Рабочая программа по геометрии для 9 класса

             Рабочая  программа по геометрии для 9 класса (автор учебника Атанасян Л.С.)  составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и  программы общеобразовательных учреждений (составитель Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2011.) Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса. Программа включает  разделы: пояснительную записку; календарно-темати...
Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное общеобразовательное учреждение «Шестаковская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено Согласован Утверждаю

на заседании МО Заместитель руководителя по УВР Директор МОУ

____________рук. Пеплова И.М. ____________Белькова М.А. ___________ Кремнева О.Г.

Протокол №1 от ________________ от _____________________ от _______________________








Рабочая программа

по геометрии для обучающихся 9 класса на 2014 - 2015 учебный год

(автор учебника Л.С. Атанасян, М.: Просвещение, 2014)

(программа составлена в соответствии с программами общеобразовательных учреждений, составитель

Бурмистрова Т.А. М. : Просвещение, 2011)

Составила учитель математики

Пеплова И.М.

Всего часов - 68ч

В неделю - 2ч





Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по геометрии для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений (составитель Бурмистрова Т.А. - М.: Просвещение, 2011.)

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Структура документа

Программа включает разделы: пояснительную записку; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки ученика 9 класса; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса.

Цели

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии на ступени основного общего образования отводится 2 ч в неделю или 68 часов в год.

Общая характеристика учебного предмета

Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

В курсе геометрии 9-го класса формируется понятие вектора. Особое внимание уделяется выполнению операций над векторами в геометрической форме. Учащиеся дополняют знания о треугольниках сведениями о методах вычисления элементов произвольных треугольниках, основанных на теоремах синусов и косинусов. Даются систематизированные сведения о правильных многоугольниках, об окружности, вписанной в правильный многоугольник и описанной. Особое место занимает решение задач на применение формул. Даются первые знания о движении, повороте и параллельном переносе. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.



Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения курса геометрии 9-го класса учащиеся должны уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

  • решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описание реальных ситуаций на языке геометрии;

  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

  • решение геометрических задач с использованием тригонометрии;

  • решение практических задач, связанных с нахождением геометрических величин ( используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала.


Основное содержание курса «Геометрия» 9 класс


Повторение курса геометрии 8 класса (2 часа).

Глава 9. Векторы (8ч)

Понятие вектора.

Равенство векторов.

Откладывание вектора от данной точки.

Сумма векторов.

Законы сложения векторов. Правило параллелограмма.

Сумма нескольких векторов.

Вычитание векторов.

Произведение вектора на число.

Применение векторов к решению задач.

Средняя линии трапеции.

Основная цель: научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками; познакомить с использованием векторов при решении геометрических задач

Глава 10. Метод координат (11ч).

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.

Координаты вектора.

Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца.

Простейшие задачи в координатах.

Уравнение линии на плоскости.

Уравнение окружности.

Уравнение прямой.

Основная цель - познакомить с использованием метода координат при решении геометрических задач.

Глава 11. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов (12ч).

Синус, косинус, тангенс.

Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения.

Формулы для вычисления координат точки.

Теорема о площади треугольника.

Теорема синусов.

Теорема косинусов.

Решение треугольников.

Измерительные работы.

Угол между векторами.

Скалярное произведение векторов.

Скалярное произведение в координатах.

Свойства скалярного произведения векторов.

Основная цель - развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Глава 12. Длина окружности и площадь круга (12ч).

Правильный многоугольник.

Окружность, описанная около правильного многоугольника.

Окружность, вписанная в правильный многоугольник.

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.

Построение правильных многоугольников.

Длина окружности.

Площадь круга.

Площадь кругового сектора.

Основная цель - расширить знания учащихся о многоугольниках ; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.

Глава 13. Движения (8ч).

Отображение плоскости на себя.

Понятие движения.

Наложения и движения.

Параллельный перенос.

Поворот.

Основная цель - познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами , с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.

Повторение (15ч).

Календарно-тематическое планирование (всего 68ч, в неделю - 2ч)

№ урока

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата проведения урока

план

факт

Вводное повторение (2ч)


1

Повторение.

