• Преподавателю
  • Математика
  • Методы инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике

Методы инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике

Раздел Математика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методы инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Происходят изменения в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные способы передачи информации учащимся уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям. Нам учителям необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Одной из задач учителя является включение каждого ученика в деятельность на уроке, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей. В настоящее время профессиональная подготовка педагога к учебному процессу должна быть творческой, он должен мыслить нетрадиционно.

В своей педагогической деятельности я ставлю цель, чтобы с помощью средств новых педагогических и информационных технологий увеличивать свой дидактический потенциал, позволяющий оперативно осуществлять обратную связь, открывать ученику возможность продвигаться и активно участвовать в учебно-познавательном процессе.

Как заинтересовать математикой? Дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

О некоторых средствах повышения эффективности обучения и приемах активизации познавательной деятельности учащихся, которые используются мною, я хочу рассказать. Не все, представленное вашему вниманию, является моим "изобретением", многое найдено из источников полезной информации.

Одной из трудностей, с которой сталкиваются учителя математики, является изучение теорем в геометрии. Большинству детей теоремы даются очень непросто, а для некоторых даже не по силам. Я в своей практике нашла выход из этой ситуации. Поэкспериментировала на уроке более углубленную работу с теоремой. Изучая тему «Средняя линия треугольника» после доказательства теоремы на уроке я предложила детям карточку, в которой было изложено доказательство этой же теоремы. В карточке частично не хватало небольших фрагментов. Детям предлагалось восстановить недостающий текст, тем самым дети внимательно вчитывались в текс теоремы в учебнике и заполняли пробелы в карточке. Таким образов теорема была проработана детьми два раза. Следующий этап изучения теоремы оказался для них более интересным. Учащиеся получили карточку с той же теоремой, но при доказательстве были допущены ошибки. Учащимся было предложено отыскать эти ошибки и исправить. Сколько же раз читал каждый ученик эту теорему? Кто-то 2, кто-то 3. А как читали? Читали медленно и вдумчиво! А какой интерес и активность вызывает такая работа - нахождение ошибок учителя! Открыв учебник дома, ребенок увидит уже знакомую ему теорему. Осталось её повторить. Поверьте мне, уважаемые коллеги, этот эксперимент удался! Теоремы больше не вызывают страх у детей.

Предлагаю взглянуть на теорему о средней линии треугольника, в которой допущены ошибки.

Теорема. Средняя линия треугольника параллельна одной из его сторон и равна ее половине.

Методы инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике

Доказательство.

Пусть DE - средняя линия треугольника АВС. Докажем, что DE параллельна АВ и равна ее половине. Отложим на прямой DE отрезок EF = DE и соединим отрезком точки B и F.

Треугольники ECD и EBF равны по второму признаку равенства треугольников. Следовательно, BF = CD, значит, BF = AD. Угол 3 равен углу 2, значит, прямые AC и BF параллельны. Таким образом, по признаку параллелограмма, четырехугольник ABFD - параллелограмм. Итак, сторона АВ параллельна и равна стороне DF. Средняя линия DE равна половине DF и, следовательно, половине АВ.

Рассмотрим другой пример. Такие опросы провожу в начале урока при повторении пройденного материала с целью активизации внимания и повышения работоспособности учащихся.

Изучение темы «Средняя линия треугольника и трапеции»

Продолжите предложения:

1) Трапеция - это четырёхугольник…

Методы инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике

2) Средняя линия треугольника - это…

Методы инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике

3) В любом треугольнике можно построить … средние линии.

Методы инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике

4) Средняя линия треугольника обладает свойством …

Методы инновационных технологий для активизации учебно-познавательной деятельности в процессе обучения математике

5) Верно ли определение: отрезок, соединяющий середины двух сторон трапеции, является средней линией? (Нет, отсутствует слово боковых сторон).

6) А сколько средних линий можно построить в трапеции? (Только одну).

7) Каким свойством обладает средняя линия трапеции? (Средняя линия трапеции параллельна основаниям и равна их полусумме.)

8) Определите вид трапеции. Назовите свойства этого вида трапеции. (Это равнобокая трапеция, у неё углы при каждом основании равны, диагонали равны, высота, проведённая из вершины тупого угла, делит большее основание на отрезки, один из которых равен средней линии, т.е. полусумме оснований, а другой - полуразности оснований.)

Одной из основных задач преподавания курса математики в школе является формирование у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков. Поэтому большое внимание на уроках уделяю устному счету, различным приемам устной работы. В ходе устного счета развивается память, быстрота реакции, воспитывается умение сосредоточиться, инициатива учащихся, потребность к самоконтролю, повышается культура вычислений.

В настоящее время обучение математике в школе можно и нужно строить так, чтобы оно представлялось для учащегося маленькими открытиями, по ступенькам которых ученик может подняться и достичь поставленной цели.


© 2010-2022