- Преподавателю
- Математика
- Творческий проект Можно ли решать задачи по музыке?
Творческий проект Можно ли решать задачи по музыке?
Раздел | Математика |
Класс | 4 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Щёкина О.А. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 р. п. Чунский, Чунского района, Иркутской области
На районный конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я исследователь - 2015»
Творческий проект
Можно ли решать задачи по музыке?
Автор работы: Терентьев Михаил учащийся 4 « а» класса МОБУ СОШ № 1 р. п. Чунский
Руководитель: Щёкина О. А. учитель начальных классов 2015 год
Оглавление
|
Актуальность
(2. Слайд) Мы каждый день слышим и слушаем музыку. Младенцем человек входит в мир музыки, когда мама поёт ему колыбельную песню. Для многих людей музыка стала привычной и необходимой частью жизни. Музыка - это речь. В ней есть и смысл, и красота, и чувство. В песне смысл понятен, потому что там есть слова. Когда есть слова, ясно, про что рассказывает музыка. Но ведь бывает музыка без слов. Играет, например, что-то задумчиво скрипка: как тут поймешь, про что музыка, какой в ней смысл. Как найдёшь смысл в музыке без слов? На своём языке говорят музыкальные звуки. Чтобы их понять, нужно знать их язык.
(3.Слайд) Я с детства люблю музыку и, слушая ее, я задумывался:
Почему одна музыка звучит громко, грозно, а другая тихо, ласково?
Откуда к нам пришла музыка?
Какую музыку слушали далекие предки?
А ещё думал, можно ли решать какие-нибудь задачи по музыке?
Я очень люблю решать задачи по математике. И чем труднее задача, тем интереснее ее решать.
Однажды, слушая весёлую песенку «Дважды два четыре», меня посетила мысль: «Если с помощью этой песенки можно легко запомнить некоторую часть таблицы умножения, то наверняка существует и обратная связь музыки с математикой».
На эти вопросы сам я ответ найти не мог, и тогда мама с папой решили отдать меня в музыкальную школу. Теперь на эти вопросы я решил ответить в своей творческой работе.
(4.Слайд) Консультанты
За помощью я обратился к учителю по сольфеджио, читал справочную литературу по музыке, находил информацию в Интернете, получил консультацию от выпускницы музыкальной академии им. Гнесиных Галанцевой У. Г.
(5. Слайд)
Цель работы
- Найти связь музыки с математикой
Задачи
- изучить литературу по музыке;
- узнать особенности музыкальных знаков;
- узнать подробнее как влияет математика на музыку.
(6. Слайд)
Гипотеза:
Если узнать подробнее о том, какая связь между математикой и музыкой, то можно предположить, что отношение к занятиям математикой и музыкой значительно изменятся в лучшую сторону.
Методы:
- подбор литературы;
- исследование по теме;
- анализ, обобщение, информации;
- презентация проделанной работы
Предмет исследования: музыка.
Объект исследования: роль математики в музыке
(7. Слайд) Немного истории
Ноты существовали не всегда. Но и до появления нот музыканты тоже как-то записывали музыку, у каждого народа это делалось по-своему. В Древней Греции музыку записывали при помощи букв алфавита. А в григорианской музыке система записи песнопений называлась невма. Слово это означает «мимический жест» или «кивок головы».
(8.Слайд) Невмы очень похожи на различные черточки, запятые, точки и напоминают детские каракули, будто разбросанные по бумаге. Невмами записывали только вокальную музыку. Певцы часто путались, глядя в неразборчивые знаки; так продолжалось до тех пор, пока не придумали нотоносец, или нотный стан - пять горизонтальных линеечек, на которых и разместились нотные знаки.
(9. Слайд) Произошло это в начале XI века. Тогда итальянский монах Гвидо д' Ареццо - Гвидо Аретинский (992-1050), музыкант и учитель пения из города Ареццо - нарисовал те самые первые линеечки, по которым, словно по ступенькам, вверх и вниз побежали нотные знаки. Правда, сначала линеечек было не пять, а четыре, и все они были разного цвета. Зато теперь у каждого музыкального знака-ноты появилась уже и графически зафиксированная высота.
Такие знаки-символы стали называться уже не невмами, а нотами. Ноты (от латинского notatio, что означает «записывание, обозначение») стали размещать как на самих линиях, так и между ними. Ноты похожи на маленькие головки-овалы. Длительность звука обозначается белой или черной головкой ноты, а по расположению ноты на нотном стане можно определить его высоту.