Многоугольники(определение, свойства, формулы площади)

1

Комбинированный

Обобщение и систематизация знаний

1) Параллелограмм, его свойства
и признаки.

2) Виды параллелограммов
и их свойства и признаки.

3) Трапеция, виды трапеций

Знать: классификацию параллелограммов; определения параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата, трапеции.

Уметь: формулировать их свойства и признаки; применять определения, свойства и признаки при решении задач; изображать чертеж по условию задачи


2

Окружность

1

Комбинированный

Обобщение и систематизация знаний

Окружность, радиус и диаметр окружности, центр вписанной и описанной окружности, градусная мера центральных и вписанных углов

-Знать: элементы окружности, свойство вписанного угла,

- Уметь: строить вписанные и описанные окружности,

Различать центральные и вписанные углы

Векторы (8ч)


3

Понятие вектора, равенство векторов

1

Урок ознакомления с новым материалом

Комбинированный

определение вектора, виды векторов, длина вектора

-уметь изображать, обозначать вектор, нулевой вектор;

-знать виды векторов

4-6

Сложение и вычитание векторов

3

Комбинированный

Урок применения знаний и умений. СР. ПР.

вектор, операции сложения и вычитания векторов

-уметь практически складывать и вычитать два вектора, складывать несколько векторов

7 -8

Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач

2

Комбинированный

Урок применения знаний и умений

вектор, правило умножения векторов, средняя линия трапеции

-уметь строить произведение вектора на число;

-уметь строить среднюю линию трапеции

9

Средняя линия трапеции

1

Комбинированный

Урок применения знаний и умений

правило сложения и вычитания векторов, правило умножения векторов

-уметь на чертеже показывать сумму, разность, произведение векторов;

-уметь применять эти правила при решении зада

10

Контрольная работа по теме «Векторы»

1

урок применения знаний и умений.

Контроль

и оценка знаний и умений


Метод координат (11ч)


11

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам

1

Комбинированный

Урок закрепления изученного материала

координаты вектора, координаты результатов операций над векторами, коллинеарные вектора

-уметь находить координаты вектора по его разложению и наоборот;

-уметь определять координаты результатов сложения, вычитания, умножения на число

12

Координаты вектора.

1

Комбинированный СР

координаты вектора, координаты результатов операций над векторами

-уметь применять знания при решении задач в комплексе

13

Решение задач

1

Урок применения знаний и умений

координаты вектора, координаты результатов операций над векторами

уметь применять знания при решении задач в комплексе

14-15

Простейшие задачи в координатах.

2

Комбинированный

Урок применения знаний и умений

радиус-вектор, координата вектора, метод координат, координата середины отрезка, длина вектора, расстояние между двумя точками

-уметь определять координаты радиус-вектора;

-уметь находить координаты вектора через координаты его начала и конца;

- уметь вычислять длину вектора по его координатам, координаты середины отрезка и расстояние между двумя точками

16

Уравнение линии на плоскости.

Уравнение окружности.

1

Урок изучения нового и закрепления изученного материала

уравнение окружности

-знать уравнение окружности;

-уметь решать задачи на применение формулы

17

Уравнение прямой

1

Урок ознакомления с новым материалом комбинированный

уравнение прямой

-знать уравнение прямой;

-уметь решать задачи на применение формулы

18-20

Решение задач.

3

Комбинированный

Урок применения знаний и умений

уравнение окружности и прямой

-знать уравнения окружности и прямой;

-уметь решать задачи

21

Контрольная работа по теме «Метод координат»

1

Контроль, обобщение

и коррекция знаний

-уметь решать простейшие задачи в координатах;

-уметь решать задачи на составлении уравнений окружности и прямой

Соотношение между сторонами и углами треугольника (12ч) +1


22-23

Синус, косинус, тангенс угла.

2

Урок ознакомления с новым материалом и закрепления изученного

единичная полуокружность, основное тригонометрическое тождество, формулы приведения

-знать определение основных тригонометрических функций и их свойства;

-уметь решать задачи на применение формулы для вычисления координат точки

24

Теорема о площади треугольника.

