- Преподавателю
- Математика
- Программа и к-т планирование/Математический кружок/
Программа и к-т планирование/Математический кружок/
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бондарь К.Е. |
Дата | 31.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Подготовила учитель математики Бондарь К. Е.
Математический кружок:
«Юный математик»
Объяснительная записка
Математика в наши дни проникает во все сферы общественной жизни. Овладение практически любой современной профессией требует тех или иных знаний по математике. С математикой связана и компьютерная грамотность, повсеместное распространение которой - одна из первоочередных задач системы образования сегодня. В школе математика является опорным предметом, обеспечивающим изучение на современном уровне ряда других дисциплин, как естественных, так и гуманитарных, а также технологии и предпрофильного, профильного обучения. Необходимо отметить, что математика является профилирующим предметом на вступительных экзаменах в вузы по широкому спектру специальностей.
На факультативных занятиях учащиеся углубляют знания по основному курсу, получаемые на уроках, приобретают умения решать более трудные и разнообразные задачи. У каждого занятия есть триединая дидактическая цель, если с воспитательной и образовательной целями в программе нет вопросов, то с развивающей возникают проблемы. Заниматься же развитием школьников просто необходимо и надо это делать систематически и целенаправленно.
В детстве ребенок открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. У каждого из них есть способности и таланты, но для того, чтобы они проявились, с ним нужно работать. Сегодня целенаправленное развитие становится одной из центральных задач обучения, приоритет отдается развивающему обучению, т.е. обучению приемам применения знаний, переносу их в аналогичные и измененные условия.
Занятия должны:
-
строится на междисциплинарной, интегративной основе, способствовать развитию психических свойств личности - памяти, воображения, мышления;
-
задачи должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к поисковым приемам познавательной деятельности;
-
система задач должна вести к формированию следующих важнейших характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Организация учебно-воспитательного процесса
Образовательные и воспитательные задачи обучения математике должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей учащихся, специфики математики как науки и учебного предмета, определяющий место в системе школьного обучения и воспитания. Принципиальным положением организации факультативного курса математики в основной школе становится уровневая дифференциация обучения. Учебный процесс ориентируется на рациональное сочетание устных и письменных видов работы как при изучении теории, так и при решении задач. Работа направлена на развитие устной математической речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда, поиск рациональных путей решения задач. Факультативный курс для 6 «а» классе рассчитан на 34 часа ( 1 час в неделю).
Цель внеурочной работы
Способствовать развитию познавательных процессов учащихся, удовлетворению их развивающихся потребностей.
Задачи внеурочной работы
-
Развитие логического, аналитического, конструктивного, алгоритмического, абстрактного, интуитивного и креативного мышлений учащихся и способности устанавливать причинно - следственные связи.
-
Развитие памяти, внимания, воображения, смекалки, воли.
-
Развитие ответственности, дисциплины, самоорганизации, аккуратности, терпения, усидчивости, познавательного интереса к математике.
-
Развитие творческого потенциала ученика, раскрытие личности ребенка.
-
Развитие самостоятельности и умения выходить из сложных жизненных ситуаций.
Методические рекомендации по подготовке учащихся к внеурочной работе
В подготовительной работе целесообразно выделить два аспекта: организационный и дидактический. Организационная деятельность поможет возбудить у школьника интерес к внеурочным занятиям математикой, привлечь их к участию в массовых мероприятиях и прочих состязаниях, к занятиям в математическом кружке или факультативе. Дидактическая же роль подготовительной работы состоит в том, чтобы помочь ученику в преодолении трудностей, возникающих при дополнительных занятиях математикой во внеурочное время, помочь закрепиться в кружке или факультативе, поддержать возникший интерес к дополнительным занятиям математикой и желание заниматься математическим самообучением, тем самым создавать базу каждому для дальнейших личных успехов.
Многообразны виды и приемы подготовительной работы с учащимися. Например, от дидактических игр на уроках математики легко перейти к командным состязаниям между классами.
