- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа и КТП по геометрии (9 класс) к учебнику Атанасяна
Рабочая программа и КТП по геометрии (9 класс) к учебнику Атанасяна
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Аитова А.Д. |
Дата | 12.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Рассмотрено
на заседании ШМО
Руководитель ШМО
___________/Аитова А.Д.
Протокол № 1
от «28» августа 2015г.
Согласовано
Заместитель директора школы по учебной работе
_______/Зиангирова Л.Н.
«____»____________2015 г.
Утверждаю
Директор МОБУ СОШ № 4
__________Л.Ю.Юсупова
Приказ № ___
от «___»________2015 г.
Рабочая программа
По предмету: геометрия 9 Б класс
Уровень образования: основное общее образование
Учитель: Аитова А.Д.
Количество часов по программе: 68 часов
Автор-составитель: Аитова А.Д.
Нефтекамск, 2015
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 классов и реализуется на основе следующих документа:
1) Учебное издание «Программы общеобразовательных учреждений: Геометрия. 7-9 кл.»/ Сост. Т.А.Бурмистрова. - 2-е изд.- М. Просвещение, 2011.
2) Стандарт основного общего образования по математике //Математика в школе. - 2004. - №4, - с.4.
3) Образовательная программа МОБУ СОШ № 4;
4) Учебник: Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия, 7-9: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса. Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития, учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Цели
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
-
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч из расчета 5 ч в неделю с 5 по 9 класс.
Рабочая программа по геометрии рассчитана на 68 учебных часов в 9 классе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных материалов, свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.
Основное содержание
-
Векторы. Метод координат
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач. Основная цель - научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.
Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами. На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач.
-
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
Синус, косинус, тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Основная цель - развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника. Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение вводится как в физике. Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
-
Длина окружности и площадь круга
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности и площадь круга.
Основная цель - расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления.
В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2n-угольника.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга.
-
Движения
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрия. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Основная цель -познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движения, со взаимоотношениями наложений и движений.
Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя , сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффективных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.
Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
-
Об аксиомах геометрии
Беседа об аксиомах геометрии.
Основная цель - дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.
В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур
-
Начальные сведения из стереометрии
Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники : призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхности и объемов.
Основная цель - дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объемов тел. Рассмотрение простейших многогранников, а также тел и поверхностей вращения проводится на основе наглядных представлений, без привлечения аксиом стереометрии. Формулы для вычисления площадей боковых поверхностей цилиндра и конуса получаются с помощью разверток этих поверхностей , формула поверхности сферы проводится без обоснования.
-
Повторение. Решение задач
Тематический план Геометрия 9 класс авт. Л.С.Атанасян
№ п/п
Содержание учебного материала
всего
Теоретические занятия
Практические занятия
1
Векторы
8
Понятие вектора
2
Сложение и вычитание векторов
3
Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач
3
2
Метод координат
10
Координаты вектора
2
Простейшие задачи в координатах
2
Уравнения окружности и прямой
3
Решение задач
2
Контрольная работа № 1 по теме «Векторы»
1
1
3
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
11
Синус, косинус, тангенс угла
3
Соотношения между сторонами и углами треугольника
4
Скалярное произведение векторов
2
Решение задач
1
Контрольная работа № 2 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника.
1
1
4
Длина окружности и площадь круга
12
Правильные многоугольники
4
Длина окружности и площадь круга
4
Решение задач
3
Контрольная работа № 3 по теме «Длина окружности и площадь круга»
1
1
5
Движения
8
Понятие движения
3
Параллельный перенос и поворот
3
Решение задач
1
Контрольная работа № 4 по теме «Движения»
1
1
6
Начальные сведения из стереометрии
8
Многогранники
4
Тела и поверхности вращения
4
Об аксиомах планиметрии
2
Повторение
9
Повторение. Векторы
1
Повторение. Метод координат
2
Итоговая контрольная работа
1
1
Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
2
Повторение. Длина окружности и площадь круга
2
Итоговое повторение курса 9 класса
1
Требования к уровню подготовки выпускников
- уметь
-
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;
-
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
-
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
-
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
-
решения геометрических задач с использованием тригонометрии
-
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
-
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы
Контрольно-измерительные материалы:
Контрольная работа № 1 по теме «Векторы»
Вариант 1
-
Найдите координаты и длину вектора , если , { 3; -2}, {-6; 2}
-
Даны координаты вершин треугольника АВС : А (-6;1), В (2;4) С ( 2;-2). Докажите, что треугольник АВС равнобедренный и найдите высоту треугольника, проведенную из вершины А.
