плоскости, параллельной плоскости основания конуса. Понятия пирамид, вписанных в конус и описанных около конуса, касательной плоскости к конусу. Понятия шара и его элементов, шаровой поверхности или сферы, диаметрально противоположных точек шара; теоремы о сечениях шара, о плоскости симметрии и центре симметрии шара; понятия касательной плоскости к шару, касательной к шару, точки касания; теоремы о касательной плоскости к шару, о линии пересечения двух сфер. Понятия многогранников, описанных около шара и вписанных в шар.
Уметь:
Решать задачи по теме.
22-23
54
Вписанная и описанная призмы.
2
24-25
55-56
Конус. Сечения конуса плоскостями.
2
26-27
57
Вписанная и описанная пирамиды.
2
28
58-60
Шар. Сечение шара плоскостью. Симметрия шара.
1
29
61-62
Касательная плоскость к шару. Пересечение двух сфер.
1
30-31
63
Вписанные и описанные многогранники.
2
32
64
О понятии тела и его поверхности в геометрии.
1
33
Решение задач.
1
34
Контрольная работа № 3.
1
Тема 8 (геометрия) «Объемы многогранников» (11 часов)
35
65-66
Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда.
1
Продолжить систематическое изучение многогранников и тел вращения в ходе решения задач на вычисление их объемов.
Знать:
Понятие объема; свойства объемов; теорему об объеме прямоугольного параллелепипеда, наклонного параллелепипеда, об объеме призмы, пирамиды, усеченной пирамиды.
Уметь:
Решать задачи по теме.
36
67
Объем наклонного параллелепипеда.
1
37-39
68
Объем призмы.
3
40
69-70
Равновеликие тела. Объем пирамиды.
1
41-42
71
Объем усеченной пирамиды.
2
43
72
Объемы подобных тел.
1
44
Решение задач.
1
45
Контрольная работа № 4.
1
Тема 9 (геометрия) «Объемы и поверхности тел вращения» (16 часов)
46-47
73
Объем цилиндра.
2
Завершить систематическое изучение тел вращения в процессе решения задач на вычисление площадей их поверхностей.
Знать:
Формулу объема цилиндра, конуса, усеченного конуса, шара. Определение шарового сегмента и сектора; формулы объемов частей шара. Формулу площади боковой поверхности цилиндра, конуса, формулу площади сферы.
Уметь:
Решать задачи по теме.
48
74
Объем конуса.
1
49-50
75
Объем усеченного конуса. Решение задач.
2
51
76
Объем шара.
1
52-53
77
Объем шарового сегмента и сектора.
2
54-55
78
Площадь боковой поверхности цилиндра.
2
56-57
79
Площадь боковой поверхности конуса.
2
58-59
80
Площадь сферы.
2
60
Решение задач.
1
61
Контрольная работа № 5.
1
Тема 10 (геометрия) «Повторение. Решение задач» (7 часов)
62
Параллельность прямых и плоскостей.
1
63
Перпендикулярность прямых и плоскостей.
1
64
Декартовы координаты и векторы в пространстве.
1
65-66
Многогранники.
2
67
Тела вращения.
1
68
Объемы и площади поверхностей геометрических тел.
1
Всего:
170 ч.
Перечень учебно-методического обеспечения:
-
А.П. Ершова, В.В. Голобородько, «Устная геометрия. 10-11 класс», Москва, «Илекса», 2006 г.
-
Е.М. Рабинович, «Задачи и упражнения на готовых чертежах. Геометрия. 10-11 классы», Москва-Харьков, «Илекса», «Гимназия», 2004 г.
-
Б.Г. Зив, «Стереометрия. Устные задачи. 10-11 классы», С.-Петербург, 2004 г.
-
«Тематические тесты. Математика. ЕГЭ - 2009. 10-11 классы. Часть I и II», под ред. Ф.Ф. Лысенко, Ростов-на-Дону, «Легион», 2008 г.
-
«Наглядный справочник по алгебре и началам анализа с примерами для 7-11 классов», Генденштейн Л.Э., Ершова А.П., Ершова А.С., Москва, «Илекса», 1997 г.
