- Преподавателю
- Математика
- Дидактический материал по алгебре в 10 классе по теме
Дидактический материал по алгебре в 10 классе по теме
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Михайлова И.В. |
Дата | 14.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вигская средняя общеобразовательная школа
Документы на методический муниципальный конкурс
Дидактические материалы
для учащихся по теме:
«Основные свойства функций»
2011 - 2012 учебный год
Содержание:
страницы
-
Введение. 3 - 5
-
Пояснительная записка. 6 - 13
-
Дидактические материалы: 14 - 22
- Самостоятельные работы:
1.1 Функциональная символика
1.2 Сложная функция
1.3 Область определения функции
1.4 Область значений функции
1.5 - 1.6 Чётность и нечётность функции
1.7 - 1.8 Монотонность функции
1.9 Ограниченность функции
1.10 Обратная функция
1.11 Периодичность функции
1.12 Преобразования графиков функций
- Зачётная работа по теме: «Основные свойства функций» 23 - 30
- Домашняя работа по теме: «Основные свойства функций» 31
- Контрольная работа по теме: «Основные свойства функций» 32 - 33
4. Литература. 34
Введение
«В науке нет широкой столбовой дороги
и только тот достигнет её сияющих вершин,
кто не страшась усталости, карабкается
по её каменистым тропам»
К. Маркс
Проблемы обычного школьного урока привлекают к себе в последнее время, особенно пристальное внимание. О них спорят на страницах газет и журналов, в СМИ, в сети Internet, им посвящаются книги. От учителя требуют не только дать знания, сформировать программные умения и навыки у всех ребят, но главное, научить учащихся творчески распоряжаться ими. Но, к сожалению, урок математики часто сводится лишь к «прохождению» программы, причём преимущественно с использованием объяснительно-иллюстративного метода: посмотри-повтори-запомни, то есть делай как я.
В своей работе я применяю уроки, которые связаны с работой по формированию умений наблюдать, анализировать, строить гипотезы, обобщать, конкретизировать, делать выводы, задавать вопросы, спорить, отстаивать свою точку зрения, оперировать не только маленькими порциями учебного материала, но и знаниями, полученными при изучении темы целиком.
Алгебра держится на четырёх китах - уравнение, числа, тождество, функция.
Один из таких китов, который называется функция, учащиеся не любят. Плохо запоминают, не умеют строить графики функций, одним словом - не понимают, а может и не хотят понять.
Важной задачей для учителя является формирование общих графических представлений.
Как изображаются графически свойства:
- сохранения знака,
- возрастание (убывание),
- постоянства,
- чётность и нечётность,
- периодичность.
Конечно, всё это достигается, прежде всего, при выполнении упражнений и решении задач.
Начиная с 6 класса, где идёт знакомство с функцией, графиками функций, подбираю задания, которые рассчитаны на пробуждение творческой активности учащихся.
Примеры заданий
Синквейн
Сказки
Математические картины
Составляют стихотворение из пяти строчек о функциях
Сочиняют различные сказки, где сказочные герои путешествуют в королевстве «Функция»
Рисуют картины с помощью различных функций
Находят из дополнительных источников, Internet различные упражнения, задания, задачи по теме: «Функция», составляя сборник
Выпускают различные математические листки: «Функция, вперёд!»
Составляют описание функций и их свойств в виде виноградной грозди
Математические листки
Задачи
Кластер
Примеры заданий
Учащиеся самостоятельно совершают исторический экскурс в прошлое: из дополнительных математических источников, энциклопедий, в сети Internet находят дополнительные сведения о функциях и учёных, которые свои труды связывали с понятием функция и объяснением различных терминов и понятий, связанных с функцией.
Из года в год, начиная с 7 класса и по 11 класс, на уроке, где идёт знакомство с различными функциями, свойствами, графиками присутствует талисман:
Магистр - Мисс «Функция»
После введённых понятий о функции, идёт кропотливая работа всех учащихся класса и каждого в отдельности. Особенно важно повторение, закрепление по теме при подготовке к контрольной работе, зачётной работе, и если кто справляется на «хорошо» и «отлично» получает в подарок талисман.
