Доклад Современные педагогические технологии для успешной реализации образовательного процесса

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему

«Современные педагогические технологии для успешной реализации образовательного процесса»

Докладчик

Зорина Наталья Николаевна

Краснокустовский филиал

МБОУ Мучкапской СОШ

Ноябрь, 2014

(2) Понятие "педагогическая технология" может рассматриваться в трех аспектах: научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения; деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

(3) Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются: концептуальность; системность; управляемость; эффективность; воспроизводимость .

Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью. Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов. Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

(4) Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части: концептуальная основа; содержательный компонент обучения; процессуальная часть - технологический процесс.

Концептуальная часть педагогической технологии - это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент. Содержательную часть технологии составляют цели - общие и конкретные, а также содержание учебного материала. Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов: организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности учащихся; методы и формы работы преподавателя; деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса.

(5) Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой: ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.

(6) По сравнению с обучением, построенным на основе методики, технология обучения имеет серьезные преимущества. Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, "на глазок". В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно. Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения. Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.

В отличие от ранее использовавшихся методических поурочных разработок, ориентированных на учителя и виды его деятельности, технология предлагает проект учебного процесса, определяющего структуру и содержание учебно-познавательной деятельности учащихся. Методическая поурочная разработка воспринимается каждым педагогом по-разному, следовательно, по-разному организуется и деятельность учащихся. Проектирование же учебной деятельности учащихся ведет к более высокой стабильности успехов практически любого числа учащихся.

(7) Анализируя имеющуюся картину состояния научного статуса педагогической технологии, следует отметить, что: некоторые авторы рассматривают технологию обучения между наукой и искусством; другие авторы связывают технологию обучения с дидактической функцией проектирования; известны и подходы, когда технология обучения определяется как некий профессиональный инструментарий, предусматривающий всевозможные технические средства обучения, тогда технология рассматривается как способ технизации процесса обучения; в самом общем виде технологию обучения определяют как знание о необходимых процедурах для проектирования новой или несколько модернизированной практики обучения. В этом случае технология рассматривается как применение научных принципов организации практики обучения.

ЭЛЕМЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

(8) Основными элементами педагогической технологии являются педагогическое общение, оценка, требование, конфликт и информативное воздействие. (9) В соответствии с центральным назначением педагогического воздействия общение выполняют три функции. 1) "открытие" ребенка на общение - призвана, с одной стороны, создать ему комфортные условия в классе, на уроке, в школе; 2) "соучастие" ребенку в педагогическом общении - достигается в результате анализа взаимодействия учителя с детьми; 3) "возвышение" ребенка в педагогическом общении - это не завышенная оценка, а как стимулятор.

(10) Педагогическая оценка предполагает оценивание проявляемого качества, но не личности ребенка в целом. Оценить - значит "установить степень, уровень, качество чего-нибудь". Учитывая такой подход к педагогической оценке и умело, используя ее в своей работе, педагог формирует и корректирует ценностные отношения своих учеников. Порой отношение учителя оказывает на ребёнка более сильное воздействие, чем беседы или урок.

(11) Функциями педагогической оценки являются внесение образа на уровне ценностного отношения к миру, стимулирование деятельности ребенка по освоению этого отношения, коррекция его возможных отношений в процессе самостоятельной выработки отношений. Учитывая уникальность и неповторимость личности каждого ребенка, необходимо тактично и бережно относиться к нему и учитывать значимость педагогической оценки для его развития.

(12) Назовем некоторые из педагогических технологий, элементы которых в своей профессиональной деятельности использует каждый преподаватель.

Педагогические технологии деятельностного подхода

Группа технологий

Педагогические технологии СДП

Педтехнологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

Педагогика сотрудничества

Технология уровневой дифференциации

Педтехнологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Игровая технология

Проблемное обучение

Технология развития критического мышления

Педтехнологии развивающего обучения

Технология полного усвоения

Технология развивающего обучения

Педтехнологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса

Групповые технологии, н-р: естественного обучения

Педагогика сотрудничества

ИКТ

Применение ЦОР и ЭОР

Селевко Г.К. Современные образовательные технолоии. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. Педагогика сотрудничества. Гуманно-личностная технология Ш.А.АмонашвилиСистема Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Игровые технологии. Проблемное обучение. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов) Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса. Технология С.НЛысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении. Технологии уровневой дифференциации. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов) Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков) Технология программированного обучения Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко) Компьютерные (новые информационные) технологии обучения .

Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов) «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов) Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев) Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович)

Частнопредметные педагогические технологии. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев) Технология совершенствования общеучебных умений в начальнойшколе (В.Н. Зайцев) Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин) Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев) Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев)

Альтернативные технологии. Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер) Технология свободного труда (С.Френе) Технология вероятностного образования (А.М.Лобок) Технология мастерских.

Природосообразные технологии. Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир) Технология саморазвития (М.Монтессори)

Технологии развивающего обучения. Общие основы технологий развивающего обучения. Система развивающего обучения Л.В. Занкова. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, ГС. Альтшуллер, И.П. Иванов) Личностно ориентированное развивающее обучение (И. С. Якиманская). Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)

Педагогические технологии авторских школ. Модель «Русская школа» Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский)Школа-парк (М.А. Балабан)Агрошкола А.А. КатоликоваШкола Завтрашнего Дня (Д.Ховард)

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Внедрение новых информационных и коммуникационных технологий сегодня является одним из важнейших резервов повышения эффективности непрерывного образования и самообразования учащихся и педагогических работников. Педагогический аспект вопроса обусловлен необходимостью определения тех условий, которые в наибольшей мере способствуют реализации важнейших целевых установок применения современных информационных технологий в качестве средства педагогической, научно-исследовательской и самообразовательной деятельности.

(13) Педагогические условия использования ИКТ. Профессиональная готовность учителей к использованию информационных и коммуникационных технологий для самообразования. Мотивационная готовность учителей к применению средств информатизации для самообразования. Рефлексивная готовность к использованию информационных и коммуникационных технологий для самообразования. Готовность учащихся работать в компьютеризированной среде. Создание условий для повышения профессионального уровня будущих учителей в области компьютеризации и информатизации. Обеспечение процесса информатизации образования научной, учебной и методической литературой по данной проблеме.

Мне хочется еще раз сказать о том, что элементы педагогических технологий на своих уроках применяет каждый. Я предлагаю вашему вниманию проверочную работу по теме «Столбчатые диаграммы», которая развивает три уровня компетентностей, применяемых при использовании технологии проблемного обучения.

(14,15,16)

Тема: «Столбчатые диаграммы»

Задание 1. Мама Миши разрешила ему вынуть из коробки одну конфету, не заглядывая в коробку.

Число конфет различного цвета в коробке показано на диаграмме

Какова вероятность того, что Миша вынет красную конфету?

А 10%

Б 20%

В 25%

Г 50%

Ответ: Б

Это задание проверяет 1-ый уровень компетентности - воспроизведение простых математических действий, приемов.

Ответ не принимается: 1. Другие ответы

2. Ответ отсутствует

Задание 2. В телевизионной передаче журналист показал следующую диаграмму и сказал: «Диаграмма показывает, что по сравнению с 2012 годом в 2013 году резко возросло число ограблений»

Считаете ли вы, что журналист сделал правильный вывод на основе данной диаграммы? Запишите объяснение своего ответа.

Верный ответ:

  1. Записано «Нет, вывод не верный». Объяснение построено на том, что представлена только небольшая часть диаграммы.

  • Нет, вывод не верный. Надо было показать всю диаграмму полностью.

  • Я не думаю, что сделан верный вывод, так как, если бы была показана вся диаграмма, то было бы видно, что увеличение числа ограблений незначительное

  • Нет, потому что он использовал только верхнюю часть диаграммы, и если посмотреть на всю диаграмму от 0 до 506, то было бы видно, что она не настолько много поднялась.

  • Нет, потому что диаграмма как бы показывает значительное увеличение, но вы смотрите на числа, между которыми нет значительного различия.

