Статья Организация ситуации успеха на уроке

Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация ситуации успеха на уроке


Шаталов В.Ф. утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится. Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу?

Многие педагоги считают, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке. Она создается путем сочетания условий, которые обеспечивают успех. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех в учении - один из источников внутренних сил школьника, рождающих энергию для преодоления трудностей, желание учиться.

Само понятие «успех» имеет разную трактовку. С социально - психологической точки зрения это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, самой личности и результатами ее деятельности. Об успехе говорят, когда результаты совпадают или превосходят ожидания.

С психологической точки зрения - это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому человек стремился, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошел их. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.

С педагогической точки зрения ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Сухомлинский В.А. считал, что «ребенок должен быть убежден, что успехам он обязан прежде самому себе. Помощь учителя какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с подачи учителя .... радость успеха может померкнуть.

Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый». Можно сказать и так: «Успех школьнику может создавать учитель, который сам переживает радость успеха». Организация педагогического труда любого учителя должна быть направлена на решение одной из проблем обучения - создание ситуации успеха на уроке. Так как учение- это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача учителя состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей - познавательные мотивы. Цепочка, по которой происходит этот процесс, выглядит так: потребность - мотив - цель - действие - рефлекс (самоанализ собственной деятельности).

Мощный толчок в развитии методики дало появление идей гуманизации и гуманитаризации образования. Реализация предполагает приобщение учащихся к духовной культуре, к творческой деятельности и требует так организовать учебный процесс, чтобы знания имели для ученика личностный смысл и при этом учитывались бы индивидуальности учеников. Традиционной моделью обучения в старой системе образования была следующая модель: «государство - общество - школа - ученик» Поэтому в школе обучение строилось в значительной степени по формуле:

«Усвоение - Понимание - Запоминание»

Сегодня же последовательность этой цепочки иная. В центре внимания - ученик, его саморазвитие (т.е. учить школьника мыслить, искать и находить ответы на поставленные вопросы; добывать новые знания, опираясь на уже известные). Уместно в связи с этим привести слова французского ученого М.Монтеня: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный». Поэтому, сейчас в обучении, мы должны руководствоваться следующей формулой «овладение = усвоение + применение знаний на практике». Ляпунов А.А. отмечал «Действительно ценные знания составляются не из того, о чем человек слышал, а из того, чем он умеет пользоваться».

Условием гуманизации математического образования является дифференциация обучения и мотивации учебной деятельности. Проблема дифференциации в основном, решалась применительно к разделению учебных программ, школ, классов, учащихся в зависимости от успеваемости («сильные», «средние», «слабые»). Этим определялось и содержание образования (уровень обязательных результатов и продвинутый). Между тем дифференциации должны исходить из индивидуальности учащихся, учитывать уровень мотивации и волевых усилий при овладении знаниями. Надо сказать, что в методике обучения математики до сих пор не исследовалась проблема мотивации учебной деятельности. Хотя известно, что успех, которого достигает человек в своей жизни, лишь на 20-30% зависит от его интеллекта, на 70-80% зависит от мотивов. Поэтому выявление условий мотивации учебной деятельности является актуальной проблемой методики обучения математике. Гуманитарная направленность расширяет содержание математического образования, если ранее в него включали систему предметных знаний и способы деятельности, то теперь предполагается приобщение школьника к творческой деятельности. Учитывая это, МО естественно-математического цикла работает над проблемой «Создание условий для развития творческой личности школьника, ее самореализации. Совершенствовать пути реализации принципа единства обучения, воспитания и развития учащихся». Члены МО выбрали темы по самообразованию соответственно данной проблеме. Цель которой - создание в школе условий, способствующих развитию личности учащихся и повышению на основе этого уровня их познавательной активности.


© 2010-2022