-
Окружность задана уравнением (х-1)²+у²=9. Напишите уравнение прямой проходящей через ее центр и параллельной оси ординат.
Вариант 2
-
Найдите координаты и длину вектора , если , { -3; 6}, {2; -2}
-
Даны координаты вершин четырехугольника АВСD: А (-6;1), В (0;5) С (6;-4), D (0;-8). Докажите, что треугольник АВСD прямоугольник и найдите координаты точки пересечения его диагоналей.
-
Окружность задана уравнением (х+1)²+(у-2)²=16. Напишите уравнение прямой проходящей через ее центр и параллельной оси абсцисс.
Контрольная работа № 2 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
Вариант 1
-
Найдите угол между лучом ОА и положительной полуосью Ох, если А(-1;3)
-
Решите треугольник АВС, если угол В равен 30°, угол С равен 105°, ВС=3√2 см.
-
Найдите косинус угла М треугольника KLM, если K(1;7), L(-2;4), M(2;0).
Вариант 2
-
Найдите угол между лучом ОВ и положительной полуосью Ох, если В(3;3)
-
Решите треугольник ВСD, если угол В равен 45°, угол D равен 60°, ВС=√3 см.
-
Найдите косинус угла A треугольника ABC, если A(3;9), В(0;6), С(4;2).
Контрольная работа № 3 по теме «Длина окружности и площадь круга»
Вариант 1
-
Периметр правильного треугольника, вписанного в окружность, равен 45 см. Найдите сторону правильного восьмиугольника, вписанного в ту же окружность.
-
Найдите площадь круга, если площадь вписанного в ограничивающую его окружность квадрата равна 72 дм².
-
Найдите длину дуги окружности радиуса 3 см, если ее градусная равна 150°
Вариант 2
-
Периметр правильного шестиугольника, вписанного в окружность, равен 48 см. Найдите сторону квадрата, вписанного в ту же окружность.
-
Найдите длину окружности, если площадь вписанного в нее правильного шестиугольника равна 72√3 см².
-
Найдите площадь кругового сектора, если градусная мера его дуги равна 120°, а радиус круга равен 12 см.
Контрольная работа № 4 по теме «Движения»
Вариант 1
-
Дана трапеция АВСД. Постройте фигуру, на которую отображается эта трапеция при симметрии относительно прямой, содержащей боковую сторону АВ.
-
Две окружности с центрами О и О, радиусы которых равны, пересекаются в точках M и N. Через точку М проведена прямая, параллельная ОО и пересекающая окружность с центром О в точке Д. Используя параллельный перенос, докажите, что четырехугольник ОМДО является параллелограммом.
Вариант 2
-
Дана трапеция АВСД. Постройте фигуру, на которую отображается эта трапеция при симметрии относительно точки, являющейся серединой боковой стороны СД.
-
Дан шестиугольник АААААА. Его стороны ААи АА, ААи АА, АА и АА попарно равны и параллельны. Используя центральную симметрию, докажите, что диагонали АА, АА, АА данного шестиугольника пересекаются в одной точке.
Итоговая контрольная работа
Вариант 1
-
В треугольнике АВС точка D - середина стороны АВ, точка М - точка пересечения медиан. а) Выразите вектор через векторы и и вектор через векторы и . б) Найдите скалярное произведение , если АВ=АС=2, В=75°.
-
Даны точки А (1;1), В (4;5), С (-3;4). а) Докажите, что треугольник АВС равнобедренный и прямоугольный. б) Найдите длину медианы СМ.
-
В треугольнике АВС А=>90°, В=, высота ВД равна h. а) Найдите сторону АС и радиус R описанной окружности. б) Вычислите значение R , если
-
Хорда окружности равна и стягивает дугу в 120°. Найдите : а) длину дуги; б) площадь сектора, ограниченного этой дугой и двумя радиусами.
Вариант 2
-
В параллелограмме АВСД диагонали пересекаются в точке О. а) Выразите вектор через векторы и и вектор через векторы и . б) Найдите скалярное произведение , если АВ=2ВС=6, А=60°.
