Конспект урока по наглядной геометрии на тему «Танграм» ( 5классе)

Цели: Обучающие: 1.     получить  новые знания, информацию об игре «Танграм»; 2.     научится визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель; Развивающие: 1.     использование для достижения поставленной задачи уже полученные знания; 2.     развивать наглядное  воображение, логического мышления и внимательности; 3.     активизировать мыслительную деятельность школьников, наблюдательность; Воспитательные: 1.  воспитание настойчивости и терпения при в...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по наглядной геометрии на тему «Танграм» ( 5классе)Конспект урока по наглядной геометрии на тему «Танграм» ( 5классе)Конспект урока по наглядной геометрии на тему «Танграм» ( 5классе)Конспект урока по наглядной геометрии на тему «Танграм» ( 5классе)Конспект урока по наглядной геометрии на тему «Танграм» ( 5классе)Конспект урока в 5классе.

Учитель: Храброва Екатерина Викторовна

Тема: «Танграм».

Цели:

Обучающие:

  1. получить новые знания, информацию об игре «Танграм»;

  2. научится визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель;

Развивающие:

  1. использование для достижения поставленной задачи уже полученные знания;

  2. развивать наглядное воображение, логического мышления и внимательности;

  3. активизировать мыслительную деятельность школьников, наблюдательность;

Воспитательные:

  1. воспитание настойчивости и терпения при выполнении заданий;

  2. воспитывать познавательный интерес; самостоятельность;

  3. воспитание личности с нестандартным мышлением.

Планируемые результаты:

  • личностные: усилить развитие логического мышления и пространственных представлений учащихся; умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в устной речи; самооценка результатов деятельности; формирование начальных элементов конструкторского мышления;

  • метапредметные: умение выделять главное, анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать;

  • предметные: представление об игре «Танграм».


Хорошее воображение - это качество,

необходимое в равной мере

и математику, и поэту.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Ребята, сегодня на уроке мы будет открывать что-то новое для себя. Тема нашего урока «Танграм»

  1. Повторение.

Начнем мы наш урок с того, что вспомнил геометрические фигуры, которые вы знаете?

Ответ: треугольник, квадрат, прямоугольник.

Рассмотрим квадрат, из каких геометрических фигур он состоит?






































Какой треугольник называется прямоугольным, равнобедренным?

Дайте определение квадрату.

Второй четырехугольник называется - параллелограмм (его противоположные стороны параллельны)


  1. Изучение нового материала.

Так что же такое Танграм? Сейчас мы с вами перенесемся в Китай и узнаем, откуда вообще появилось это слово.

Сообщения учеников.

  1. Название «Танграм» (Ученик 1)

Местом, где была изобретена игра, является Китай.

Слово танграм - европейское, «тань» - в переводе с китайского означает китаец, а «грамма» - с греческого - буква. В самом Китае головоломку называют «чи тао ту» (хитроумный узор из семи частей).

В книге «Китайский философский и математический транграм» (1817 г.) слово транграм трактуется, как старинное английское слово, обозначающие игрушка - головоломка.

Танграм (от китайского «семь дощечек мастерства») - головоломка, состоящая из семи танов (плоских геометрических фигур), полученных делением квадрата на семь частей - 2 больших, 2 маленьких и 1 средний треугольник, 1 малый квадрат и параллелограмм, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.).

2. Мифы о создании игры «Танграм».

  • Легенда первая: о разбитой плитке. (Ученик 2)

Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.

  • Легенда вторая: три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю» (Ученик 3)

Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей.

  • Легенда 3: семь книг Тана (Ученик 4)

«В записках покойного профессора Челленора, попавших в руки автора, - утверждал Лойд, - имеются сведения о том, что семь книг о танграмах, каждая из которых насчитывает ровно тысячу фигур, были составлены в Китае более 4000 лет назад. Эти книги ныне стали столь большой редкостью, что за те сорок лет, которые профессор Челленор провел в Китае, ему лишь раз удалось видеть первое издание первого из семи томов (сохранившихся полностью) и несколько разрозненных фрагмента второго тома». Согласно легенде Лойда, Тан был легендарным китайским мудрецом, которому его соотечественники поклонялись как божеству. Фигуры в своих семи книгах он расположил в соответствии с семью стадиями в эволюции Земли.

Правила игры «Танграм»:

  • В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.

  • При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.

  • Элементы фигур должны примыкать один к другому.

  • Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.


  1. Закрепление изученного материала.

У каждого на парте лежит конверт, открываем конверт и вынимаем из него фигуры. Проверяем содержимое конверта, все ли фигуры на месте (учащиеся ищут и поднимают фигуру вверх):

  1. Два больших треугольника .

  2. Один средний треугольник.

  3. Два маленьких треугольника.

  4. Один квадрат.

  5. Параллелограмм.

Задание 1: Сложите из двух больших треугольников квадрат, параллелограмм, большой треугольник.

Конспект урока по наглядной геометрии на тему «Танграм» ( 5классе)

Итак, складывая фигуры по-разному, мы получаем новые контуры.

Задание 2: Сложите фигуры по заданному примеру.

Конспект урока по наглядной геометрии на тему «Танграм» ( 5классе)


Задание 3(работа в группах): Воссоздать фигуру по образцу.

Группа 1

Конспект урока по наглядной геометрии на тему «Танграм» ( 5классе)Конспект урока по наглядной геометрии на тему «Танграм» ( 5классе)




Группа 2Конспект урока по наглядной геометрии на тему «Танграм» ( 5классе)

Конспект урока по наглядной геометрии на тему «Танграм» ( 5классе)

Группа 3Конспект урока по наглядной геометрии на тему «Танграм» ( 5классе)Конспект урока по наглядной геометрии на тему «Танграм» ( 5классе)



Группа 4Конспект урока по наглядной геометрии на тему «Танграм» ( 5классе)Конспект урока по наглядной геометрии на тему «Танграм» ( 5классе)


  1. Домашнее задание

Придумать фигурку Танграма, дать ей название, расположить на листе А4 и приклеить.


  1. Итоги урока.

Рефлексия.

Что интересного было на уроке?

А где в жизни могут пригодиться нам навыки, приобретенные сегодня на уроке?

Понравился ли урок?

Ребята оценивают свою работу и работу в группах.


© 2010-2022