Творческий проект Можно ли решать задачи по музыке?

Раздел Математика
Класс 4 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческий проект Можно ли решать задачи по музыке?Творческий проект Можно ли решать задачи по музыке?Творческий проект Можно ли решать задачи по музыке?Творческий проект Можно ли решать задачи по музыке?Творческий проект Можно ли решать задачи по музыке?Творческий проект Можно ли решать задачи по музыке?Творческий проект Можно ли решать задачи по музыке?Творческий проект Можно ли решать задачи по музыке?

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 р. п. Чунский, Чунского района, Иркутской области











На районный конкурс исследовательских работ и творческих проектов

младших школьников «Я исследователь - 2015»











Творческий проект



Можно ли решать задачи по музыке?











Автор работы:

Терентьев Михаил

учащийся 4 « а» класса

МОБУ СОШ № 1

р. п. Чунский


Руководитель:

Щёкина О. А.

учитель начальных классов

2015 год









Оглавление

  1. Введение

  • Актуальность

  1. Основная часть

  • Цель, задачи

  • Методы

  • Немного истории

  • Современная музыка

  • Как устроена музыка?

  • Мои открытия

  • Итог работы


  1. Заключение

  • Выводы

  1. Используемые источники




























Актуальность

(2. Слайд) Мы каждый день слышим и слушаем музыку. Младенцем человек входит в мир музыки, когда мама поёт ему колыбельную песню. Для многих людей музыка стала привычной и необходимой частью жизни. Музыка - это речь. В ней есть и смысл, и красота, и чувство. В песне смысл понятен, потому что там есть слова. Когда есть слова, ясно, про что рассказывает музыка. Но ведь бывает музыка без слов. Играет, например, что-то задумчиво скрипка: как тут поймешь, про что музыка, какой в ней смысл. Как найдёшь смысл в музыке без слов? На своём языке говорят музыкальные звуки. Чтобы их понять, нужно знать их язык.

(3.Слайд) Я с детства люблю музыку и, слушая ее, я задумывался:

Почему одна музыка звучит громко, грозно, а другая тихо, ласково?

Откуда к нам пришла музыка?

Какую музыку слушали далекие предки?

А ещё думал, можно ли решать какие-нибудь задачи по музыке?

Я очень люблю решать задачи по математике. И чем труднее задача, тем интереснее ее решать.

Однажды, слушая весёлую песенку «Дважды два четыре», меня посетила мысль: «Если с помощью этой песенки можно легко запомнить некоторую часть таблицы умножения, то наверняка существует и обратная связь музыки с математикой».

На эти вопросы сам я ответ найти не мог, и тогда мама с папой решили отдать меня в музыкальную школу. Теперь на эти вопросы я решил ответить в своей творческой работе.

(4.Слайд) Консультанты

За помощью я обратился к учителю по сольфеджио, читал справочную литературу по музыке, находил информацию в Интернете, получил консультацию от выпускницы музыкальной академии им. Гнесиных Галанцевой У. Г.

(5. Слайд)

Цель работы

- Найти связь музыки с математикой

Задачи

- изучить литературу по музыке;

- узнать особенности музыкальных знаков;

- узнать подробнее как влияет математика на музыку.

(6. Слайд)

Гипотеза:

Если узнать подробнее о том, какая связь между математикой и музыкой, то можно предположить, что отношение к занятиям математикой и музыкой значительно изменятся в лучшую сторону.

Методы:

- подбор литературы;

- исследование по теме;

- анализ, обобщение, информации;

- презентация проделанной работы

Предмет исследования: музыка.

Объект исследования: роль математики в музыке

(7. Слайд) Немного истории

Ноты существовали не всегда. Но и до появления нот музыканты тоже как-то записывали музыку, у каждого народа это делалось по-своему. В Древней Греции музыку записывали при помощи букв алфавита. А в григорианской музыке система записи песнопений называлась невма. Слово это означает «мимический жест» или «кивок головы».

(8.Слайд) Невмы очень похожи на различные черточки, запятые, точки и напоминают детские каракули, будто разбросанные по бумаге. Невмами записывали только вокальную музыку. Певцы часто путались, глядя в неразборчивые знаки; так продолжалось до тех пор, пока не придумали нотоносец, или нотный стан - пять горизонтальных линеечек, на которых и разместились нотные знаки.

(9. Слайд) Произошло это в начале XI века. Тогда итальянский монах Гвидо д' Ареццо - Гвидо Аретинский (992-1050), музыкант и учитель пения из города Ареццо - нарисовал те самые первые линеечки, по которым, словно по ступенькам, вверх и вниз побежали нотные знаки. Правда, сначала линеечек было не пять, а четыре, и все они были разного цвета. Зато теперь у каждого музыкального знака-ноты появилась уже и графически зафиксированная высота.