1

урок ознакомления с новым материалом.

теорема о площади треугольника, формула площади

-уметь выводить формулу площади треугольника;

-уметь применять формулу при решении задач

25

Теорема синусов.

1

урок обобщения и систематизации знаний.

теорема синусов

-знать теорему синусов и уметь решать задачи на её применение

26

Теорема косинусов.

1

Комбинированный

теорема косинусов

-знать вывод формулы;

-уметь применять формулу при решении задач

27-30

Решение треугольников. Соотношение между сторонами и углами треугольника.СР

4

Комбинированный

Урок применения знаний и умений

Урок закрепления изученного материала

теорема синусов, теорема косинусов

-уметь находить все шесть элементов треугольника по каким-нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник

31-32

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов

2

урок обобщения и систематизации знаний.

скалярное произведение векторов, перпендикулярные векторы

-уметь вычислять скалярное произведение векторов;

- вычислять угол между векторами

33

Обобщающий урок по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника»


34

Контрольная работа «Соотношение между сторонами и углами треугольника»

1

Контроль, обобщение

и коррекция знаний

-уметь применять теорему синусов и теорему косинусов в комплексе при решении задач

Длина окружности и площадь круга (12ч)


35

Правильные многоугольники.

1

Комбинированный

1) Понятие правильного многоугольника.

2) Формула для вычисления угла правильного
n-угольника

Знать: определение
правильного многоугольника, формулу для вычисления угла правильного n-угольника.

Уметь: выводить формулу для вычисления угла правильного n-угольника и применять ее в процессе решения задач

36

Окружность, описанная около правильного многоугольника
и вписанная в правильный многоугольник

1

урок ознакомления с новым материалом.

Теоремы об окружности, описанной около правильного многоугольника, и окружности, вписанной в него

Знать: формулировки теорем и следствия из них.

Уметь: проводить доказательства теорем и следствий из теорем и применять их при решении задач

37

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности

1

Комбинированный,

урок применения знаний и умений,

урок обобщения и систематизации знаний.

площадь правильного многоугольника, его сторона, периметр, радиусы вписанной и описанной окружностей

-уметь решать задачи на применение формул зависимости между R, r, an;

-уметь строить правильные многоугольники

38 - 40

Правильные

многоугольники. Практическая работа

3

урок применения знаний и умений.

задачи на построение правильных многоугольников

решать задачи на применение формулы для вычисления площади, стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной окружности

41 -43

Длина окружности, площадь круга и кругового сектора.

3

Комбинированный,

урок применения знаний и умений,

урок обобщения и систематизации знаний.

длина окружности, площадь круга, площадь кругового сектора

-знать формулы для вычисления длины окружности и площади круга;

-уметь выводить формулы и решать задачи на их применение

44-45

Площадь круга. Решение задач

2

урок обобщения и систематизации знаний.

площадь правильного многоугольника, его сторона, периметр, радиусы вписанной и описанной окружностей длина окружности, площадь круга, площадь кругового сектора

- использовать: приобретенные знания и умения в практической деятельности

46

Контрольная работа по теме: « Длина окружности и площадь круга».

1

Контроль, обобщение

и коррекция знаний

-уметь решать задачи на зависимости между R, r, an;

-уметь решать задачи, используя формулы длины окружность, площади круга и кругового сектора

Движения (8ч)


46-47

Понятие движения.

2

Комбинированный

Урок применения знаний и умений

Урок закрепления изученного материала

отображение плоскости на себя

-знать , что является движением плоскости

48

Параллельный перенос.

1

Комбинированный

Урок применения знаний и умений

движение фигур с помощью параллельного переноса

Знать: основные этапы доказательства, правило, что параллельный перенос есть движение.

49

Поворот

1

Комбинированный

Урок применения знаний и умений

-

50

Решение задач по теме «Параллельный перенос. Поворот»

1

урок обобщения и систематизации знаний.

Движение фигур с помощью параллельного переноса и поворота

Знать: определение
параллельного переноса и поворота.