-
Даны точки К (0;1), М (-3;-3), N (1;6). а) Докажите, что треугольник KMN равнобедренный и прямоугольный. б) Найдите длину медианы NL.
-
В треугольнике АВС А=>90°, В=, высота CД равна h. а) Найдите сторону АD и радиус R описанной окружности. б) Вычислите значение R , если
-
Хорда окружности равна и стягивает дугу в 60°. Найдите : а) длину дуги; б) площадь сектора, ограниченного этой дугой и двумя радиусами.
Учебно-методическое обеспечение программы и перечень рекомендуемой литературы
Основная литература:
-
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия, 7-9: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008.
-
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Изучение геометрии в 7-9 классах. Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 1997.
-
Учебное издание «Программы общеобразовательных учреждений: Геометрия. 7-9 кл.»/ Сост. Т.А.Бурмистрова. - 2-е изд.- М. Просвещение, 2009.
Дополнительная литература:
-
Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 9 класс. Дифференцированный подход. - М.:ВАКО, 2004.
-
Зив Б.Г., Мейлер В.М., Баханский А.П. Задачи по геометрии для 7-11 классов. - М.: Просвещение, 2003.
-
Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября» Математика.
-
Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе».
-
Интернет-ресурс «Открытая математика. Планиметрия». - college.ru
-
Интернет-ресурс «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов». - school-collection.edu.ru
Перечень учебного оборудования и наглядных пособий:
-
Интерактивная доска «WhiteBoard»
-
Ноутбук «hp»
-
Принтер «Xerox»
-
СD-диск: журнал МАТЕМАТИКА, ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ. Январь 2012г
-
СD-диск: журнал МАТЕМАТИКА, ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ. Февраль 2012г
-
СD-диск: журнал МАТЕМАТИКА, ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ. Март 2012г
-
СD-диск: журнал МАТЕМАТИКА, ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ. Январь 2013г
-
СD-диск: журнал МАТЕМАТИКА, ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ. Февраль 2013г
-
СD-диск: журнал МАТЕМАТИКА, ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ. Март 2013г
-
Мультимедийные презентации.
Календарно - тематический план Геометрия 9 класс учеб. Л.С.Атанасян ( 68 час)
№ урока
Содержание учебного материала
Кол-во час
Дата проведения
Примечание
По плану
фактически
Векторы
8
1,2
Понятие вектора
2
4.09
8.09
3-5
Сложение и вычитание векторов
3
11.09
15.09
18.09
6-8
Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач
3
22.09
25.09
29.09
Метод координат
10
9,10
Координаты вектора
2
2.10
6.10
11,12
Простейшие задачи в координатах
2
9.10
13.10
13-15
Уравнения окружности и прямой
3
16.10
20.10
23.10
16,17
Решение задач
2
27.10
30.10
18
Контрольная работа № 1 по теме «Векторы»
1
6.11
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
11
19-21
Синус, косинус, тангенс угла
3
10.11
13.11
17.11
22-25
Соотношения между сторонами и углами треугольника
4
20.11
24.11
27.11
1.12
26,27
Скалярное произведение векторов
2
4.12
8.12
28
Решение задач
1
11.12
29
Контрольная работа № 2 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника.
1
15.12
Длина окружности и площадь круга
12
30-33
Правильные многоугольники
4
18.12
22.12
25.12
29.12
34-37
Длина окружности и площадь круга
4
15.01
19.01
22.01
26.01
38-40
Решение задач
3
29.01
2.02
5.02
41
Контрольная работа № 3 по теме «Длина окружности и площадь круга»
1
9.02
Движения
8
42-44
Понятие движения
3
12.02
16.02
19.02
45-47
Параллельный перенос и поворот
3
26.02
1.03
4.03
48
Решение задач
1
11.03
49
Контрольная работа № 4 по теме «Движения»
1
15.03
Начальные сведения из стереометрии
8
50-53
Многогранники
4
18.03
22.03
5.04
8.04
54-57
Тела и поверхности вращения
4
12.04
15.04
19.04
22.04
58,59
Об аксиомах планиметрии
2
26.04
29.04
1
Повторение
9
60
Повторение. Векторы
1
3.05
61,62
Повторение. Метод координат
2
6.05
10.05
63
Итоговая контрольная работа
1
13.05
64,65
Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов
2
14.05
17.05
66,67
Повторение. Длина окружности и площадь круга
2
20.05
21.05
68
Итоговое повторение курса 9 класса
1
24.05