Конспект занятия № 3 математической школы Пифагорёнок для учащихся 4-го класса

Раздел Математика
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3-е заседание экспериментальной математической школы «Пифагорёнок» для учащихся 4-х классов. 27 ноября 2014 г.

/В рамках работы муниципального семинара для заместителей директоров по учебной работе по теме: «Активные формы работы с учащимися на уроках как средство повышения качества знаний» /

Место проведения: МБОУ «Колюбакинская СОШ».

Время проведения: 10 часов 00 мин.- 10 часов 45 минут.

Участники образовательного процесса: учащиеся 4 и 6 классов.

Руководители занятия: Максименко Н.Н.- учитель начальных классов, Сокол Л.И.- учитель математики МОУ «Колюбакинская СОШ».

Тьютеры: участники математического кружка учащиеся 6-A класса, руководитель математического кружка учитель математики Сокол Л.И.

Место занятия среди всех занятий в этом учебном году: 3-е занятие среди 10 занятий.

Тема занятия: « Решение нестандартных задач. Подготовка к школьной математической олимпиаде»

Форма занятия: Мозговой штурм.

Основная цель занятия:

  • Формирование интереса к учению - важное средство повышения качества обучения школьников.

  • Выявление учащихся, способных решать нестандартные задачи по математике.

  • Умение учащихся работать и получать новые знания в разновозрастных группах и парах

Задачи:

Образовательные

  • Формирование эвристических умственных действий в развитие каждого ребенка.

  • Формировать у школьников при решении нестандартных задач инициативу и активность.

  • Знакомство с различным подбором задач, каждая из которых рассматривается и решается как новая, без использования закономерностей, лежащих в основе определенного класса задач.

  • Основное внимание уделить на занятии задачам на установление соответствий между элементами различных множеств, на упорядочивание множеств, на установление временных, пространственных, функциональных отношений, на активный перебор вариантов отношений, комбинаторным задачам.

Развивающие

  • Учить младших школьников не бояться решать нестандартные задачи, добывать знания из разных источников, логически и нестандартно мыслить.

  • Развивать логическое мышление. Сообразительность учащихся.

  • Прививать интерес к математике.

  • Развивать преемственность между начальным и средним звеном.

  • Учить младших школьников учащихся умению работать в парах.

  • Заинтересовать учащихся новой формой работы. Продолжить в системе начатую пропедевтическую работу для дальнейших занятий математикой на более сложном уровне.

Основные педагогические технологии: технология деятельностного подхода при обучении математике, технология разновозрастного содружества.

Основные способы решения задач повышенной трудности:

  • Аналитический.

  • Синтетический.

  • Аналитико-синтетический.

  • Основные формы работы на занятии:

  • Индивидуальные.

  • Парные.

  • Коллективные.

Основные методы: словесные, проблемные, дедуктивные и индуктивные, исследовательские, самостоятельная работа.

Оборудование занятия: индивидуальный раздаточный материал, тексты нестандартных задач, презентация задач, экран, компьютер, проектор.

Краткий ход занятия:

  • 1-й этап. Подведение итогов прошлого занятия: результаты малой олимпиады.

  • 2-й этап. Разминка при решении устных задач. (4 задачи)

  • 3-й этап. Решение задач на развитие внимания (2 задачи)

  • 4-й этап. «Торопись, но не ошибись!» (2 задачи)

  • 5-й этап. Работа в парах. Разбор готового решения задачи на установление соответствий между элементами различных множеств.

  • 6-й этап. Работа в парах. Разбор готового решения задачи на установление функциональных отношений.

  • 7-й этап. Реши самостоятельно задачу на упорядочение множеств.

  • 8-й этап. Подведение итогов.

Приложение № 1


Занятие № 3

Подготовка к олимпиаде (районный тур)

4 класс

  • Разминка (4 общих легких задач для учащихся 4 класса);

  • Задачи на смекалку (2 общих задач для учащихся 4 классов на внимание);

  • «Торопись, но не ошибись!» (2 общих задачи для учащихся 4 классов, требующих небольшого сосредоточения и особенного внимания);

  • Разбор готового решения задачи на упорядочение множеств.