Пояснительная записка
В своей работе я использую различные методы и приёмы получения знаний и умений по различным темам школьного курса по математике. Это и дидактические игры, исследования, проекты, использование учебника, как интеллектуального самоучителя, модульное обучение, творческая самореализация, создание мультимедийных презентаций, использование дидактических материалов по различным темам. Результаты работы показали, что использование дидактических материалов позволяет в рамках учебного процесса обеспечить внутреннюю активность ученика, выражающуюся в его стремлении с помощью своих знаний, умений, интеллекта добиться собственного успеха. Это обеспечивает самореализацию ученика в учебном процессе, его личностный рост, а также знания по математике и способность их применять в других науках. В своей работе я применяю дидактические материалы по различным темам школьного курса математики, алгебры, геометрии. В моей педагогической копилке дидактические материалы по таким темам, как:
- Обыкновенные дроби;
- Десятичные дроби;
- Проценты;
- Степени;
- Одночлены;
- Многочлены;
- Квадратные уравнения;
- Производная;
- Исследование функций;
- Основные свойства функций.
Вашему вниманию я предлагаю комплект дидактических материалов по теме: «Основные свойства функции» для учащихся 10 класса. Они могут быть использованы для работы в классе малокомплектной школы (как наша) и в классах с большой численностью учащихся.
Дидактические материалы предназначены для работы с учениками при прохождении программы, во время итогового повторения, для подготовки к ЕГЭ по математике, и для работы с более сильными учащимися при подготовке выпускников в учебные заведения и в высшие учебные заведения, где профилирующий предмет математика.
Данные задания в достаточной степени обеспечивают проверку усвоения принятой программы по алгебре и началам анализа. А в некоторых заданиях они даже выходят за рамки школьной программы, что отражает особенности преподавания математики в классах с различной математической подготовкой.
Упражнения в дидактических материалах диагностируют и в целом обеспечивают готовность учеников к ЕГЭ. Не секрет, что не всем ученикам «даётся» математика, не всем она и нужна для поступления, но я думаю, гораздо важнее - умения хотя бы в простейших случаях, заниматься математической деятельностью. Для этого требуется не только определённое техническое мастерство, но ещё и начальные математические знания.
Данный сборник дидактических материалов обучающий, так как задачи сгруппированы в систему по каждому пункту учебника для общеобразовательных учреждений «Алгебра и начала анализа 10 - 11 классы» Москва «Просвещение», 2007 год, под редакцией А. Н. Колмогорова.
По тематическому планированию на данную тему: «Основные свойства функции» отводится 15 часов, которые я распределила следующим образом:
№ урока
Пункт учебника
Тема урока
Элементы содержания
Характеристика основных видов деятельности ученика (на основе учебных действий)
Вид контроля
1
3
Функции и их графики.
Числовая функция; Функциональная символика;
Независимая переменная;
Зависимая переменная;
Область определения;
Область значения;
График функции;
Отображение;
Преобразование.
Вычислять значения функций, заданных формулами;
Строить по точкам графики функций;
Описывать свойства функции на основе её графического представления;
Читать графики реальных зависимостей;
Использовать функциональную символику для записи разнообразных фактов, связанных с рассматриваемыми функциями.
Самостоятельная работа
Задание 1.1 по теме: «Функциональная символика»
2
3
Функции. Построение графиков функций.
Таблица значений;
График функции;
Преобразование графиков функций;
Область определения;
Область значения.
Составлять таблицу значений функций;
Строить по точкам графики функций;
Описывать свойства функции на основе её графического представления;
Строить более сложные графики функций, используя изученные, путём преобразований
Самостоятельная работа
Задание 1.3 по теме: «Область определения функции»
Задание 1.4 по теме: «Область значений функции»
3
4
Чётные и нечётные функции
Чётная функция;
Нечётная функция;
Расположение в декартовой системе координат графика чётной функции;
Расположение в декартовой системе координат графика нечётной функции.
Моделировать реальные зависимости формулами и графиками;
Читать графики реальных зависимостей;
Строить графики чётных и нечётных функций;
Уметь доказывать чётность и нечётность функций.
Самостоятельная работа
Задание 1.5 или 1.6 по теме: «Чётность и нечётность функции»
4
4
Периодичность тригонометрических функций
Наименьший положительный период.