  1. Записано «Нет, вывод не верный». При объяснении использованы отношение и процент увеличения ограблений.

  • Нет, вывод неверный. 8 не является значительным возрастанием в сравнении с общим числом ограблений.

  • Нет, вывод неверный. Увеличение составляет около 2%. По-моему это не много.

  1. В ответе ученика говорится явно или опосредовано о том, что для того, чтобы сделать соответствующий вывод, необходимы данные за предыдущие годы, позволяющие выявить тенденцию изменения числа ограблений.

  • Мы не можем сказать, является изменение значительным или нет. Если в 2011 году число ограблений было таким же, как в 2012, то мы могли бы сказать, что в 2013 году оно резко возросло.

  • Невозможно с определённостью сказать о резком изменении, потому что надо сравнить между собой хотя бы два изменения, чтобы сказать, что одно из них резкое, а другое нет.

Неполный ответ:

  1. Записано «Нет, вывод сделан неверный», но в объяснении не хватает полноты. Указано только конкретное число, на которое увеличилось количество ограблений, но оно не сравнивается с общим числом ограблений.

  • Нет, вывод неверный. Число ограблений увеличилось на 8. Слово «резко» не соответствует реальному увеличению. Увеличение примерно на 10 я не назвал бы резким.

  • От 510 до 518 - небольшое увеличение.

  • Нет, потому что 8 - небольшое количество.

  • Вроде бы нет. Увеличение с 510 до 518 не является значительным.

  1. Записано «Нет, вывод сделан не верный». При этом использован правильный метод и сделан верный вывод, но вместо 2% получен ответ, например, 0,03%.

Ответ не принимается:

  1. Записано «нет». Но объяснение не приводится или неверное, или не подходящее.

  • Нет, я не согласен.

  • Журналисту не следовало бы использовать слово «резко».

  • Нет. Журналисты всегда любят преувеличивать.

  1. Записано «Да». Ответ основан только на внешнем виде диаграммы и упоминается, что число ограблений удвоилось.

  • Да, число ограблений стало больше более, чем в два раза.

  • Да, высота диаграммы стала в два раза больше.

  1. Другие ответы.

  2. Ответ отсутствует.

Это задание проверяет второй уровень компетентности - установление связей между данными из условия задачи при решении стандартных задач.

Задание 3. В качестве домашнего задания по окружающей среде учащиеся собирали информацию о времени, необходимом для разложения некоторых видов бытовых отходов, которые выбрасывают люди.

Бытовые отходы

Время разложения

Банановая кожура

1-3 года

Апельсиновые корки

1-3 года

Картонные коробки

0,5 года

Жевательная резинка

20-25 лет

Газеты

Несколько дней

Полистироловые чашки

Более 100 лет

Ученик хочет изобразить эти данные на столбчатой диаграмме.

Приведите одну причину, по которой столбчатая диаграмма не подходит для изображения этих данных.

Верный ответ:

  1. Причина сфокусирована на большом различии между данными для некоторых видов мусора.

  • Различие в высоте столбцов на столбчатой диаграмме будет слишком большим.

  • Если взять столбик в 10 см для полистирола, то столбик для картонных коробок будет высотой 0,05 см.

  1. Причина сфокусирована на неопределенности данных для некоторых видов мусора.

  • Высота столбика для «полистироловых чашек» неопределима.

  • Нельзя построить один столбик для данных 1-3 года или один столбик для данных 20-25 лет.

Ответ не принимается:

  1. Другие ответы:

  • Потому что она не годиться

  • Пиктограмма лучше

  • Вы не можете проверить эту информацию.

  • Потому что числа, указанные в таблице, приближенные

  1. Ответ отсутствует

Задание проверяет третий уровень компетентности - рассуждения, широкий спектр математических рассуждений.

В заключение хотелось сказать о том, что школы России переходят на новые образовательные стандарты. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.

Использование системно-деятельностного подхода ориентировано прежде всего на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями, что способствует формированию Универсальной Учебной Деятельности.



© 2010-2022