Такие знаки-символы стали называться уже не невмами, а нотами. Ноты (от латинского notatio, что означает «записывание, обозначение») стали размещать как на самих линиях, так и между ними. Ноты похожи на маленькие головки-овалы. Длительность звука обозначается белой или черной головкой ноты, а по расположению ноты на нотном стане можно определить его высоту.

(10.Слайд) Истоки той музыки, которая сегодня считается таковой, скрываются в эпохе Возрождения (начало XIV - конец XVI века). Музыку впервые поделили на церковную и светскую. Самые заметные композиторы этого периода - Джованни и Андреа Габриели.

(11. Слайд) Современная музыка

Слушая музыку, я попадаю в волшебный мир звуков. Решая задачи, погружаюсь в строгое пространство чисел. И прежде не задумывался о том, что мир звуков и пространство чисел издавна соседствуют друг с другом.

Изучая музыку, я стал понимать, что гармония* музыки чем-то напоминает гармонию математики. Работая над творческим проектом, я нашёл связь между математикой - мудрой наукой всех наук, и музыкой.


Гармония в Энциклопедическом словаре:

Гармония - выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении.


Значение слова Гармония по словарю Ушакова:

Гармония
гармонии, ж. (греч. harmonia). 1. Часть теории музыки, учение о правильном построении созвучий в композиции (муз)

Как устроена музыка?

(12. Слайд) В математике существуют действия и их знаки. Когда мы говорим увеличить какое-то число, то имеем в виду применение действия сложения или умножения, когда нам надо уменьшить число - применяем действия вычитания или деления.

В музыке тоже есть знаки для увеличения звука или его понижения:

# - это диез он повышает звучание звуков,

Ь - это бемоль понижает звучание звуков.


Мои открытия

Из знаний, полученных на уроках по математике и занятий по музыке, я выявил следующие совпадения:

(13. Слайд)

  • Первое - это цифровые обозначения.

Как и в математике, в музыке встречаются цифры: звукоряд - 7 нот, нотный стан - 5 линеек.

Интервалы: прима - 1, секунда - 2, терция - 3, кварта - 4, квинта - 5, секста - 6, септима - 7, октава - 8.

Обозначения аппликатуры и размер произведения записывается тоже при помощи цифр.

(14. Слайд)

  • Второе совпадение - это ритм.

Ритм важнейший элемент в музыке. У каждого музыкального произведения свой ритмический рисунок (чередование нот разной длительности). Числа, оказывается, тоже обладают ритмом.

Например, числа кратные трём обладают следующим ритмом: начнем с 0 и, увеличивая каждый раз на 1, будем выбирать все числа, кратные 3. Получается красивый, правильный, равномерный ритм, звучащий как музыкальный размер 3/4, который соответствует вальсу.

Если посчитать числа от 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 и т.д. кратные двум, то увидим, что мы пришли к ритму, звучащему, как музыкальный размер 2/4. Таким образом, числа обладают ритмом.

(15. Слайд)

  • Третье совпадение я обнаружил при изучении темы по математике «Доли».

На уроках сольфеджио я узнал, что в целой ноте - две половинных, четыре четвертных, восемь восьмых, 16 шестнадцатых. Оказывается, что длительности получаются так же, как и доли: они возникают при делении целой на равные доли. Поэтому длительность можно подсчитывать так же как дробные числа: 1/2, 1/4 ,1/8, 1/16.

(16. Слайд) Самое известное применение математики в музыке это то, что длительности музыкальных нот взяли свои названия у долей. Половинная нота или 1/2 называется так, потому что звучит вдвое короче целой ноты. Из четырёх четвёртых нот (1/4) составляется целая нота. Длительность нот можно подсчитывать также как дробные числа.

С помощью чисел это равенство можно записать так: 1/4 = 1/8 + 2/16. Кроме того, нотный стан это пять горизонтальных параллельных прямых.

(17. Слайд) Итог работы

Анализируя информацию и факты по интересующему меня вопросу: «Можно ли решать задачи в музыке?» я узнал, что оказывается люди очень давно задумывались о связи музыки и математики. Ещё в древнем мире, учёные-философы считали, что музыка без математики не существ

(18. Слайд) Выводы

Исследовав совпадения музыки и математики, я сделал следующие выводы:

- по музыке обязательно надо решать задачи;

- с развитием человеческого общества и цивилизации в целом музыка, как и математика, необходимы человечеству;

- в будущем композиторы напишут еще более интересные музыкальные произведения, математики составят новые математические задачи, но связь музыки и математики останется прежней.

(19. Слайд) «Почтенный Пифагор отвергал оценку музыки, основанную на чувствах. Он утверждал, что достоинства её должны восприниматься умом, и потому судил о музыке не по слуху, а на основании математической гармонии…» (Плутарх (ок. 45-127))

Используемые источники

  • А. Клёнов «Там, где музыка живёт» издательство «Педагогика-Пресс», 1994г

  • Энциклопедический словарь.

  • Словарь Ушакова.

  • Интернет ресурсы











© 2010-2022