(10.Слайд) Истоки той музыки, которая сегодня считается таковой, скрываются в эпохе Возрождения (начало XIV - конец XVI века). Музыку впервые поделили на церковную и светскую. Самые заметные композиторы этого периода - Джованни и Андреа Габриели.
(11. Слайд) Современная музыка
Слушая музыку, я попадаю в волшебный мир звуков. Решая задачи, погружаюсь в строгое пространство чисел. И прежде не задумывался о том, что мир звуков и пространство чисел издавна соседствуют друг с другом.
Изучая музыку, я стал понимать, что гармония* музыки чем-то напоминает гармонию математики. Работая над творческим проектом, я нашёл связь между математикой - мудрой наукой всех наук, и музыкой.
Гармония в Энциклопедическом словаре:
Гармония - выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении.
Значение слова Гармония по словарю Ушакова:
Гармония
гармонии, ж. (греч. harmonia). 1. Часть теории музыки, учение о правильном построении созвучий в композиции (муз)
Как устроена музыка?
(12. Слайд) В математике существуют действия и их знаки. Когда мы говорим увеличить какое-то число, то имеем в виду применение действия сложения или умножения, когда нам надо уменьшить число - применяем действия вычитания или деления.
В музыке тоже есть знаки для увеличения звука или его понижения:
# - это диез он повышает звучание звуков,
Ь - это бемоль понижает звучание звуков.
Мои открытия
Из знаний, полученных на уроках по математике и занятий по музыке, я выявил следующие совпадения:
(13. Слайд)
-
Первое - это цифровые обозначения.
Как и в математике, в музыке встречаются цифры: звукоряд - 7 нот, нотный стан - 5 линеек.
Интервалы: прима - 1, секунда - 2, терция - 3, кварта - 4, квинта - 5, секста - 6, септима - 7, октава - 8.
Обозначения аппликатуры и размер произведения записывается тоже при помощи цифр.
(14. Слайд)
-
Второе совпадение - это ритм.
Ритм важнейший элемент в музыке. У каждого музыкального произведения свой ритмический рисунок (чередование нот разной длительности). Числа, оказывается, тоже обладают ритмом.
Например, числа кратные трём обладают следующим ритмом: начнем с 0 и, увеличивая каждый раз на 1, будем выбирать все числа, кратные 3. Получается красивый, правильный, равномерный ритм, звучащий как музыкальный размер 3/4, который соответствует вальсу.
Если посчитать числа от 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 и т.д. кратные двум, то увидим, что мы пришли к ритму, звучащему, как музыкальный размер 2/4. Таким образом, числа обладают ритмом.
(15. Слайд)
-
Третье совпадение я обнаружил при изучении темы по математике «Доли».
На уроках сольфеджио я узнал, что в целой ноте - две половинных, четыре четвертных, восемь восьмых, 16 шестнадцатых. Оказывается, что длительности получаются так же, как и доли: они возникают при делении целой на равные доли. Поэтому длительность можно подсчитывать так же как дробные числа: 1/2, 1/4 ,1/8, 1/16.
(16. Слайд) Самое известное применение математики в музыке это то, что длительности музыкальных нот взяли свои названия у долей. Половинная нота или 1/2 называется так, потому что звучит вдвое короче целой ноты. Из четырёх четвёртых нот (1/4) составляется целая нота. Длительность нот можно подсчитывать также как дробные числа.
С помощью чисел это равенство можно записать так: 1/4 = 1/8 + 2/16. Кроме того, нотный стан это пять горизонтальных параллельных прямых.
(17. Слайд) Итог работы
Анализируя информацию и факты по интересующему меня вопросу: «Можно ли решать задачи в музыке?» я узнал, что оказывается люди очень давно задумывались о связи музыки и математики. Ещё в древнем мире, учёные-философы считали, что музыка без математики не существ
(18. Слайд) Выводы
Исследовав совпадения музыки и математики, я сделал следующие выводы:
- по музыке обязательно надо решать задачи;
- с развитием человеческого общества и цивилизации в целом музыка, как и математика, необходимы человечеству;
- в будущем композиторы напишут еще более интересные музыкальные произведения, математики составят новые математические задачи, но связь музыки и математики останется прежней.
(19. Слайд) «Почтенный Пифагор отвергал оценку музыки, основанную на чувствах. Он утверждал, что достоинства её должны восприниматься умом, и потому судил о музыке не по слуху, а на основании математической гармонии…» (Плутарх (ок. 45-127))
Используемые источники
-
А. Клёнов «Там, где музыка живёт» издательство «Педагогика-Пресс», 1994г
-
Энциклопедический словарь.
-
Словарь Ушакова.
-
Интернет ресурсы