Уметь: осуществлять
параллельный перенос
и поворот фигур

51

Решение задач по теме «Движение»

1

комбинированный,

урок применения знаний и умений

Задачи с применением
движения

Знать: все виды
движений.

Уметь: выполнять
построение движений
с помощью циркуля
и линейки

52

Контрольная работа по теме «Движения»

1

контроль, обобщение

и коррекция знаний

-уметь строить фигуры при параллельном переносе и повороте

53

Итоговый урок по теме «Движение»

1


Итоговое повторение курса геометрии 7-9 классов

15


54-55

Об аксиомах планиметрии.

2

урок проверки и коррекции знаний и умений.

аксиомы планиметрии

-знать все об аксиомах планиметрии

56-58

Решение задач в координатах.

3

урок обобщения и систематизации знаний.

координаты вектора, метод координат

-уметь находить координаты вектора через координаты его начала и конца;

- уметь вычислять длину вектора по его координатам, координаты середины отрезка и расстояние между двумя точками

59-62

Теоремы синусов и косинусов.

4

урок проверки и коррекции знаний и умений,

урок обобщения и систематизации знаний.

теорема синусов, теорема косинусов

- уметь находить все элементы треугольника по каким-нибудь трем данным элементам, определяющим треугольник

63

Итоговая контрольная работа.

1

Контроль, обобщение

и коррекция знаний

-уметь применять все полученные знания за курс геометрии 9 класса

64 -65

Четырехугольники

2

урок обобщения и систематизации знаний.

-уметь решать задачи на вычисление площадей четырехугольников

66

Центральные и вписанные углы

1

урок обобщения и систематизации знаний.

- решать задачи на вычисление центральных и вписанных углов

67-68

Треугольники

2

урок обобщения и систематизации знаний.

Решать задачи на применение теоремы Пифагора, вычисление площади треугольника































Шкала оценивания:

Критерии оценивания знаний, умений и навыков обучающихся по математике.

(Согласно Методическому письму «Направления работы учителей математики по исполнению единых требований преподавания предмета на современном этапе развития школы»)

Для оценки достижений учащихся применяется пятибалльная система оценивания.

Нормы оценки:

1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

1) работа выполнена полностью;

2) в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

3) в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

1) работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

2)допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

1) допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

1) допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

1)работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.



2.Оценка устных ответов обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

  • возможны одна - две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.



Ответ оценивается отметкой «4»,

если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5»,

но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

  • допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминуологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

Итоговая оценка знаний, умений и навыков

1. За учебную четверть и за год знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются одним баллом.

2. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.

3. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень теоретических знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками. Однако ученику не может быть выставлена положительная итоговая оценка по математике, если все или большинство его текущих обучающих и контрольных работ, а также итоговая контрольная работа оценены как неудовлетворительные, хотя его устные ответы оценивались положительно.























Программно-методическое обеспечение

Атанасян Л.С. и др. Геометрия 7-9. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.

Зив Б.Г., Мейлер В.М.. Задачи по геометрии для 7-11 классов. М.: Просвещение, 2005.

Бурмистрова Т.А. Геометрия. Программы для общеобразовательных учреждений 7-9 классы. М.: Просвещение , 2009.

Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. Изучение геометрии в 7 - 9 классах: Методические рекомендации. М. : Просвещение,2003.

Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах, 7 - 9 классы. М.: Илекса,1999.

Иченская М.А. Геометрия. Самостоятельные и контрольные работы. Разрезные карточки. Волгоград: Учитель, 2007.

Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии 9 класс. М.: Илекса, 2007.

Козина М.Е., Фадеева О.М. Математика 5 - 11 классы. Нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках. . Волгоград: Учитель, 2008.

Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике. М.: Первое сентября, 2003.

Блинков А.Д. Математика 5-11 классы. Интеллектуальные марафоны, турниры, бои. М.: Первое сентября, 2003.

Звавич Л.И., Потоскуев Е.В. Тесты по геометрии 9 класс. М.: Экзамен, 2013.

Мищенко Т.М. Геометрия. Тематические тесты. 9 класс. М.: Просвещение,2011.


7


© 2010-2022