Уметь находить наименьший положительный период тригонометрической функции;
Строить графики тригонометрических функций с учётом периода;
Распознавать виды изучаемых функций.
Самостоятель
ная работа
Задание 1.11 по теме: «Периодичность функции»
5
5
Возрастание и убывание функций. Экстремум.
Возрастание;
Убывание;
Монотонность;
Экстремум;
Экстремум функции.
Описывать свойства функции на основе её графического представления:
Читать графики;
Строить графики изучаемых функций.
Самостоятельная работа
Задание 1.7 по теме: «Монотонность функции»
6
5
Исследование функции на возрастание и убывание. Нахождение экстремума функции.
Возрастание;
Убывание;
Монотонность;
Знакопостоянство;
Экстремум;
Экстремум функции.
Описывать свойства функции на основе её графического представления:
Читать графики функций;
Находить промежутки монотонности;
Находить экстремумы функции.
Самостоятельная работа
Задание 1.8 по теме: «Монотонность функции»
7
6
Исследование функций
Схема исследования:
- область определения;
- область значения;
- точки пересечения с осями координат;
- чётность или нечётность функции;
- возрастание, убывание;
- промежутки знакопостоянства;
- экстремумы.
Строить по точкам графики функций;
Описывать свойства функции;
Использовать функциональную символику для записи разнообразных фактов, связанных с рассматриваемыми функциями, обогащая опыт выполнения знаково-символических действий;
Строить графики функций на основе преобразований известных графиков.
8
6
Исследование функций
Схема исследования:
- область определения;
- область значения;
- точки пересечения с осями координат;
- чётность или нечётность функции;
- возрастание, убывание;
- промежутки знакопостоянства;
- экстремумы.
Строить по точкам графики функций;
Описывать свойства функции;
Использовать функциональную символику для записи разнообразных фактов, связанных с рассматриваемыми функциями, обогащая опыт выполнения знаково-символических действий.
Самостоятельная работа
Задание 1.9 по теме: «Ограниченность функции»
9
7
Свойства тригонометрических функций
Схема исследования:
- область определения;
- область значения;
- точки пересечения с осями координат;
- чётность или нечётность функции;
- возрастание, убывание;
- промежутки знакопостоянства;
- экстремумы.
Строить по точкам графики функций;
Описывать свойства тригонометрических функций;
Использовать функциональную символику для записи разнообразных фактов, связанных с рассматриваемыми функциями, обогащая опыт выполнения знаково-символических действий.
10
7
Свойства тригонометрических функций
Схема исследования:
- область определения;
- область значения;
- точки пересечения с осями координат;
- чётность или нечётность функции;
- возрастание, убывание;
- промежутки знакопостоянства.
- экстремумы.
Строить графики тригонометрических функций путём преобразований, отображений;
Распознавать виды изучаемых функций;
Показывать схематическое изображение на координатной плоскости графиков в зависимости от значений коэффициентов, входящих в формулы.
11
7
Гармонические колебания
Гармонические колебания;
Амплитуда;
Частота;
Период.
Уметь находить в формуле гармонического колебания амплитуду, период, частоту;
Описывать свойства гармонического колебания с использованием графика функции.
12
40
Понятие обратной и сложной функции
Сложная функция;
Обратная функция.
Вычислять значения сложной и обратной функции;
Уметь составлять сложную и обратную функцию;
Описывать свойства сложной и обратной функции;
Строить графики сложных и обратных функций.
Самостоятельная работа
Задание 1.2 по теме: «Сложная функция»
Задание 1.10 по теме: «Обратная функция»
13
3-7, 40
Преобразование графиков функций
Симметрия относительно осей координат;
Отображение графиков функций.
Строить графики функций на основе преобразований известных графиков;
Моделировать реальные зависимости формулами и графиком;
Читать графики реальных зависимостей;
Решать уравнения графическим способом.
Самостоятельная работа
Задание 1.12 по теме: «Преобразования графиков функций»
14
3-7, 40
Зачёт по теме: «Основные свойства функций»
Числовая функция;
Тригонометрическая функция;
Область определения;
Область значения;
Пересечение с осями координат;
Сложная функция;
Обратная функция;
Промежутки монотонности;
Промежутки знакопостоянст
ва;
Периодичность тригонометрических функций;
Чётность и нечётность;
Экстремумы функции.