Организация самообучения школьников с учетом индивидуальных интересов и потребностей
и методические рекомендации по активизации внеурочной работы
В дидактике установлено, что самостоятельная деятельность учащихся по приобретению новых знаний по собственной инициативе, сверх программы школьного предмета, возможна лишь при наличии серьёзного интереса к предмету, увлечения рассматриваемыми проблемами, переходящего в познавательную потребность приобретать сверхпрограммные знания в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями.
Интерес к математике формируется с помощью не только математических игр и занимательных задач, рассмотрения софизмов, разгадывания головоломок и т. п. , хотя и они необходимы, но и логической занимательностью самого математического материала: проблемным изложением, постановкой гипотез, рассмотрением различных путей решения проблемных ситуаций, решением задач (или в старших классах - доказательством теорем) различными методами и приемами. А также, одной из форм внеурочной работы являются конкурсы, которые обладают большим эмоциональным воздействием на участников и зрителей.
Структура программы внеурочной деятельности по математике в 6 «а» классе
Программа состоит из 5 основных тем
-
Из истории математики.
-
Занимательные задачи.
-
Полезная математика и исследование жизненных ситуаций.
-
Познай тайны математики.
-
Элементы комбинаторики.
Примерное тематическое планирование
Темы занятий
Количество часов
Дата проведения
По плану
По факту
-
Происхождение арифметики.
1
02.09.
-
Цифры разных народов.
1
09.09.
-
О счетных приборах. Русские счеты. Вычислительные машины.
1
16.09.
-
Тайны чисел. Что означает каждая цифра. Особенные числа.
1
23.09.
-
Ребусы и загадки о числах и цифрах. Пополнение копилки знаний и творческие работы.
1
30.09.
-
«Люди не одобряют отрицательных чисел…» От Диофанта до Бхаскары
1
07.10.
-
Умножение с помощью палочек, пальцев рук.
1
14.10.
-
Задачи-шутки
1
21.10.
-
Задачи в стихах.
1
28.10.
-
Задачи - головоломки
1
11.11.
-
Нетекстовые задачи - уловки.
1
18.11.
-
Логические задачи со спичками.
1
25.11.
-
Сочинения о математике.
1
02.12.
-
Математические парадоксы.
1
09.12.
-
Исследуем путем взвешивания
1
16.12.
-
Исследуем путем переливания.
1
23.12.
-
Исследуем на объём.
1
13.01.
-
Измеряем расстояние в шагах, локтях, кистях, пальцах.
1
20.01.
-
Стен - газета «Наши открытия»
1
27.01.
-
Пифагор и его квадрат.
1
03.02.
-
Загадочные геометрические фигуры и тела.
1
10.02.
-
Аппликация «Число моего имени на удачу»
1
17.02.
-
Путешествие по математической стране.
1
24.02.
-
Развивай свой мозг.
1
03.03.
-
Игра «Юный математик»
1
10.03.
-
Конкурс « А ну - ка, математики»
1
17.03.
-
Впереди планеты всей - комбинаторики.
1
07.04.
-
Стен - газета « Знаете ли вы?»
1
14.04.
-
Комбинаторика за нас.
1
21.04.
-
Необычные задания из математики.
1
28.04.
-
Познаем мир через математику.
1
05.05.
-
Конкурс математических стихов.
1
12.05.
-
Конкурс головоломок.
1
19.05.
-
Конкурс сочинений «Математический кружок для меня…»
1
26.05
Используемая литература:
1.Сборник конкурсных задач по математике В.М.Говоров,П.Т.Дыбов,Н.В.Мирошин, С.Ф.Смирнова,1986 г.
2.Заочные математические олимпиады,Н.Б.Васильев,В.П.Гутенмахер,Ж.М.Раббат,А.Л.ТООМ,
1987г.
3. Сборник задач по геометрии для6-8 классов,Н.Н.Никитин,Г.Г.Маслова,1968г..
4.Журналы Математика в школе,1989-2005 годы.