Задача № 1

На улице, встав в кружок, беседуют четыре девочки: Аня, Валя, Галя, Надя. Девочка в зеленом платье - не Аня, не Валя - стоит между девочкой в голубом платье и Надей. Девочка в белом платье стоит между девочкой в розовом платье и Валей. Какого цвета платье каждой девочки?

Решение:

1) Если Аня не в зеленом, то она может быть в белом, голубом, розовом. А все остальные девочки - в белом, зеленом, розовом и голубом.

2) Если девочка в белом платье, стоит между девочкой в розовом платье и Валей, то Валя ни в белом и ни в розовом. Т.е. Валя может быть в зеленом и голубом платье.

3) А т.к. не Валя стоит между девочкой в голубом платье и Надей, то можно допустить, что Аня - в белом, а Валя - в голубом.

4) Тогда нетрудно заметить, что в розовом платье будет одета Надя, в зеленое платье - Галя.


  • Разбор готового решения задачи на активный перебор вариантов отношений.

Задача № 2.

На одной из сторон каждой из трех карточек нарисовано квадрат, треугольник, круг. На другой стороне написано « круг или треугольник», «квадрат», «треугольник». Ни одна из записей не соответствует действительности. На какой из карточек изображено: квадрат, треугольник, круг?

Решение:

1. Начнем рассуждение с карточки, на которой написано «круг или треугольник»: эта запись неверна, значит, на карточке написано «квадрат».

2. Рассмотрим карточку с надписью «треугольник». Следовательно, на ней надпись «квадрат» или «круг». Но «квадрат» уже есть, следовательно, на ней надпись: «круг».

3. Карточка с надписью «квадрат» есть «треугольник».


  • Реши самостоятельно задачу комбинаторную задачу.

Задача № 3

Из 17 спичек составили одинаковые треугольники и квадраты со стороной в одну спичку. У составленных фигур нет общих спичек. Сколько получилось отдельно треугольников и квадратов, если использовать все спички.

Ответ: два равных квадрата и три равных треугольника.

Заочная олимпиада:


  • Реши самостоятельно задачу на установление соответствий между элементами различных множеств.

Задача № 1

В пенале 7 коричневых и 5 зеленых карандашей. Не глядя, берут 1 карандаш. Сколько надо взять карандашей, чтобы среди них было не меньше двух коричневых и не меньше трех зеленых.

Ответ: 10 карандашей.

  • Реши самостоятельно задачу на установление Функциональных отношений.

Задача № 2.

У всех 25 учеников на родительское собрание пришли родители: папы и мамы. Мам было 20, а пап - 10. У скольких учеников на собрание пришли и папы и мамы?

Ответ: у пяти учеников.

  • Реши самостоятельно задачи

Задача № 3.

Если отсчитать подряд 9 чисел, начиная с 2, через одно, последнее число разделить на 3 и прибавить 2, то можно узнать, сколько лет Васе.

Задача № 4.

В прошлом году было на 25 девочек больше, чем мальчиков. В этом году в школу приняли 30 мальчиков и 15 девочек. Кого стало больше и на сколько?

Задача № 5.

Ребята повели лошадей на водопой. Сколько было ребят и сколько лошадей, если при подсчете оказалось 26 голов и 82 ноги?

Задача № 6.

Верна ли запись? 6548:2+987•4•(342-342)=0

Задача № 7.

Четверка лошадей мчалась со скоростью 16 км/ч., с какой скоростью ехал ямщик, управлявший этими лошадьми?

Приложение № 2. Презентация по первой части занятия.

Приложение № 3. Презентация итогов работы математической школы на втором

занятиии.

Конспект занятия № 3 математической школы Пифагорёнок для учащихся 4-го класса

© 2010-2022