Проверить усвоение изученного материала;
Устранить пробелы в знаниях;
Подготовиться к контрольной работе.
Зачётная работа по теме: «Основные свойства функций»
Варианты
1 - 15
15
3-7, 40
Контрольная работа по теме: «Основные свойства функций»
Числовая функция;
Тригонометрическая функция;
Область определения;
Область значения;
Пересечение с осями координат;
Сложная функция;
Обратная функция;
Промежутки монотонности;
Промежутки знакопостоянст
ва;
Периодичность тригонометрических функций;
Чётность и нечётность;
Экстремумы функции.
Выявить знания учащихся.
Контрольная работа по теме: «Основные свойства функций»
Цель данного сборника дидактических материалов:
- Выполнение различных упражнений, которые способствуют повышению учебной мотивации учащихся;
- Создание условий, в которых учащиеся могли бы самостоятельно планировать и анализировать собственные действия, находить выход из любой ситуации, реально оценивать свои возможности и знания, а также пути их совершенствования.
Для достижения поставленных целей были определены задачи:
- Отработать навыки построения графиков функций;
- Уметь находить область определения и область значения функций, промежутки монотонности, экстремумы и экстремумы функции;
- Исследовать функцию на чётность и нечётность;
- Находить наименьший положительный период тригонометрических функций;
- Выполнять различные преобразования графиков функций.
Конечно, все возможности для проявления учениками способностей к математике в процессе решения этих заданий определяется ещё и деятельностью учителя математики. Ведь сейчас учитель математики в основном готовит учеников к ЕГЭ по какому-то определённому шаблону, на основе аналогичных примеров, задач, решаемых публично, которые доступны на различных сайтах сети Internet. А ведь совсем другое дело, когда его ученики видят задание впервые на самостоятельной, зачётной или контрольной работах того или иного типа. Каждый учащийся старается решать задания своим способом.
Я считаю и убеждена, что если мы учителя математики, хотим от нашего ученика, чтобы он, побыстрее отошёл от школярства, необходимо поставить его в такие условия, где от «натаскивания» мало толку - в разумных, конечно, пределах.
Конечно, же, и в малокомплектных школах есть такие ученики, которые хотят знать математику, находят нестандартные пути решения в заданиях, поэтому данные дидактические материалы я использую для каждого ученика, имеющего различный математический потенциал. И в тоже время надо обязательно помнить, чтобы научиться решать задачи, нужно их решать.
Дидактические материалы по теме: «Основные свойства функций»
Самостоятельные работы
Зачётная работа
Дидактические материалы
Творческая домашняя работа
Контрольная работа
Самостоятельные работы
Задания 1.1 - 1.12
Число вариантов: 2
Тема самостоятельной работы
Номера
Оценка знаний
Способ выполнения самостоятельной работы
Ученикам предлагается при выборе последовательности решаемых задач действовать по своему усмотрению.
Более сильный учащийся умеет разобраться в условиях задачи. Понимает, насколько они достаточны для её решения: он обладает более высокой логической культурой; довольно свободно переходит от аналитической постановки задачи к её наглядной интерпретации и наоборот; умеет отыскивать примеры и контрпримеры, для подтверждения или опровержения некоего предположения; умеет обобщать полученные результаты. Задания, в которых от ученика требуются именно такие свойства его интеллекта, есть по возможности в каждой самостоятельной работе данного комплекта дидактических материалов. А от каждого ученика в классе необходима способность, хотя и в малых порциях к продуктивной математической деятельности. Поэтому в задачах есть возможность для учащегося для поиска другого, более простого решения.
Роль учителя в выполнении самостоятельной работы учащимися
- Учителю можно предложить для работы не все задания полностью, а некоторую его часть;
- Учитель заполняет таблицу результатов:
№ самостоятельной работы
Фамилия, имя учащегося
№ варианта
Выполненные номера
Оценка за самостоятельную работу
Ошибки, допущенные учеником в самостоятельной работе
- По данной таблице результатов удобно корректировать знания учащихся.