-
«Геометрические построения в курсе средней школы», учебное пособие, А.О. Корнеева, Саратов, «Лицей», 2003 г.
-
«Решение задач повышенной сложности. Планиметрия. Стереометрия. 8-11 классы», Э.Д. Каганов, Москва, «Аркти», 2004 г. (Абитуриент: Готовимся к ЕГЭ).
-
«Математика. Подготовка к ЕГЭ-2011», учебно-методическое пособие, под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова, Ростов-на-Дону, «Легион-М», 2010 г.
-
«Математика. Подготовка к ЕГЭ-2010. Тематические тесты: геометрия, текстовые задачи», учебно-методическое пособие, под ред. Ф.Ф. Лысенко, Ростов-на-Дону, «Легион-М», 2009 г.
-
Кочагин В.В., Кочагина М.Н., «ЕГЭ - 2007. Математика. Тематические тренировочные задания», Москва, «Эксмо», 2007 г.
-
«Практикум по решению задач. Иррациональные уравнения, неравенства и системы», Э.Н. Балаян, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006 г.
-
«Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе», учебно-методические материалы по математике, под ред. Л.Я. Фальке, Москва, «Илекса», 2005 г.
-
«Математика. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену», А.В. Белошистая, Москва, «Экзамен», 2005 г.
-
«Готовимся к экзамену по математике (школа и ВУЗ)», Д.Т. Письменный, Москва, «Айрис», 1996 г.
-
«Решение задач по геометрии (стереометрия)», из Примерного перечня экзаменационных билетов, рекомендованного Министерством образования РФ, под ред. И.Л. Бродского, Москва, «Аркти», 2004 г. (Абитуриент: Готовимся к ЕГЭ).
-
«ЕГЭ 2009. Математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся», Денищева Л.О., Глазков Ю.А. и др., ФИПИ-Москва, «Интеллект-Центр», 2009 г.
-
И.В. Ященко, С.А. Шестаков, П.И. Захаров, «Математика. Тематическая рабочая тетрадь для подготовки к экзамену. 11 класс», Москва, «Экзамен», 2010 г.
-
«ЕГЭ 2010. Математика. Универсальные материалы для подготовки учащихся». Под ред. А.Л. Семенова и И.В.Ященко, ФИПИ - М.; «Интеллект-Центр», 2010 г.
-
Панферов В.С., Сергеев И.Н. «Отличник ЕГЭ. Математика. Решение сложных задач» ФИПИ - М.; «Интеллект-Центр», 2010 г.
-
«Математика. Подготовка к ЕГЭ-2011», учебно-методическое пособие. Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. Ростов-на-Дону; «Легион-М»2010 г.
-
«ЕГЭ: 3000 задач с ответами по математике». Под ред. А.Л. Семенова, И.В.Ященко. Москва, «Экзамен», 2011 г.
Интернет источники:
alexlarin.net/
alleng.ru/
mathege.ru/
reshuege.ru/
4ege.ru/
ege.moipkro.ru
fipi.ru
ege.edu.ru
mioo.ru
1september.ru
math.ru
allmath.ru
uztest.ru
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
-
работа выполнена полностью;
-
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
-
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
-
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
-
допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
-
допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
-
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
-
работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
-
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
-
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
-
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
-
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
-
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
-
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
-
возможны одна - две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
-
допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
-
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке обучающихся» в настоящей программе по математике);
-
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
-
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
-
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-
не раскрыто основное содержание учебного материала;
-
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
-
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
-
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Грубыми считаются ошибки:
-
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
-
незнание наименований единиц измерения;
-
неумение выделить в ответе главное;
-
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
-
неумение делать выводы и обобщения;
-
неумение читать и строить графики;
-
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
-
потеря корня или сохранение постороннего корня;
-
отбрасывание без объяснений одного из них;
-
равнозначные им ошибки;
-
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
-
логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
-
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
-
неточность графика;
-
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
-
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
-
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
-
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
-
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
1 Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.
2 Требования, выделенные курсивом, не применяются при контроле уровня подготовки выпускников профильных классов гуманитарной направленности.