Примеры самостоятельных работ для учащихся
Зачётная работа
Зачётная работа
Число вариантов: 15
Профильный уровень
Продвинутый уровень
Базовый уровень
Варианты с 1 по 5
Варианты с 11 по 15
Варианты с 6 по 10
Оценка «3»
Оценка «4»
Оценка «5»
Способ выполнения зачётной работы
Данная зачётная работа представлена разным уровнем заданий. Учащийся вправе выбрать любой, по его математическим способностям.
Роль учителя в выполнении зачётной работы учащимися
- Учителю даёт возможность максимально точно оценить знания каждого ученика;
- Учитель заполняет таблицу результатов:
№ варианта зачётной работы
Фамилия, имя учащегося
Оценка за зачётную работу
Ошибки, допущенные учеником в зачётной работе
- По данной таблице результатов удобно корректировать знания учащихся.
Примеры зачётной работы для учащихся
«3»
«4»
«5»
Домашняя работа
Домашняя работа
Число заданий: 20
В сети Internet, различных сайтах
Из сборников для подготовки к ЕГЭ
Из дополнительной литературы
Из КИМов
Из учебников
Способ выполнения домашней работы
Данная домашняя работа составляется каждым учеником, индивидуально. Учащиеся обмениваются работами путём жеребьёвки, решают и сдают на проверку тому, кто данную работу составлял (у него она должна быть решена и проверена учителем).
Роль учителя и учащегося в выполнении домашней работы
- Учащийся, проверяющий домашнее задание заполняет таблицу результатов:
Фамилия, имя учащегося, составлявшего домашнюю работу
Фамилия, имя учащегося, выполнявшего домашнюю работу
Оценка за домашнюю работу
Результат проверки учителем
- Учитель контролирует результат выполнения домашней работы.
Контрольная работа
Контрольная работа по теме: «Основные свойства функций»
Число вариантов: 2
Число заданий: 3
На «4»
Номера: 1, 2
На «3»
Номера: 1(а), 2
На «5»
Номера: 1, 2,3
Способ выполнения контрольной работы
Данная контрольная работа состоит из двух вариантов, что ставит учеников практически в равные условия и облегчает проверку их работ.
Роль учителя в выполнении контрольной работы
- Учитель проверяет контрольную работу и заполняет таблицу результатов:
Фамилия, имя учащегося, выполнявшего контрольную работу
№ варианта контрольной работы
Оценка за контрольную работу
Ошибки, допущенные учеником в ходе выполнения контрольной работы
- Учитель анализирует результат выполнения контрольной работы.
Пример контрольной работы для учащихся
по теме: «Основные свойства функций»
После выполнения всех самостоятельных работ, зачётной работы, домашней работы и контрольной работы учитель обрабатывает все результаты учащихся и заносит их в итоговую таблицу:
Фамилия, имя учащегося
Уровень обученности
Качество знаний
Средний балл
Литература:
-
Газета «Математика» приложение к 1 сентября.
-
«Контрольные и зачётные работы по алгебре» к учебнику под редакцией А. Н, Колмогорова «Алгебра и начала анализа 19-11 классы» (учебно-методический комплекс). П. И. Алтынов Издательство «Экзамен», Москва - 2004 год.
-
«Интенсивный курс подготовки к экзамену» (Математика) О. Черкасов,
А. Якушев Москва Айрис-пресс, 2003 год.
-
«Тесты по математике». К. Н. Лунгу, Москва Айрис-пресс, 2003 год.
-
«Система тренировочных задач и упражнений по математике» А. Я. Симонов,
А. Г. Эпельман Москва. Издательство «Просвещение», 1991 год год.
-
Учебник для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений «Алгебра и начала анализа 10 - 11 классы». Под редакцией: А. Н. Колмогорова Москва «Просвещение» 2007 год.
-
«Дидактические материалы по алгебре и математическому анализу»
В. И. Рыжик Москва «Просвещение», 1997 год.
-
Учебно-методический комплекс: «Математика пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию» Л. Д. Лаппо, М. А. Попов Издательство «Экзамен» Москва, 2005 год.
-
«Тренировочные тематические задания повышенной сложности с ответами» Математика, Издательство «Учитель» Волгоград, 2007 год.
Директор МБОУ ВСОШ: ______________ (Русова Н. Н.)
Заместитель директора по учебной работе: _______________ (Попова С. А.)